Проектная технология , как условие формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы
статья на тему

Компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании современных образовательных технологий таких как: технология системно-деятельностного подхода, продуктивного чтения, проектной деятельности. А так же единства урочной и внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_rost.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Михина Наталья Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №1г. Липецка

Проектная технология , как условие  формирования универсальных учебных действий

 учащихся начальной школы

Аннотация: компетентностный подход - необходимое условие повышения качества образования. Особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, которое возможно только при использовании современных образовательных технологий таких как: технология системно-деятельностного подхода, продуктивного чтения, проектной деятельности. А так же единства урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: компетентностной подход; технологии системно-деятельностного подхода, проблемного диалога, продуктивного чтения, проектной деятельности; универсальные учебные действия.

Одним из главных условий успешности на первой ступени образования является формирование компетентностной среды в начальной школе, которое требует определенного подхода. Для себя я определяю его как подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

В настоящее время, когда компетентностный подход становится не только способом, но и необходимым условием повышения качества российского образования, особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий.

Сегодня нам, учителям начальной школы,  необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", мы должны понимать «Зачем учить?» и "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?". Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

Мы должны научиться не передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Все реже рассматриваем учение как простую трансляцию знаний от учителя к учащимся, а  чаще организуем сотрудничество учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Также, в основе успешности обучения, согласно стандарту, лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида универсальных учебных действий в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. Чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий  я применяю и вариативно использую разнообразные технологии обучения. Остановлюсь на  некоторых из них.

Технология проблемного диалога. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять и главным вопросом решения этого является поиск и открытие нового. Часто ли мы решаем проблемы и ищем новые решения? Очень редко. А это значит,  задача учителя - создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребенок захотел бы мыслить. Варианты постановки проблемы могут быть различны, приведу несколько примеров. 

Проблемная ситуация  через противоречие двух мнений.

На уроках русского языка, окружающего мира я  часто использую проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников. Возникает противоречие. Отсюда вытекает учебная проблема и в беседе, опираясь на текст учебника, находится ее решение. Один из вариантов постановки проблемной ситуации через противоречие мнений на примере урока по окружающему миру.

Тема: Где на земле теплее?

- Теплее на юге.

- А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида!

Сравните два утверждения – в чем противоречие?

Какой возникает вопрос?

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Где на Земле тепло, а где - холодно?

РЕШЕНИЕ: Все зависит от того, прямые или косые лучи солнца падают на поверхность Земли.

Проблемная ситуация  - задание с удивлением.

В учебниках по окружающему миру А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова полностью реализована технология проблемного диалога. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

Тема: Притяжение Земли.

Лена: Миша, а на другой стороне Земли тоже люди живут?

Миша: Да, живут.

Лена: Значит, они там ходят вверх ногами?  Как же они не падают вниз?

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Какая сила держит людей на другой стороне планеты?

РЕШЕНИЕ: Сила тяжести.

Создается ситуация удивления, дети понимают, что у них недостаточно знаний, чтобы объяснить возникшее противоречие.

Проблемная ситуация - задание с затруднением.

Необходимо создать ситуацию, когда дети понимают, что у них недостаточно знаний, чтобы выполнить задание учителя. Так, при изучении темы сложение дробей предлагаю детям задание сложить дроби 2/14+1/14. При сложении ученики получают разные результаты 3/14 или 3/28. Возникает затруднение. Ребята сами формулируют тему урока: научиться складывать дроби. Совместно с учителем составляют алгоритм и формулируют правило сложения дробей.

Таким образом, использование проблемного диалога позволяет учителю давать не готовое решение, а находить его совместно с детьми.

Особое внимание на уроках отводится вопросам учеников. Если ребенок задает вопрос, это говорит о том, что он думает, находится в поиске. Иногда  я не спешу дать ответ, предлагаю найти его самостоятельно или обратиться к помощи старших. Так на уроке русского языка при знакомстве с падежами ребята задумались: сколько падежей в английском, немецком и других языках. Дети с нетерпением ждали встречи с учителем английского языка, чтобы найти ответ на заинтересовавший их вопрос.

