Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности.
проект на тему

Ильина Елена Григорьевна

Рассматриваются способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_lichnostnyh_uud.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 91

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

                                                              Проект

« Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности».

                                                                      Автор: Ильина Елена Григорьевна,

                                                                                 учитель начальных классов

                                                      г.Тольятти,2015

  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к личностным результатам обучающихся, освоивших основную общеобразовательную программу:

  - формирование основ российской гражданской идентичности, ценностей многонационального российского общества;

 - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

 - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

 - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о недостатке сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, об отсутствии жизненных ориентиров.

  Личность-совокупность имеющихся свойств и качеств, которые определяют индивидуальность каждого человека. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека в семье, в коллективе, посредством средств массовой информации и т.д. Российской общеобразовательной школе отводится роль важнейшего фактора, который должен обеспечить социокультурную модернизацию общества.

  Между требованиями образовательной системы и реально существующей педагогической ситуацией существует явное противоречие. Школа предлагает учащимся уже готовые знания, не всегда создавая условия для самореализации и самосовершенствования, развития личностных качеств. Создать такие условия можно, выстроив партнёрские отношения с другими объектами социализации: семьёй, средствами массовой информации, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и пр. Кроме того, существует противоречие между необходимостью формирования личностных универсальных учебных действий и отсутствием разработанных механизмов их формирования в условиях школы.

Опираясь на данные противоречия, формулируем проблему: разрыв между требованиями образовательной системы и фактическим уровнем сформированности личностных универсальных учебных действий.

Цель:

Создание условий для формирования личностных универсальных учебных действий посредством включения в процесс внеурочной проектной деятельности.

Задачи:

1.Научить учащихся самостоятельно выбирать тему, ставить цель для выполнения .

2. Сформировать умение составления плана и способов его реализации.

3. Научить добывать необходимую информацию.

Ожидаемые результаты.

Формирование личностных универсальных учебных действий через проектную деятельность позволит:

  1. Создать условия развития личности учащихся, её самосовершенствования, сотрудничества с различными социальными партнёрами.
  2. Обеспечить учащимся возможность ставить цели, учить находить средства для её достижения.
  3. Разъяснить необходимость контроля и оценивания собственной деятельности.
  4. Сформировать внутреннюю позицию учащихся, ориентацию на правильный нравственный выбор.

  Почему я считаю проектную деятельность наиболее эффективным методом формирования личностных универсальных учебных действий? В процессе работы над проектом учащиеся реализуют важную потребность детей младшего школьного возраста – познание окружающего мира, осознание себя в этом мире. Мы будем говорить о долгосрочных социальных проектах. Именно эти проекты позволяют охватить сразу несколько видов деятельности: познавательную, творческую, исследовательскую, игровую.

Все социальные проекты носят долгосрочный характер, выполняются поэтапно. На каждом этапе должны решаться определённые задачи, определяется деятельность учащихся, руководство учителя.

1 этап. Погружение в проект. Определение проблемы, её актуальности в современном обществе. Постановка  цели и задач.

Личностные универсальные учебные действия: сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки.

2 этап. Организация деятельности. Планирование индивидуальной и коллективной работы. Деление на рабочие творческие группы.

Личностные универсальные учебные действия: развитие навыков сотрудничества, умение не создавать конфликтов, наличие мотивации к творческому труду.

3 этап. Реализация проекта. Осуществление работы над проектом.

Личностные универсальные учебные действия: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения  к иному мнению, развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, овладение начальными навыками адаптации в социуме.

4 этап. Презентация проекта. Публичная защита проекта.

Личностные универсальные учебные действия: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, владение монологической и диалогическими формами речи.

Как происходит формирование личностных универсальных учебных действий в проектной деятельности, рассмотрим на примере работы классного коллектива над социальном проектом «Юные доброхоты».

Проект рассчитан на учащихся 3 класса. Продолжительность проекта – 1 год. Роль учителя на начальном этапе довольна значима. Ведь от желания педагога, его эмоционального настроя будет зависеть судьба самого проекта.

Выбор темы социального проекта предполагает формирование самоопределения учащихся как граждан России. Наш класс на протяжении двух лет активно принимал участие в Акциях добрых дел школьного и городского уровней .Так возникла идея организации отряда со своим названием, символикой и программой деятельности.

Продолжительность этапа погружения в проект заняла 1 неделю. Придумано название отряда. Определены цель и задачи его деятельности.

На втором этапе была создана инициативная группа, которая совместно с учителем и родителями составила программу деятельности отряда. Разработана символика отряда: флаг, эмблема, бело-голубые пилотки и галстуки. Учащиеся были разделены на рабочие группы соответственно личным способностям и интересам.

