Педагогический проект "Реализация технологии уровневой дифференциации в учебном процессе начальной школы"
проект по теме

Елуферьева Алла Анатольевна

Долгосрочный педагогический проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_tekhnologii_urovnevoy_differentsiatsii.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования (СИПКРО)

Итоговая работа

на тему:

 « Реализация технологии уровневой  дифферентации  в учебном  процессе младших школьников »

 Курсы повышения квалификации  по ИОЧ

ИБ:     1с.  с   03.03.2014 - 07.03.2014

              2с.  с   17.03.2014  -  21.03.2014

Выполнила:

Елуферьева А.А.

Учитель начальных классов,

ГБОУ ООШ  Безенчукский район,

 с. Купино Самарской области

Самара, 2014

   1.Анализ ситуации.

В настоящее время педагогика переходит на проблемное, развивающее, личностно-ориентированное обучение, что безусловно сказывается и на определении основных проблем и задач,  стоящих перед ней. На первый план теперь выдвигаются проблемы, связанные  прежде всего с развитием каждой конкретной личности с выявлением ее индивидуальности, а  значит необычайно остро встает проблема дифференцированного подхода к обучению.

Как нет  на лугу двух одинаковых цветочков, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений и т.д.  В начальной школе, а  особенно в первом классе индивидуальные различия особенно заметны.

    2. Проблема.

Средний темп работы  выбираемый учителем на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – легкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся,  обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием

     Цель:

 Обоснование  и экспериментально проверка  эффективности внедрения технологии уровневой   дифференциации в  процесс обучения младших школьников.  Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

  Задачи:

  •  Изучить теоретический  материал по данной проблеме;
  •  Определить условия эффективности  уровневой дифференциации процесса обучения  младших  школьников;
  •  Разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации;
  •  Изучить специфику  диффер. заданий в  УМК « Школа 21 века»
  • Изучить особенность воздействия разработанной системы  на индивидуальное развитие учащихся,  выявить практическую значимость методов дифференцированного обучения.

Участники:  учащиеся 1-2 классов, педагог Елуферьева А.А., члены МО школы, родители уч-ся.

3. Планируемые результаты.

  • - Изучение  теоретического  материала , ориентирование в дифференцированных  материалах УМК « Школа 21 века»
  • - Определение  условий эффективности  уровневой дифференциации процесса обучения  младших  школьников;
  • - Разработка  системы  дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации;
  • -Изучение  особенности воздействия разработанной системы  на индивидуальное развитие учащихся,  выявление  практической  значимости методов дифференцированного обучения.

Этапы реализации.

Организационный .

Общий анализ  психолого –  педагогической  литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории дифференциации обучения:

  1. Дифференциация обучения предполагает разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.
  2. Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития  творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.
  3. Одной из важнейших основ дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.
  4. Основной целью дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
  5. Реализуя дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям :

    –  быть единой для всех групп учащихся;

    _ показывать динамику перехода ученика из одной группы в

       другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост

       ученика и учитывать его;

    - наглядно представлять возможности коллективной работы с

      различными группами учащихся;

    - представлять возможность выбрать систему работы с каждой

      из групп учащихся.

Подводя итог,  сказанному, можно сделать следующие выводы :

  1. обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика ( это возможно при внутренней дифференциации учебной работы);
  2. объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика – необходимое условие работы;
  3. развитие умственных способностей предполагает  специальные средства, развивающие знания,  рациональное умения умственного труда .

Основной: Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем,  взявшим курс на дифференциацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их  особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно  отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

  1. август-сентябрь 2014 года

 Стартовое исследование первоклассников  

 Учитель

  1. в течение учебного года

Составление разноуровневых заданий, создание картотеки .

Учитель, члены МО, родители.

  1. Лето 2014г, в течение учеб.года

 Разработка методики составления разноуровневых заданий

Учитель, члены МО.

  1. Сентябрь 2014г

Оформление бланка диффер. домаш. задания

Учитель, дети.

  1. Сентябрь – ноябрь 2014 г

Разработка материалов диффер. зачётов по предметам, оформление методич. копилки.

Учитель, родители.

  1. Декабрь 2014 –май 2015г

Отслеживание уровня усвоения материала и формирования УУД ( стартовый, текущий, итоговый уровни)

Учитель.

