Главные вкладки

    Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
    статья по теме

    Шамаева Ольга Радионовна

     

    Формирование личностных универсальных учебных действий

    За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.   Школа должна не только  вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков  в любой жизненной ситуации. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. В стандартах второго поколения наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные результаты.

    А что же понимается  под универсальными учебными действиями?

     - Конечно же , это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию.

    УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.     image

    Личностные  действия   делятся на 3 блока:     

     1)самоопределение;

    2) смыслообразование;

    3) нравственно-этического оценивания.

    При поступлении в школу ЛУУД определяют индивидуальную готовность к школьному обучению.

    Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению,  которое осуществляется как личностное самоопределение ( какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду).  Это и профессиональное самоопределение, но не только профильное образование, а предпрофильная подготовка: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

     Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов, планов на будущее. Это может быть отдаленное будущее, через 20-40 лет, так и на ближайшее будущее: на завершение своего образования в школе, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.

    Личностное определение - это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,

    что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),

    что я хочу (какие цели я ставлю)

    что я могу (представление о  своих возможностях  )

     что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую),

    что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты,   наиболее заметные достижения)

    Одной из составляющих  является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе он оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений   не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению.

    Еще одним направлением в личностном определении   является действие, связанное с формированием идентичности личности.   Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься,   о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны; 

    Внутренняя позиция ученика одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика.

     

    Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль. Проблема в резком снижении школьной мотивации. Уже в 1 классе дети не проявляют активности, инициативы.  Задача школы формирование умения ставить цели и определять мотивы для её достижения.

    Третий блок – линия нравственного развития личности. Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность, отношения с учителями, со сверстниками. ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами,   способность оценивать  свое поведения и поступки,  понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности;  нравственно – эмоциональной отзывчивости  на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни;    

    Учитель учит оценивать  и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» » («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции  общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе  и отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).

    Учебник литературного чтения формирует следующие личностные универсальные действия:

    -смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»;

    -самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;

    -основ гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России;

    На развитие ЛУУД направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?  Найди слова,  где выражена главная мысль рассказа.

    В 1 классе, работая над стихотворением А.Барто «Я выросла» формируется школьная мотивация, изучая стихотворения А.Барто «Разлука», «Две сестры глядят на братца», Я Акима «Мой брат Миша», Э.Мошковской «Трудный путь» формируется личностная идентичность - роль брата или сестры, сына или дочери.

    Многие тексты   учебников по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, в 3 классе произведения «Красные яблоки» И.Дика, «Тайное становится явным» В.Драгунского. На этих же произведениях развивается действие самопознания «Вспомни, не было ли в твоей жизни, ситуаций, когда тайное становилось явным?».

    В 1 классе в «Азбуке» есть произведения на развитие гражданственности: «Название русских городов», «Происхождение русских фамилий», «Наше Отечество».

    Одна из целей предмета «Окружающий мир»   – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.

    - На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. -Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл.

    В учебнике окружающего мира за 2 класс изучение материала об истории России формирует гражданскую идентичность.

    Все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано, позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

    Для развития ЛУУД возможно использование разных образовательных технологий.

    Технология проблемного диалога   стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует  самостоятельность;   формирует  убеждения;

     Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.

     Используя   ИКТ технологии      ведется формирование адекватной самооценки, осознанности учения и учебной мотивации,   адекватного реагирования на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации

     В технологии ситуативного обучения формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценка других, навыки конструктивного взаимодействия.

    Технология продуктивного чтения формирует ЛУУД   если анализ текста порождает оценочные суждения.

     Технология уровневой дифференциации формирует   адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

     Формирование ЛУУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.

    Промежуточные результаты диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование ЛУУД позволяет повысить  уровень обученности каждого ребенка.

    Над формированием   универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Выполняемая мною работа – эта часть пути для реализации стандартов второго поколения.

    Таким образом, в сфере личностных универсальных учебных действий  у выпускника начальной школы будут сформированы:

    ·           внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

    ·           широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

    ·           учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

    ·           ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

    ·           способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    ·           основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

    ·           ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    ·           знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

    ·           развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

    ·           эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

    ·           установка на здоровый образ жизни;

    ·           основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

    ·           чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    Выпускник получит возможность для формирования:

    ·           внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

    ·           выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

    ·           устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

    ·           адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

    ·           положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

    ·           компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

    ·           морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    ·           установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

    ·           осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

    ·           эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lichnostnye_uud.docx30.86 КБ
    Файл prezentatsiya1_uud.pptx1.72 МБ

    Предварительный просмотр:

    Шамаева Ольга Радионовна

    Формирование личностных универсальных учебных действий

    Личностные универсальные учебные действия

    За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.   Школа должна не только  вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков  в любой жизненной ситуации. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. В стандартах второго поколения наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные результаты.