1 группа – ЮИД ( Юные Инспекторы Движения)

2 группа – «Милосердие» ( работа с ветеранами Великой Отечественной войны)

3 группа – «Добролюбы» ( помощь нуждающимся)

4 группа – «Книголюбы» ( работа с Досуговым центром им. А.Линдгрен)

Каждой группе выдаётся памятка, которая принимается коллективным обсуждением. Памятка включает в себя следующие пункты:

  1. Распределите роли в группе.
  2. Определите, кто какую роль будет выполнять.
  3. Учитесь слушать друг друга, не перебивайте говорящего.
  4. Уважайте чужое мнение, если оно не совпадает с вашим.
  5. Ориентируйтесь в работе на конечный результат.

Каждая группа имеет свой план работы на учебный год. Один раз в месяц ответственный в группе отчитывается о проделанной работе перед всем отрядом. Определяются проблемы, осуществляется поиск их решения.

Каждый ребёнок в своей группе играет определённую роль ( лидер, исполнитель, информатор, оформитель и т.д.).

На третьем, основном этапе, идёт работа над реализацией проекта.

ЮИД ведут разъяснительную работу по правилам дорожного движения среди одноклассников, учащихся начальной школы, ребят из детского дома. Принимают участие в городских акциях совместно с инспекторами отдела безопасности дорожного движения ГИБДД У МВД г.о. Тольятти оклеивают столбы светоотражающей плёнкой, раздают листовки водителям и пешеходам с призывом соблюдать правила дорожного движения. Принимают участие   в областном конкурсе агитбригад, выступив на районном и зональном этапах и заняв призовые места.

Группа «Милосердие» шефствует над ветераном Великой Отечественной войны. Собирает информацию о воевавших прадедах одноклассников. Ребята ищут информацию на сайте Министерства обороны («Подвиг народа» и «Мемориал»), записывают рассказы родителей о подвигах героев. Оформляют Книгу памяти к 70-летию Великой победы.

Группа «Добролюбы» организует помощь нуждающимся: вещи для малоимущих для городского Банка вещей, корм приюту для животных.

Группа «Книголюбы» тесно сотрудничает с Досуговым центром им. А.Линндгрен .Ребята организовали акцию «Подари библиотеке книгу». Приняли участие в акциях «Зелёная пятница» и «Помоги пернатым».

На этапе реализации проекта каждый учащийся может продемонстрировать свои способности, проявив творческую активность. У слабых детей нет страха перед возможной оценкой. Эти ребята могут показать такие свои возможности, которые, быть может, не всегда видны на учебных занятиях. Каждый проявляет себя как индивидуально, так и работая в группе. Учащиеся чётко представляют себе конечный результат и работают на него.

Принимая участие в Акциях добрых дел, ребята развивают навыки сотрудничества со взрослыми в разных социальных условиях. Учатся видеть проблемы общества. Развивают чувства доброжелательности, отзывчивости к беде.

На этапе реализации проекта учитель выступает в роли координатора и консультанта. Помощь учащимся оказывается корректно.

Роль учителя на заключительном этапе меняется. Защита проекта осуществляется под непосредственным руководством педагога. Свести воедино всю информацию, систематизировать и обобщить, учащимся начальной школы ещё довольно трудно. Помощь учителя в подготовке презентации необходима. На защите представляется конечный продукт проекта. Это книга « Добро нести – добру учиться!» В книге описывается поэтапная реализация проекта, предоставляется  фотоочёт каждой рабочей группы, прилагаются справки об участии в городских акциях, дипломы.

Социальный проект требует особенных волевых и эмоциональных затрат. Это довольно серьёзная деятельность для учащихся 3 класса, которая, несомненно, оставит глубокий след в их духовном развитии.

Проектная деятельность должна быть технически и материально обеспечена. Здесь неоценимую помощь оказывают родители учащихся.

Это пошив пилоток и галстуков, изготовление отрядного флага и эмблем.

С отрядом  ЮИД  вместе работал папа ученика –инспектор ДПС .Он оказал помощь в проведении разъяснительной работы по соблюдению правил дорожного движения, выступал на сцене вместе с агитбригадой ЮИД, помогал в обеспечении транспортом.

С группой «Милосердие» родители работали как информаторы, предоставляя сведения о родственниках, прошедших Великую Отечественную войну.

Группе «Книголюбов» родители  помогли собрать книги, консультировали при изготовлении кормушек для птиц.

С группой «Добролюбы» работали все родители класса. Практически каждая семья приняла участие в сборе вещей для малоимущих, корма для животных.

Традиционно в классе проводится «Мастер-класс» родителей. Мама ученика изготовила вместе с ребятами «жемчужины добра» из воздушных шаров и ниток для торжественного приёма учащихся в члены отряда «Юные доброхоты».

