Главные вкладки

    Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов
    статья (2 класс) на тему

    Комина Ольга Ивановна

    Цель моего выступления: знакомство  коллег с опытом  работы по формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира (1,2 класс), используя  систему заданий  учебника и тетради на печатной основе .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_lich.uud_.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование  личностных универсальных учебных действий младших школьников»

    учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ № 9»

    г.Энгельс

    Саратовская область

    Комина О.И.

                           Формирование личностных универсальных

    учебных действий младших школьников.

    Слайд 1

           Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится  обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

          В составе основных видов УУД, диктуемых ключевыми целями общего образования, выделяют личностные универсальные учебные действия.

    Слайд 2.

       Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию уч-ся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:

    Слайд 3.

    -личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

    -смыслообразование, т.е установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;

    -нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

    Основные характеристики личностного развития уч-ся начальной школы.

    Слайд 4.

    Самопределение, заключающееся в:

    1.формировании основ гражданской идентичности личности, т.е чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества, осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

    2.формировании картины мира, культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека, т.е ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

    3.развитии Я-концепции и самооценки личности, т.е формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

    Слайд 5.

    Смыслообразование, заключается

    в формировании ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

    -развития познавательных интересов, учебных мотивов;

    -формирования мотивов достижения и социального признания;

    -мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

    Слайд 6.

    Нравственно-этическая ориентация включает:

    -формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

    -ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

    -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

    -выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

    -формирование моральной самооценки;

    -развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

    -развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

    -формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

    -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

    Формирование характеристик личностного развития школьника:

    Слайд 7.

    Личностные УУД

    деятельность учителя по ее формированию

    1.Формирование основ гражданской идентичности личности.

    Специально организованное наблюдение, обсуждение литературных произведений, информирование уч-ся о политической обстановке в стране.

    (окр.мир раздел «Россия – Родина моя», лит. чтение раздел «О нашей Родине», беседы, кл.часы «День единения России» и др.).

    Слайд 8.

    2.Формирование картины мира, культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека.

    -беседы «Без трудов нет плодов» и др.

    -уроки-экскурсии;

    -дискуссии;

    -диспуты;

    -лекторий в 1 классе «Все профессии нужны, все профессии важны»;

    -организация презентаций собственных исследований (урок – дискуссия по окружающему миру «Все профессии нужны, все профессии важны», составление путеводителя по профессиям «Куда пойти учиться?»)

    Слайд 9.

    3.Развитие Я-концепции и самооценки личности.

    -формирование адекватной

    самооценки через проведение различных видов рефлексии для овладения механизмом развития самосознания.

    а)оцени правильность выполнения задания:

    быстро, правильно;

    правильно, но медленно;

    правильно, но с помощью других;

    быстро, но неправильно

    б)сегодня на уроке:

    я узнал

    я понял

    мне было трудно

    мне было интересно и т.д.

    -беседы «По имени и житие», «Что в имени тебе моем»…

    Слайд 10.

    4. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

    -беседы (тебе нравится учиться, что тебе больше всего нравится в школе, расскажи, кто такой – хороший ученик, представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу, ты согласишься и т.д.), «Как учиться, чтобы учиться хорошо»

    -создание «ситуаций успеха»;

    -проблемная ситуация;

    -организованное наблюдение;

    -экскурсии, прогулки, посещения театров, музеев, библиотек;

    -викторины, конкурсы, олимпиады;

    -обучение проектно-исследовательской деятельности (Проект «Нелетающие птицы», посещение краеведческого музея , актуализация знаний о русских обычаях и праздниках).

    Слайд 11.

    5.Формирование потребности в социально значимой и социально оцениваемой деятельности

    создание ситуаций

    -успеха, обстановки, вызывающей положительные эмоции;

    • преодоления неудач;
    •  сопереживания людям;
    •  оказания помощи.

    (Урок- обобщение «Волшебница –зима»

    по лит.чтению стал толчком к изготовлению книжек-малышек для уч-ся 1 классов со стихами, пословицами, песнями, иллюстрациями о зиме. В преддверии праздников 8 Марта, 9 мая были проведены беседы, кл.часы о помощи больным, ветеранам. Итог: инициатива учащихся, чьи мамы работают в онкологическом диспансере и госпитале для ветеранов войн – изготовить своими руками поздравительные открытки и передать их по месту назначения. Душевный отклик вызвали сами замечательные творческие работы ребят и благодарности руководителей мед.учреждений. Так же дети активно участвуют во всех социальных акциях, проводимых в школе: сладкий подарок другу, диски для ребят из приюта «Надежда», газеты о здоровом питании, письмо солдату.)

    Слайд 12.

    6.Формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий, уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности.

    -знакомство с мировой и отечественной историей;

    -беседа;

    -чтение художественной литературы;

    -диалоговая деятельность;

    -исследовательская деятельность;

    Во 2 классе по окружающему миру в разделе «Россия-Родина моя» дана тема «Какого народа ты сын». Цель данного урока показать, что Россия - удивительная страна! Она стала общим домом для многих народов, у которых свой язык, свои обычаи, своя культура. Рассматривая одежду, слушая народные песни, танцевальные ритмы, дискутируя об обычаях и обрядах разных народов нашей страны, мы приходим к выводу, что  величие России – в крепкой дружбе всех живущих в ней народов.