    А что же понимается  под универсальными учебными действиями?

     - Конечно же , это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию.

    УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.      

    Личностные  действия   делятся на 3 блока:    

     1)самоопределение;

    2) смыслообразование;

    3) нравственно-этического оценивания.

    При поступлении в школу ЛУУД определяют индивидуальную готовность к школьному обучению.

    Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению,  которое осуществляется как личностное самоопределение ( какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду).  Это и профессиональное самоопределение, но не только профильное образование, а предпрофильная подготовка: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

     Все это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов, планов на будущее. Это может быть отдаленное будущее, через 20-40 лет, так и на ближайшее будущее: на завершение своего образования в школе, поступление в учебное заведение, приобретение профессии, построение семейной жизни.

    Личностное определение - это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,

     что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),

     что я хочу (какие цели я ставлю)

    что я могу (представление о  своих возможностях  )

     что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую),

    что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты,   наиболее заметные достижения)

    Одной из составляющих  является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе он оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений   не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению.

    Еще одним направлением в личностном определении   является действие, связанное с формированием идентичности личности.   Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься,   о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны;  

    Внутренняя позиция ученика одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика.

    Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль. Проблема в резком снижении школьной мотивации. Уже в 1 классе дети не проявляют активности, инициативы.  Задача школы формирование умения ставить цели и определять мотивы для её достижения.

    Третий блок – линия нравственного развития личности. Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность, отношения с учителями, со сверстниками. ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами,   способность оценивать  свое поведения и поступки,  понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности;  нравственно – эмоциональной отзывчивости  на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни;    

    Учитель учит оценивать  и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» » («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции  общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе  и отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).

    Учебник литературного чтения формирует следующие личностные универсальные действия:

    -смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»;

    -самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;

    -основ гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России;

    На развитие ЛУУД направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?  Найди слова,  где выражена главная мысль рассказа.

    В 1 классе, работая над стихотворением А.Барто «Я выросла» формируется школьная мотивация, изучая стихотворения А.Барто «Разлука», «Две сестры глядят на братца», Я Акима «Мой брат Миша», Э.Мошковской «Трудный путь» формируется личностная идентичность - роль брата или сестры, сына или дочери.

    Многие тексты   учебников по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Например, в 3 классе произведения «Красные яблоки» И.Дика, «Тайное становится явным» В.Драгунского. На этих же произведениях развивается действие самопознания «Вспомни, не было ли в твоей жизни, ситуаций, когда тайное становилось явным?».

    В 1 классе в «Азбуке» есть произведения на развитие гражданственности: «Название русских городов», «Происхождение русских фамилий», «Наше Отечество».

    Одна из целей предмета «Окружающий мир»   – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.

    - На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. -Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл.

    В учебнике окружающего мира за 2 класс изучение материала об истории России формирует гражданскую идентичность.

    Все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано, позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

    Для развития ЛУУД возможно использование разных образовательных технологий.

    Технология проблемного диалога   стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует  самостоятельность;   формирует  убеждения;

     Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.

     Используя   ИКТ технологии      ведется формирование адекватной самооценки, осознанности учения и учебной мотивации,   адекватного реагирования на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации

     В технологии ситуативного обучения формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценка других, навыки конструктивного взаимодействия.

    Технология продуктивного чтения формирует ЛУУД   если анализ текста порождает оценочные суждения.

     Технология уровневой дифференциации формирует   адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

     Формирование ЛУУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности.

    Промежуточные результаты диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование ЛУУД позволяет повысить  уровень обученности каждого ребенка.

    Над формированием   универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Выполняемая мною работа – эта часть пути для реализации стандартов второго поколения.