4.Диагностический инструментарий.

Для организации дифференцированной работы с первоклассниками планируется проведение  исследования готовности  к обучению детей 6 -7 лет по следующим параметрам :

  • внимание
  • произвольность
  • работоспособность
  • логическое мышление
  • способность к самоконтролю
  • познавательная мотивация
  • речевое развитие
  • развитие  мелкой  моторики

Результаты определяются по 3х бальной системе.

Приложение №1

Бланк обследования

Ф.И.

Месяц,

год рождения

Пол

М/Ж

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Приме-

чания*

1

В результате исследования планируется наметить 3 основные группы:

1   группа -  учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной  сформированностью 2 – 3 психических процессов или необходимых общеучебных умений . Они  нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.

2 группа – достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.

3 группа – высокая степень подготовки в школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий .

Следующим этапом  планируется    разработка стратегии взаимодействия учителя с разными группами.  На всех этапах урока, где применяется дифференцированная работа учащихся, должны быть реализованы следующие задачи:

1. Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания,  умения и навыки   учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и,  таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание ( т.е. отставание от уровня своих возможностей);

2. Развивать  логическое мышление, креативность  при опоре на зону ближайшего развития.

3. Формировать учебно-познавательную мотивацию.

4. Создать условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребенка. В соответствии с этими задачами была разработана технология внутриклассной дифференцированной познавательной деятельности учащихся.

Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику.  Учащимся, входящим в 3  группу, предоставлена наибольшая самостоятельность . Они получают трудные, но интересные задания,  направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Нельзя не признать, что предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных  учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а  имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения,  выводы, сравнивать способы действия .

Во 2 группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Однако, некоторые задания,  обязательные для учеников 3-ей группы, предлагаются в качестве добровольных.

Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний . Контроль за  работой  учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и  навыков  учащихся 1-й группы, предлагаю им задания, восполняющие проблемы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

Много возможностей для внутренней дифференциации представляет коллективная работа. Задание дается гемогенной группе ( от 2 до 4 –х  человек) , а не отдельному  ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях. В беседе внутри малой группы он может высказать свое мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностям

Уровень усвоения знаний у разных учащихся неодинаков :

1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочих связей.

  1. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями,  понятием и законом и т.д., однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.

  1. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень знаний, установить  межпредметные  связи, что, в свою очередь способствуют  творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причины – следственные связи, делать  обобщения и выводы.

   

 Эти уровни  усвоения и лежат в основе методики составления

  разноуровневых  заданий.

Структурная единица знаний

 

Показатели сформирован-ности  системы качеств знаний по уровням

Требования, соответствующие показателям

Задания

Состав   6.

Высокий уровень подготовки способствующей использованию имеющихся знаний в новых ситуациях

Самостоятельно воспроизвести состав 6.

  1. Положите 1

       ,а сколько еще

надо положить, чтобы их  стало 6?

(5)

2. Положите 2а, а сколько еще надо положить чтобы их стало  6?(4)

3. Положите 3     ...

Школьник свободно запоминает состав, устанавливает связь между числами.

Убедиться и обобщить состав  6

5 и 1, 4 и 2,

3 и 3  это 6.

          6

  1. 1
  1. 2

3                 3

При налаживании взаимодействия зрительного слухового и двигательного анализаторов получаем занимательный состав 6.

В занимательной форме запомнить состав 6.

 

       3

                              3

            5

                  1

По такой  методике изучается состав   7, 8, 9.  

         

Работая по технологии дифференцированного обучения, я планирую  включать дифференцированную работу в различные этапы урока в зависимости от целей и задач урока.

Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте  в 1-ом  классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35- минутного урока не пропала даром, чтобы « не потерять»ни самих читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе. Поэтому на уроках планируется  работа с первоклассниками  не только с основными учебниками,  но  и с дополнительными карточками, содержащими слоговые таблицы, рифмовки, короткие стихи, и др. в 1 полугодии .

На этапе подготовки к восприятию нового материала  планирую включать дифференцированные задания, направленные  на актуализацию  имеющихся знаний и на формирование  мотивации  познавательного процесса.