Сотворчество родителей и учащихся сплачивает коллектив, даёт ощущение общего полезного дела, мотивирует на дальнейшую деятельность. Таким образом выстраиваются партнёрские отношения с семьёй.

Параллельно мы можем говорить о социально-педагогическом партнёрстве с отделом БД ГИБДД У МВД , Досуговым центром, Банком вещей, Приютом для животных, Советом ветеранов.

При сотрудничестве  с данными организациями у учащихся формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни. Дети учатся бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные универсальные учебные умения обеспечивают ценностную ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях. Дети понимают нормы морали, принимают понятия о добре и зле. Решая практические задачи, учащиеся включаются в реальную действительность. Они овладевают теми знаниями и навыками, которые необходимы им в социуме.

Классный коллектив представил опыт  работы, создав свой мини-сайт на nsportal.

При проведении итогового анализа работы над проектом учащимся и их родителям были предложены анкеты ( Приложение 1, Приложение 2 ).

Анализ данных по анкете , предложенной детям, показал, что поставленную цель достигли 88% учащихся.Пользу для себя в данной проектной деятельности отметили 100% ребят. Испытали трудность в поиске заданной информации 24%. Практически все учащиеся признались, что за время работы над проектом стали терпимее и добрее.

Судя по ответам родителей на вопросы  предложенной им анкеты, практически все они довольны конечным результатом, так как каждый из них стремится вырастить неравнодушного человека. Самым трудным, но в то же время трогательным 69% родителей считают поиск информации о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Итак, проектная деятельность позволила создать такие условия, при которых возможно личностное развитие и самосовершенствование учащихся, определение внутренней позиции и нравственного выбора.

Как должна быть проведена оценка личностных результатов? Показатели развития личностных свойств:

 - умения оценивать свои и чужие действия и поступки;

 - способность работать в команде, договариваться при принятии решения;

 - умение грамотно выходить из конфликтных ситуаций.

Проводимые мониторинги должны быть не персонифицированы, результаты таких исследований покажут эффективность воспитательного процесса. Например, использование методики В.Г.Щур «Лесенка», предназначенной для выявления системы представлений учащегося о том, как он себя оценивает, на начальном этапе в сентябре и на промежуточном этапе в феврале явно отличаются.

На начальном этапе проекта низкую самооценку имели 3 человека, на промежуточном этапе – 1 человек, заниженную самооценку 6 человек и 5 человек соответственно, адекватную самооценку – 12 человек и 16 человек соответственно, завышенную – 5 человек и 3 человека соответственно. Следовательно, работа над социальным проектом позволила учащимся научиться более объективно себя оценивать.

Динамику личностного развития учащегося мы можем проследить с помощью Портфолио, в котором находятся материалы, представляющие основные результаты развития каждого ученика на данном возрастном этапе ( творческие работы, листы самооценки, листы достижений , результаты анкетирования ).

Таким образом, сделав анализ проводимых исследований, наблюдений, учитель может сделать вывод об эффективности применяемой технологии, разработать рекомендации нуждающимся учащимся.

                                                   Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.:Просвещение,2014.
  2. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.-М.:Просвещение, 2013.
  3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская [ и др]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

                                                                                                        Приложение 1.  

                                         Анкета для учащихся.

  1. Достиг ли ты поставленной цели? Если нет, то почему?

________________________________________________________________

  1. Желание участвовать в проекте было твоё личное или по рекомендации учителя?

___________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Был ли полезен для тебя этот проект?

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Какой из этапов работы показался тебе наиболее сложным? Как ты справлялся с трудностями?

________________________________________________________________

  1. Что запомнилось тебе в работе над проектом?

________________________________________________________________

  1. Доволен ли ты своей ролью в проекте? Есть ли желание попробовать себя в другой роли?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Изменилось ли у тебя отношение к другим людям в ходе работы над проектом?

________________________________________________________________

                                                                                                        Приложение 2.

                                               Анкета для родителей

  1. Как вы считаете, была ли тема проекта актуальна для вашего ребёнка?_____________________________________________________________________________________________________________________
  2. Оказывали ли вы помощь своему ребёнку? Если да, то какую?______________________________________________________________________________________________________________________
  3. Довольны ли вы результатом коллективного проекта?

  1. Что было самым трудным для вашего ребёнка в работе над проектом?___________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.

Формирование личностных универсальных учебных действийЗа последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.   Школа должна не ...

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка

Цель современного образования -  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.  Важнейшей задачей обучения ино...

Проектная технология , как условие формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании совреме...

Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности

Способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"...

Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы

ull;Тема над которой я работаю в течении многих лет «Проектно-исследовательская работа как средство  формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы».Парадоксом ...

Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе

Презентация предназначена для учителей начальных классов. Формирование личностных УУД  способствует положительному отношению к учёбе, к познавательной деятельности,  желание преобретать новы...