    Таким образом, в сфере личностных универсальных учебных действий  у выпускника начальной школы будут сформированы:

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
    • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
    • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
    • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
    • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
    • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
    • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
    • установка на здоровый образ жизни;
    • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    Выпускник получит возможность для формирования:

    • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
    • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
    • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
    • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
    • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
    • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
    • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
    • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
    • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Формирование личностных у ниверсальных учебных действий в начальной школе Шамаева Ольга Радионовна у читель начальных классов МБОУ «Средняя школа №3»

    Слайд 2

    ЛУУД - это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию, это: - положительное отношение к учению, -готовность преодолевать школьные затруднения, -интерес к изучаемым предметам, -стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей, -осознание ответственности за себя и свои действия, -этические чувства. Что же понимается под личностными универсальными действиями?

    Слайд 3

    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

    Слайд 4

    Действия самоопределения Действия смыслообразования Действия нравственно-этического оценивания 1.Личностное ( самопознание, самооценка, идентичность) 2.Профессиональное 3.Жизненное 1.Положительные нравственные качества; 2.Адекватное оценивание чужих поступков 1.Сформированная учебная мотивация 2.Осознанность учения и личная ответственность 3.Адекватное реагирование на трудности Личностные универсальные учебные действия

    Слайд 5

    Самопознание и самоопределение Формирование основ гражданской идентичности личности формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; формирование основ гражданской идентичности личности, - осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России; 2. Формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека - ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; 3. Развитие Я-концепции и самооценки личности - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоопринятия .

    Слайд 6

    Для определения внутренней позиции школьника (УУД- самоопределение) можно использовать методику « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина , А.Л.Венгера ). Для определения уровня самооценки (когнитивный компонент) можно предложить методику « Кто Я? » (регулятивный компонент) методику « Хороший ученик » . Для выявления осознанности своих возможностей в учении (самоопределение) используется методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха.

    Слайд 7

    Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе -развития познавательных интересов, учебных мотивов; - формирования мотивов достижения и социального признания; - мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Смыслообразование

    Слайд 8

    Для диагностики мотивации учебной деятельности ( смыслообразование ) используются: методика « Незавершенная сказка » , « Беседа о школе » (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина ) опросник мотивации.

    Слайд 9

    Ценностно - нравственная ориентация формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности) выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; - формирование моральной самооценки;

    Слайд 10

    - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций; - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    Слайд 11

    ЛУУД нравственно-этической направленности обеспечивают развитие таких качеств личности, как: -способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами ; - способность оценивать свое поведение и поступки ; - понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; -нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; -установки на здоровый и безопасный образ жизни.

    Слайд 12

    Смысловые акценты личностных УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир жизненное самоопреде-ление нравственно-этическая ориентация, самопознание, смыслоопреде-ление смыслообра-зование нравственно-этическая ориентация

    Слайд 13

    Образовательные технологии, применяемые для развития ЛУУД

    Слайд 14

    Технология проблемного диалога. Технология проектной деятельности. ИКТ технологии. Технология ситуативного обучения. Технология продуктивного чтения. Технология уровней дифференциации. Образовательные технологии, применяемые в развитии ЛУУД

    Слайд 15

    . Приёмы , используемые для формирования личностных универсальных учебных действий «Строим тёплое солнышко из лучиков любви над нашим городом» Мини - исследование «Цветы Любви» (- Беседа «Что такое любовь?» -Чтение «Сказки о ветре» -Игра «Фея Любви» -Беседа о сердце -Практическая работа: Рисунок «Цветы любви» -Выставка работ) Волшебная радуга Игра «Красный, желтый, голубой». Игра «Дары радуги Составление рассказа о себе «Я – старательный ученик».

    Слайд 16

    . Использование таких приёмов в процессе проектно-исследовательской деятельности направлено на развитие индивидуальности личности, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирует такие личностные УУД, как: адекватная самооценка; испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе; формируется мотивационная основа учебной деятельности; вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

    Слайд 17

    Таким образом, в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы будут сформированы: внутренняя позиция школьника ; широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности , в том числе на самоанализ и самоконтроль результата ; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    Слайд 18

    Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимыыы для него.

    Слайд 19

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практикум по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе

    В статье раскрывается методический аспект по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, предлагаются способы развития данных умений умладших школьников.К л ю ч е в ы е с л о в а:...

    Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

    Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

    Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов

    Цель моего выступления: знакомство  коллег с опытом  работы по формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира (1,2 класс), используя...

    Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности.

    Рассматриваются способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"....

    Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности

    Способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"...

    Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

    1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...