Это позволит  повысить учебную мотивацию всех учащихся:  умеющие читать дети не только  будут переживают ситуацию успеха, но и смогут  совершенствовать  умение читать ( не секрет, что, стремясь научить начинающих детей, учителю не всегда удается уделить внимание тем, кто уже владеет навыком чтения и нуждается в дальнейшем его развитии и совершенствовании), а дети, только начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и умений, учатся  слушать  и отвечать на вопросы по  услышанному.

        Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к  новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны  узнать, как искать пути к истине. Если  сразу не обратить  внимание на этих  детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания.

Уместно в этом случае предлагать таким детям  карточки, содержащие материал, легко  интегрируемый с темой урока или подготавливающий к изучению нового, а  остальным предложить составить  вопросы  по изучаемой  теме.

При изучении нового  материала  создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организую работу в гомогенных группах. Каждая группа получает задание, « работающее» на тему в целом. Эти задания не дублируют друг друга. Каждая группа,  выполнив свое задание, должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход  дает каждому ребенку возможность почувствовать себя значимым, внести  свой вклад в общее дело. Это особенно важно для «слабых» учащихся.

Так, если задание для 1 группы включают большей частью деятельность  репродуктивную и лишь отчасти частично-поисковую, то у 2-й, напротив, преобладают задания частично-поискового характера, а у 3-ей в работу включены проблемные задания, требующие наибольшей сложности работы мысли. Благодаря такому построению заданий удается обеспечить не только оптимальный уровень сложности для каждого, но и избежать дискомфортного состояния у « средних»  и « слабых », связанного с  ощущением своей  «неполноценности», «слабости»  по сравнению с другими детьми. Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации  дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны , через выполнение заданий практического характера.

        Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов, понятий, знаков и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приемов, привычек и методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы и самому формулировать их, навыки самостоятельной работы с учебником и т.д. Приемы умственной деятельности,  методы овладения знаниями и умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика. Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления   учитель должен ясно представлять:

  • закреплению каких навыков и приемов учебной деятельности служит предложенное ученику задание?
  • какие приемы умственной деятельности нуждаются в  закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения ?
  • какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме предложить эту помощь ?
  • какие ученики и в каком объеме могут выполнять задания творческого характера ?

        Решение этих проблем при помощи дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному развитию учащихся в процессе обучения.

Приложение № 2

Тема : « Повторение изученного в 1 классе .»   1 уровень .

              Найди и исправь ошибки в карточке.

              У нас жывет кот васка.

             У кота пушыстый  хвост. Он часто смотрит на небо.  там   тучя.

Тема:  «Повторение изученного в 1 классе.»    2 уровень.

            Найди и исправь ошибки в карточке. Запиши  текст  правильно.

            У нас жывет кот васка. У кота пушыстый хвост . Он чясто

            смотрит на небо. там тучя .

Тема: « Повторение изученного в 1 клапссе «.    3 уровень .

              Найди ошибки . Запиши  текст  правильно .

              У нас жывет кот  васка. У кота пушыстый  хвост .

              Он часто смотрит на небо.  там тучя.

         

        Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного  материала. Действительно, одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному  материалу.  Поэтому закрепление  организуется на разных уровнях  и в неодинаковом объеме:

Русский язык  1 класс.

Тема : « Правописание безударных гласных « ( первичное закрепление)

Приложение  № 3

____________________________________________________________________

1 уровень :  выполняют № 85 с 100 ( по учебнику Л.М. Зелениной) Спиши слова.  Поставь знак ударения.

Зима           Весна             Осень           Лето

Проверяют  ( устно ) .

2   уровень :       выполняют  № 85 с 100 ( по учебнику Л.М. Зелениной)

 Спиши слова.  Поставь знак ударения.

Зима           Весна             Осень           Лето

   Напиши проверочные   к  1    и   2 словам

Проверяют  ( устно ) .

3 уровень:     :       выполняют  № 85 с 100 ( по учебнику Л.М. Зелениной)

 Спиши слова.  Поставь знак ударения.

Зима           Весна             Осень           Лето

   Напиши проверочные   к  1    и   2 словам и придумай 1 слово с проверяемой безударной гласной.