    -игры.

    Игра «Все мы чем-то похожи» (дети разбиваются на группы по 4-5 человек и составляют список того, что объединяет ее членов, побеждает та группа, которая найдет наибольшее количество общих черт: у каждого из нас есть сестра, любимый цвет у нас ….. мы все любим макароны, мы не выносим ябед….)

    Слайд 13.

    7.Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

    -воспитание добрым поступком, ласковым словом, уважением к личности;

    -беседы «Страницы веселого этикета», «Дружба крепкая...», «Слово не воробей...», «Поступай, как велит тебе твоя совесть», «Спешите делать добрые дела»

    -наблюдение и обсуждение поступков;

    -обыгрывание ситуаций;

    -предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми (Представь, что ты герой этих историй. Дай им оценку и выскажи собственное мнение).

    - «этические пятиминутки» (Этические пятиминутки прожитого дня станут незабываемыми, когда в классе работает «свободный микрофон» и каждый может высказать в адрес любого члена коллектива критические замечания.);

    -выбор эффективного способа для достижения цели(Придумай историю «Почему мальчик плачет»);

    -проектная деятельность (Накануне праздника «День матери» у уч-ся возникла мысль поздравить мам с этим праздником. Но знаний детей об истории его возникновения  было недостаточно. Поэтому было предложено сначала найти нужную информацию, а затем применить творческий  подход к оформлению. Чтобы не заниматься одной работой дети предложили разделиться на группы и приготовить для мам устный журнал, в котором был собран богатый материал об истории праздника, пословицы, стихи, колыбельные песни, портреты мам и горячие поздравления. Устный журнал был показан мамам на ближайшем собрании, где каждая мама увидела результат труда собственного ребенка);

    -внеклассная работа

    Слайд 14.

    8.Развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто  в ней нуждается.

    групповая работа, работа в парах :

    *вовлечение уч-ся;

    *личный вклад в дело;

    *взаимопомощь;

    *наличие необходимых умений и навыков;

    *рефлексия.

    Работа на различного рода уроках в группе, паре. Проведение литературных праздников детьми: С.Михалков, К.Чуковский, А.Барто, А.Пушкин. Группы уч-ся работают над выполнением определенного задания: рассказывают биографию автора, инсценируют произведения, читают наизусть стихи, проводят викторины. Помощь в подготовке мероприятия оказывают не только родители, учитель, но и другие ребята, владеющие той или иной информацией.

    Слайд 15.

    9.Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

    *систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора (Выбери знаки, которые рассказывают, как нужно себя вести в заповеднике. Сделай рисунок-плакат «Береги свою планету, ведь другой похожей нету!»);

    *игровые формы (Игра «Что важно для меня» (представьте, что вы уезжаете на необитаемый остров. Вам нужно взять с собой 3  вещи, самые необходимые и важные для вас. Напишите названия этих вещей на листочке и начните бродить по классу так, чтобы остальные могли прочитать, что на нем написано. Ходите молча и читайте, что написано у остальных. Когда я крикну «Стоп», вы останавливаетесь рядом с кем-нибудь из детей и рассказываете друг другу, почему вы выбрали именно эти вещи)

    *физминутки;

    *прогулки;

    *обсуждение литературных произведений;

    *внеклассная работа : кл.часы, беседы «Скорая помощь», «Питание школьников», «Айболит ведет прием», «Путешествие в страну Здравушку» КВЗ (клуб веселых здоровячков»

             Таким образом, формировать личностные универсальные учебные действия у младших школьников можно через урочную деятельность средствами  УМК «Начальная школа XXI века» и внеурочную деятельность, заключающуюся в творческом подходе учителя к работе.

    Слайд 16.

             В заключение хочется сказать, что очень важно каждому учителю осознать необходимость работы по формированию личностных учебных действий с начальной ступени обучения школьников. Возраст 7-9 лет является благоприятным периодом для усвоения нравственных, моральных, этических и др. норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их выполнению. Эксперименты показали, что если правило воспринято ребенком с положительной эмоцией, то формирование привычки произойдет  в течение месяца, если же применяется наказание, то привычка не формируется вообще. Учителя должны  понимать, что сформированность личностных универсальных учебных действий позволяет ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть социально адаптированным в дальнейшей жизни. А результат  работы учителя будет оцениваться по степени сформированности гражданской, культурной  позиции современной личности, т.е. наличию умений оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, объяснять самому себе собственную позицию, самоопределяться в системе ценностей, действовать в соответствии с этой системой ценностей.

            

                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах"

    Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах". Данные методические рекомендации направлены на методическую помощь учителям начальных классов,...

    Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.

    Формирование личностных универсальных учебных действийЗа последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.   Школа должна не ...

    Групповая работа как средство достижения коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в начальных классах

    В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано...

    Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности.

    Рассматриваются способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"....

    Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности

    Способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"...

    Сборник разноуровневых заданий по теме «Внетабличное умножение и деление» как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 3 класса на уроках математики

    Сборник включает в себя разноуровневые занятий по теме «Внетабличное умножение и деление», которые направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 3 ...