Использование проектной технологии на уроках английского языка в начальной школе
статья по иностранному языку (2 класс) на тему

Проектная технология стимулирует интересы младших школьников и развивает  их желание учиться. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tekhnologiya.docx22.63 КБ
Файл prezentatsiya_1.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология стимулирует интересы младших школьников и развивает  их желание учиться. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию.

Использование проектной  технологии  на уроках английского языка

 в начальной школе

     Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

      Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

      Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

     Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Проектная технология стимулирует интересы младших школьников и развивает  их желание учиться.

 Использование этой технологии позволяет:

– затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;

– делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознаёт, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приёмами и средствами обучения;

– создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр;

– постепенно научить школьника работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

– предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

 Суть проектной технологии – создание учеником проекта. Он представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала и др.).

Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию.

Преимущества проектной технологии сводятся к следующему.

1) В условиях проекта учебный процесс выходит за узкие рамки языковых аспектов в область личностных отношений и интересов, когда создаются ситуации, в которых дети сосредотачивают свое внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании. Школьников объединяет цель совместной деятельности: узнать новую информацию и определённым образом её оформить, сделать что-либо вместе с другими и т.д. 2) В ходе выполнения проектной деятельности ученик активен, он проявляет творчество и самостоятельность и не является пассивным исполнителем воли учителя. Таким образом, проектная технология позволяет исключить формальный характер изучения младшими школьниками языка (по принципу «Надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата изучения языка.

3) Меняются функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения иностранному языку и конкретного урока; второй выступает в роли советчика, помощника, участника детских игр и занятий.

В практике иноязычного образования в начальной школе возможно использование как мини-проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени (1–2 месяца, четверть).

  Проекты могут быть индивидуальными (например, коллаж или альбом «Разрешите представиться – это я», «Мое фамильное дерево» и др.) и групповыми («Мы о себе», «Наш родной город»). Так, для второклассников проект может называться «Я, мы и другие», основой его служит сфера интересов, в которой ребёнок приобретает свой социальный опыт общения, он связан с дружбой (другом, друзьями). Для четвероклассников может быть избрана сфера интересов, в которой дети моделируют мир представителей какой-либо профессии, сферы деятельности или обмена, предметами (напр. коллекции) и проекты могут называться «Мы делаем/творим наш театр», «Наши коллекции» и т.п.

   Организация проектной деятельности детей начинается с отбора и формулировки темы проекта. Необходимо определить потенциал проекта в плане развития у учащихся не только коммуникативной компетенции, но и их эмоциональных, когнитивных, творческих, социальных, языковых способностей и определить его конечный продукт.

   Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Конечный продукт обязательно должен быть продемонстрирован другим и «защищён»: индивидуальный – в своём классе, групповой/коллективный – перед учениками других классов/школ, учителями, родителями и т. д.

  Основные принципы использования проектной технологии в начальной школе:

– формулировка конкретной цели, направленной на достижение не «языкового», а практического результата (употребить язык в коммуникативных целях, позволяющих узнать/открыть новое; совместно сделать что-либо и т. д.);

– получение каждым учеником конкретного задания, нацеленного на выполнение практического действия с помощью языка;

– самостоятельное выполнение детьми задания и помощь учителя в случае необходимости;

– обоюдная ответственность маленьких учеников и учителя за результаты работы.

     

   Использование проектной технологии предполагает определённую последовательность работы:

Этап 1 – подготовительный: выбор темы и её формулировка, постановка задачи, обсуждение организации и содержания предстоящего проекта;

Этап 2 – сбор материала, в том числе и языкового, накопление и оформление его детьми; обсуждение первых результатов и уточнение конечных результатов работы; поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);

Этап 3 – использование полученного материала в процессе речевого общения; завершение оформления продукта проектной работы;

Этап 4 – подведение итогов и презентация проекта.

Количество этапов зависит от степени сложности проектной деятельности. На подготовительном этапе дети вместе с учителем определяют тему проекта и его конкретную цель. Так, для второго класса итоговая цель упомянутого выше проекта «Я, мы и другие» состоит в оформлении коллажа под девизом «Мы о себе», который представляет каждого ученика (его привычки, любимые занятия, любимую еду, любимое дело, особенности внешности и характера и др.) и всю группу в целом.

  На последующих этапах дети не просто усваивают те или иные языковые явления и речевые образцы. Они учатся видеть и оценивать себя и других, узнают, как много общего есть в их привычках и предпочтениях, во внешности, и как они отличны друг от друга. Шаг за шагом, от урока к уроку, самостоятельно и под руководством учителя, играя с языком и на языке, наблюдая друг за другом, работая в малых группах, дети собирают необходимую информацию и оформляют её как в своих индивидуальных альбомах «Мой проект – я о себе», так и в форме совместного коллажа «Мы о себе…».

   На заключительном этапе ученики осуществляют презентацию своего коллажа и своей группы на утреннике с учащимися параллельных классов.

  Таким образом, выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность. В итоге может состояться прекрасный спектакль, в котором участвуют все ученики, и в котором каждый из них может сыграть любую роль. Спектакль можно снять на видеоплёнку и использовать в дальнейшем в учебном процессе с целью развития у детей умений аудирования и говорения.

Успехи участвующего в проекте ученика могут быть оценены как с точки зрения приобретаемых им знаний, навыков и умений, так и с позиции тех изменений, которые происходят в его личности (его системе отношений, позиции).

Осуществить контроль выполнения проектной деятельности – значит оценить вклад проекта в реализацию следующих целей:

• Чему научились школьники в языковом отношении? (Например, они умеют составить список необходимых для приготовления салата продуктов).