Проблемные ситуации можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Словами Л. Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Ребенку интересней мыслить, чем запоминать; найденное в мышлении становится знанием, тогда как запомненное, часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь в нужный момент. 

Использование проблемного диалога способствует формированию универсальных учебных действий: - регулятивные – умение решать проблемы;

 -коммуникативные – вести диалог;

-познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы;

 -личностные – самоопределение «хочу-могу».

Другая образовательная технология – технология продуктивного чтения. В настоящее время большое значение уделяется  развитию критического мышления, умению анализировать, интерпретировать информацию. Эти умения необходимы при изучении многих предметов, они же подвергаются оценке в ходе государственной итоговой аттестации. Поэтому уже с первого класса работаю по формированию продуктивного чтения, которое подразумевает под собой вычитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения). Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).  

1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение  про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения  задаю вопросы на понимание текста, ответы на которые дети  находят в тексте, и также по ходу чтения проходит  словарная работа (медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения   ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

Опыт  работы показывает, что технология формирования правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в сферах личностного развития.

Технология продуктивного чтения формирует личностные универсальные учебные действия:

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

        Коммуникативные универсальные учебные действия: умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательные универсальные учебные действия, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

        Другим эффективным методом формирования универсальных учебных действий, который я использую в своей практике, является проектно-исследовательский метод обучения.  Проектная технология предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Метод проектов является одним из направлений внеурочной занятости детей, особенностью которой является единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким интересным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Для того чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно в образовательном процессе, им необходимо создать условия для познавательной и творческой инициативы. «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» - Т.И. Шамова. Наша задача - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.

        С 2007 года в гимназии я реализую  познавательный проект «Интеллектуальный клуб «Почемучка». Он объединяет учащихся начальной школы

Заседания клуба «Почемучка» проводятся в форме игр с использованием информационно коммуникационных технологий. Игры имеют различную направленность:

  • предметные;
  • краеведческие;
  • здоровьесберегающие.

К каждой игре в классах формируются команды. Заранее детям известны лишь темы предстоящей встречи. Игры содержат в себе вопросы разного уровня сложности. Вопросы из «легкой» категории поддерживают интерес к игре, вселяют уверенность, создают ситуацию успеха.

Вопросы «сложной категории» ориентируют детей на то, что познание - процесс постоянный, и в тоже время, позволяют нам выявить детей-эрудитов. Есть вопросы, которые помимо самого вопроса содержат и познавательную информацию.

Игры построены так, чтобы команды самостоятельно могли определить категорию и сложность вопроса. Ребята учатся работать в команде, советоваться, выслушивать мнение другого, уважать друг друга. Заседания нашего клуба проводятся систематически. Ребята с интересом ждут новых встреч, готовятся проявить себя, а для этого читают не только художественную литературу, но и обращаются к справочникам, энциклопедиям, словарям.

 Организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Все дети   принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных сферах, коммуникативных сферах (участие в диалоге), познавательных сферах (отвечали на вопросы), регулятивных сферах (работа по инструкции, которую сами разработали). Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

-полное внимание к говорящему;

-серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Так в процессе игры формируются основные компетенции. На первом месте стоит не  информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности.

Меняется роль учителя, теперь он - организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урочную и внеурочную деятельность для формирования регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Формирование  компетентностной среды гимназии – основа нового образовательного результата.  Для ее создания необходим, на мой взгляд, самоанализ деятельности каждого педагога с целью выяснения причин профессионального затруднения, оценивание дальнейших перспектив самосовершенствования. Другими словами, мы должны понять: чем владеем на сегодняшний момент, какие технологии нам еще предстоит освоить и не бояться двигаться к намеченной цели. Ведь как сказал римский философ Сенека: «Для парусника, который не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным».

Список литературы:

1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2011г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010г.

3. Организация мышления в начальной школе: сб.ст./Философия- Детям. Мышление и Здоровье. Материалы Четвертой Международной Научно-практической конференции [редкол.: Л. Т. Ретюнских (отв.ред.) и др.].-М.: ООО «МЭЙЛЕР»,2010.-58с.