 

Домашнее задание -  особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственно контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

        Определение содержания, объема и характера заданий зависит от продуктивности работы ученика на уроке.  Целесообразно включать в домашнюю работу всех учеников задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, пробелы в знаниях, умениях и навыках учеников. Учет причин возникновения ошибок ( невыученное правило, не различение каких-либо понятий, слабое владение способом действия) позволяет не только исправить допущенную  ошибку, но и  предотвратить появление аналогичных ошибок .  Дифференцируя многие домашние задания,  я ставила перед собой такие цели :

восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика, ( в этом случае задание индивидуальное); подготовить учащихся к изучению нового учебного материала ;

оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания ( в карточку включается справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы);

расширять и углублять знания, умения и навыки  по изучаемой теме.

 В свободное время регулярно просматриваю задания УМК, предположительно составляю план домашних заданий для разных уровней. Индивидувльные джомашние задания планирую записывать в специальный бланк на форзаце  рабочих тетрадей по предметам.

Приложение №  4.

Тема :    « ДЕЦИМЕТР »

Тема : «Дециметр» . 1 уровень .       _______________

Измерь  2 отрезка.                              ___________________

 Вырази их длину в дециметрах.

Тема : « Дециметр». 2 уровень.             _______________

Измерь 2 отрезка.                                    ___________________

Вырази их длину в дециметрах,  в дециметрах и сантиметрах.

Тема: « Дециметр».  3 уровень.            _________________

Измерь 2 отрезка.                                   ______________________

Обозначь отрезки латинскими буквами. Вырази их длину в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах . Начерти .

Проблема дифференцированного  контроля  знаний – одна из наиболее сложных, на мой взгляд.

Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была « справедливой »  в глазах ребенка.

В своей работе я использую, как правило, единую шкалу оценок, дифференцируя при этом карточки по уровню сложности, т.е. исходя из «индивидуальной нормы »  или « относительной успешности» каждого ученика. Если ученик 1-й группы  без  ошибок выполняет задания 1-го уровня – он получит « 5», а вот наиболее продвинутые ученики должны выполнять без ошибок задания повышенного уровня сложности. Только в этом случае их работа будет оценена на «5».  Так организую дифференцированные зачеты по русскому языку.

При этом зачет организован таким образом, что учащиеся 3-ей группы сначала принимают устный зачет у учеников 2-ой группы ( в случае неверного ответа они должны проконсультировать отвечающего ученика по вопросу, вызвавшему затруднения), после выполнения 1-го задания переходят к работе по своей карточке (поэтому в карточке 3-го уровня на 1 задание меньше)

Приложение № 5

___________________________________________________________________

Зачет по теме «Предложение»   2 уровень.

1. Ответь на вопросы :

1. Что такое предложение ?

2. Какие бывают предложения по цели высказывания ? ( Приведи

    пример повествовательного предложения .)

3. Какие бывают предложения по интонации ? ( Приведи пример

              восклицательного предложения.)

          4. Какие члены предложения являются главными ? ( Составь

              предложение и назови в нем главные члены. )

           5.Что такое подлежащее ? Что такое сказуемое ?

           6. Для чего нужны в предложении второстепенные члены ?

П. Поставь знаки препинания :

Здравствуй, мама  У меня все хорошо  Мы живем у самой реки Как здорово прыгать в воду с обрыва По утрам мы ловим рыбу или ходим за грибами Когда ты навестишь нас Приезжай поскорее

Ш.  Найди предложения . Гаснут звезды .  Голубая звезда . Крикливая ворона. Гаснут звезды. Голубая звезда . Ворона каркнула.

1У. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы:  Лиза б…..жала по длинной липовой аллее. Она (в)дыхала  сла…коватый  зап…х  з…лени . (В)в…твях …грал ле…кий  в…терок . Ветви   к…ч…лис… Бвстрые блики р…зоватого солнца (с)к…кали(по)з…мле, как ж…вые.

У. Подчеркни  во всех предложениях грамматическую основу . Сделай полный разбор третьего предложения .

__________________________________________________________________

Зачет по теме  «Предложение»  3 уровень.

1. Выбери верное утверждение:

1 а) По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные . б) По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

2 а) Распространенными называются предложения, которые кроме главных членов имеют хотя бы один второстепенный член. Б) Распространенными называются предложения, которые состоят из главных членов.