• Как изменилась их деятельность общения? (Например, они могут, взаимодействуя друг с другом коллективно, вежливо благодарить, спрашивать, отказываться и т.д.)

• Что изменилось в восприятии ими межкультурных ситуаций? (Например, они могут сравнить празднование Пасхи в нашей стране и в Англии и находить общее и различное.)

• В чём заключается вклад проекта в общее развитие ученика? (Например, он может играть роли героев сказки, выразительно декламировать стихи.)

• Какими универсальными действиями овладели дети? (Они могут, например, осуществлять самостоятельный поиск информации о своём родном городе.)

Проектная технология имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлена на формирование у младших школьников социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать в новой социальной  ситуации, на развитие чувства ответственности за конечный результат, умения публично выступить и аргументировано провести  презентацию данного  проекта.

Литература

1. Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2009. №7.

2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3.

3. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе. – М.: МГЛУ, 2009.

TopList


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная технология по английскому языку в начальной школе Учителя МБОУ СОШ №26: Полякова Н.П. Фомина Е.Ю.

Слайд 2

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Слайд 3

Использование позволяет затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения; делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознаёт, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приёмами и средствами обучения; создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр; постепенно научить школьника работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса; предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

Слайд 4

Суть проектной технологии Создание учеником проекта. Он представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала и др.).

Слайд 5

Преимущества проектной технологии создаются ситуации, в которых дети сосредотачивают свое внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании ученик активен, он проявляет творчество и самостоятельность и не является пассивным исполнителем воли учителя меняются функциональные обязанности ученика и учителя

Слайд 6

Формы проекта индивидуальные ( коллаж или альбом «Разрешите представиться – это я», «Мой друг») групповые («Мы о себе», «Наш родной город»)

Слайд 7

Принципы использования проектной технологии формулировка конкретной цели, направленной на достижение не «языкового», а практического результата (употребить язык в коммуникативных целях, позволяющих узнать/открыть новое; совместно сделать что-либо и т. д.); получение каждым учеником конкретного задания, нацеленного на выполнение практического действия с помощью языка; самостоятельное выполнение детьми задания и помощь учителя в случае необходимости; обоюдная ответственность маленьких учеников и учителя за результаты работы.

Слайд 8

Этапы работы над проектом УЧИТЕЛЬ УЧАЩИЕСЯ 1-Й ЭТАП – ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ Формулирует Осуществляет 1) проблему/тему проекта 1)личностное присвоение проблемы 2)сюжетную ситуацию 2)вживание в ситуацию 3)цель и задачи 3)принятие, уточнение и конкретизация цели и задач 2-Й ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организует деятельность – предлагает: Осуществляют: 4)организовать группы 4)разбивку на группы 5)распределить амплуа в группах 5)распределение ролей в группе 6)спланировать деятельность по решению задач проекта 6)планирование работы 7)возможные формы презентации результатов 7)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов 3-Й ЭТАП – ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно: 8)консультирует учащихся по необходимости 8)каждый в соответствии со своим амплуа и сообща 9)ненавязчиво контролирует 9)Консультируются по необходимости 10)дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость 10) «добывают» недостающие знания 11) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов 11)подготавливают презентацию результатов 4-Й ЭТАП - ПРЕЗЕНТАЦИЯ Принимает отчет: Демонстрируют: 12)обобщает и резюмирует полученные результаты 12)понимание проблемы, цели и задачи 13)подводит итоги обучения 13)умение планировать и осуществлять работу 14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. 14)Найденный способ решения проблемы

Слайд 9

Контроль выполнения проектной деятельности предполагает цели: • Чему научились школьники в языковом отношении? • Как изменилась их деятельность общения? • Что изменилось в восприятии ими межкультурных ситуаций? • В чём заключается вклад проекта в общее развитие ученика? • Какими универсальными действиями овладели дети?

Слайд 10

Общеобразовательная ценность проектной технологии формирование у младших школьников социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать в социальных ситуациях, развитие чувства ответственности за конечный результат умение публично выступить и аргументированно проводить презентацию данного результата становление ученика как субъекта своей учебной деятельности и как субъекта своей культуры, способного достойно её представить на иностранном языке в межкультурном общении.

Слайд 11

Литература 1. Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2009. №7. 2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3. 3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М., 2002. 4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка: Совет Европы. – Страсбург: МГЛУ, 2003. 5. Никитенко З.Н. Европейский Языковой Портфель для учащихся 2–4 классов. – М.: МГЛУ, 2006. 6. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. №1.

Слайд 12

Приложение The English ALPHABET

Слайд 13

М y friend


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по английскому языку, начальная школа. Учебник М.З. Биболетовой

Календарно-тематическое планирование по английскому языку во 2, 3, 4 классах в рамках ФГОС...

Поурочные разработки к уроку английского языка (Начальная школа)

Поурочные разработки к уроку английского языка 2, 3, 4 класс...

Поурочные разработки к уроку английского языка (Начальная школа)

Поурочные разработки к уроку английского языка 2, 3, 4 класс...

Английский язык ( начальная школа)

Материалы по учебнику для 2 классов школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий (1-й год обучения).Автор Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.Издательство Просвещение...

Приемы формирования метапредметных результатов в курсе английского языка начальной школы в рамках ФГОС

Мое выступление на Региональной Ярмарке Педагогических инноваций. К тесту выступления также прилагаю презентацию для более наглядного восприятия....

Сценарий празднования Рождества для 2х классов на уроке английского языка для школ с углубленным изучением английского языка

Сценарий урока-праздника,посвященного празднованию Рождества в Англии. Стихи, песни, игры с Сантой....