Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка
статья по иностранному языку на тему

Цель современного образования -  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.  Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovaie_uud_dokument_microsoft_office_word.docx24.46 КБ
Файл prezentatsiya_uud.pptx169.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка

     Цель современного образования -  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.  Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

     Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

     В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

     Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся.

     В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

     Рассмотрим подробнее формирование познавательных УУД.

     В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст.

     Познавательные универсальные действия включают:

- общеучебные,

- логические,

- постановку и решение проблемы.

     При сравнении с этапами работы над проектами мы можем наблюдать сходство решаемых задач. Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.

Этапы работы над проектом

Общеучебные УУД

Логические УУД

1.Определение проблемы проекта, его задач, его типа, количества участников

1.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

1.Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

2.Определение структуры подтем, обсуждение путей решения основных проблем

2.Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

3.Распределение ролей

3.Определение основной и второстепенной информации;

3.Выдвижение гипотез и их обоснование.

4.Самостоятельная работа учащихся (сбор информации, анализ, синтез)

4.Структурирование знаний;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств

массовой информации;

4.Подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

5.Промужуточное обсуждение, работа над структурой проекта

5.Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

5.Доказательство

6.Защита проекта, презентация

6.Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Постановка и решение проблемы

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

7.Рефлексия (коллективное обсуждение, экспертиза,оценка, прогнозирование возможных ошибок)

7.Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 

     Усовершенствование методической работы по формированию познавательных УУД заключается в следующем:

- включении учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе - творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе - исследовательские, информационные, социально значимые проекты);

- разработке критериев с целью создания условий для развития коммуникативной активности учащихся.

      Критерии при работе над проектом:

  1. Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
  2. Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.
  3. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию познавательных УУД в взаимосвязи видов РД, развитию психических и физиологических функций ученика.

     Педагогический опыт преподавания английского языка по УМК              М. З. Биболетовой "Английский с удовольствием" в 2-4 классах позволил апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов

Этап обучения

Вид проекта

Тема

Предметные результаты

Личностные результаты

Начальный этап обучения.

2 класс

Творческий проект (нарисуй, изобрази, опиши, сделай игрушку, поделку с последующим описанием), арт-технологии.

Любая изучаемая тема устной речи

(Животные. Моя семья. Игрушки. Сказочные герои. Продукты. В магазине. и т. д.)

Сделай книгу "The ABC"

Сделай смешную закладку-загадку

Книга о друге

Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей

Развитие креативных способностей, развитие памяти, умения письма, коммуникативных способностей.

3 класс

 

 

 

 

 

 

4 класс

Творческие проекты(с использованием песен, стихов, драматизации).

Исследовательско-информационные проекты.

1. Внешность.1. Мои любимые сказочные герои.

2. Эти странные инопланетяне.

3. Как разнообразен мир людей.

Меню лесной школы

Урок - ролевая игра "День рождения".

1.Изготовление открыток и подарков.

2.Пожелания на ИЯ.

3. Концертный номер подарок на ИЯ(стихи, песни, сценки,игры-конкурсы, кроссворды и т. д.)

4. Диалоги о Дне рождения.

5. Конкурсы на ИЯ.

Новый год и Рождество в разных странах.

Новогодние игрушки.

Соревнование

"Who is the best cook?".

1.Конкурс оформленных рецептов (меню).

2. Изготовление блюд с комментированием

3. Диалоги речевого этикета (угощение, приглашение, выражение мнения, благодарность).

4. Конкурс на лучшее блюдо и лучшего знатока ИЯ.

5.Награждение.

"Школа моей мечты".

1. План школы.

2. Расписание уроков.

3. Описание школы мечты.

4. Правила для учащихся и учителей.

"Визит в волшебную страну"

"Напиши свою сказку"

"В Журнале мод"

Освоение правил речевого и неречевого поведения. Освоение начальных лингвистических представлений. Расширение лингвистического кругозора. Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах.

Умение инициировать учебное взаимодействие:

Вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить комромисс.

Навык интервьюирования.Развитие целеустремленности, трудолюбия, взаимопомощи, толерантности. . Умение уверенно держаться во время выступления.

Артистические умения.

Учебная самостоятельность

     В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы.

     Внешний результат (предметные,  метапредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОС и формирования УУД учащихся.

     Работа в группе способствует повышению мотивации учения, созданию комфортной среды, облегчает формирование коммуникативной компетенции и стимулирует речевое творчество.

     Ответственность за выполнение задания в группе способствует воспитанию самостоятельности учащихся, дает возможность научиться планировать свою работу: определять цели, запрашивать дополнительную информацию добывать ее самостоятельно из разных источников, анализировать сделанное, планировать работу и оценивать результат.

     Совместная работа развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Они обучаются этике дискуссионного общения посредством ИЯ (коммуникация).

    Воспитывается целеустремленность, ответственность умение отстаивать свое мнение.

     Происходит рефлексия собственного развития личности учащегося (саморазвитие).

     При коллективной рефлексии сталкиваются разные точки зрения и оценки.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
  2. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009.
  3. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов Н/Д., 2003.
  4. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Английский с удовольствием" для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
  6. Планируемые результаты начального общего образования. Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2009.
  7. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2006.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в разных видах деятельности на уроках английского языка

Слайд 2

Универсальные учебные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучащегося , обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3

Функции УУД: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области.

Слайд 4

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока: I. личностный ; II. регулятивный (включающий также действия саморегуляции); III. познавательный; IV. коммуникативный.

Слайд 5

Коммуникативные УУД это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается на уроках английского языка.

Слайд 6

В рамках изучения английского языка коммуникативные УУД это: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; •разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности.

Рассматриваются способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"....

Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности

Способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"...

Обобщение опыта Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Предствлены материалы по обобщению собственного педагогического опыта по проблеме "Формирование познавательных УУД средствами УМК "Перспрективная начальная школа"...

Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"

Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....