3а) Все побудительные предложения по интонации восклицательные .

б) Не все побудительные предложения по интонации восклицательные.

П  Найди предложения, в которых правильно выделена грамматическая основа:

Далекое солнце  уходило за горизонт .

Ложился на поля  туман.

Гусей крикливых караван  тянулся к югу.

Ш. Поставь знаки препинания:

Бабуля Я ушла гулять Варежки не нашла Где они Когда  вернусь, буду делать уроки Испеки, пожалуйста, пирожков Я их очень люблю

1У. Спиши текст, вставляя знаки препинания и пропущенные буквы:

Красиво было в л..су в этот ранний ч…с Тихо шумели, к…чались д…рев..я С лист… ст…кали свинцовые капли р…сы На  мху л…жали сл…ды ос…ни Остро пахло сырой з..млей и прелыми лист..ями Из вороха старых лист..ев, из тр..вы и из в..лежника выглядывают гр…бы Как краси..  ..сенний ле…

____________________________________________________________________

Ученик В. (2 уровень)

1 класс

12 сент.

21 окт.

Февр.

Апр.

Май

Умение передавать форму фигуры

1

1

Умение ориентироваться на плоскости

1

2

Умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания

2

2

Выявление интуитивных топологических представлений

1

2

Умение сравнивать два множества по числу элементов

0

1

Умение назвать и показать числа от 0 до 10

2

3

Знание состава

4

5

6

7

8

9

10

                       

Знание геометрических фигур

2

3

Решение задач в 1 действие

Слоговое чтение

2

2

1 класс

12

 сентября

21

 октябрь

февраль

апрель

май

май

Умение передавать форму фигуры

3

3

Умение ориентироваться на плоскости

3

3

Умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания

3

3

Выявление интуитивных топологических представлений

3

3

Умение сравнивать два множества по числу элементов

2

3

Умение назвать и показать числа от 0 до 10

3

3

Знание состава

4

5

6

7

8

9

10

                       

Значение геометрических фигур

3

3

Решение задач в 1 действие

Слоговое чтение

3

3

Приложение № 6

   

1 раз в полугодие буду составлять резюме, в которых отражается индивидуальный прогресс каждого ученика.

Данные диагностики. Ученица К. ( 3 уровень )

Ученица S (3 уровень) 12 ноября 2010г.  1 класс  1-4

Организация учебного труда:

- Умеет работать по заданному образцу, легко осваивает новые виды

  деятельности.

-Темп работы высокий, успевает выполнять индивидуальные задания, в том

  числе –повышенной сложности.

  Выполняет советы  учителя по организации  самостоятельной

  деятельности  и оказанию помощи в совместной деятельности по решению

  учебной задачи ( умеет работать в паре).

- Может продуктивно работать самостоятельно.

- Владеет навыками пооперационного контроля собственной учебной работы,

  охотно и качественно проверяет работу товарища.

- Может объективно оценить ответ одноклассника.

Работа с книгой и другими источниками информации:

- Владеет навыком слогового чтения.

- Понимает прочитанное.

- Умеет соблюдать паузу между предложениями и абзацами, выделять важные по смыслу слова.

- В работе с учебником умеет найти нужную страницу, упражнение, справочный материал, пользоваться таблицами и схемами.

- При знакомстве с новым материалом может самостоятельно изучить теоретический материал и выполнить тренировочные упражнения по образцу и на творческом уровне.

Библиотечно - библиографические навыки:

- Находит нужную книгу на книжной выставке (выбирает из 6-8 книг).

- Умеет определить примерное содержание незнакомой книги по ее элементам: титульному листу, оглавлению, иллюстрациям.

- Читает охотно.

- Знает правила пользования библиотекой.

Культура письменной и устной речи:

В технике устной речи умеет:

- отвечать на вопросы по теме,

- самостоятельно формулировать вопросы по теме, тексту, картине,

  вести диалог,

- пересказать художественный текст, условие и ход решения задачи.

- Демонстрирует хорошее знание теории по всем предметам, в ходе урока всегда готова дать справку по изучаемому материалу.

- Очень ярко читает наизусь стихи.

- Подробно пересказывает подготовленный текст.

- На уроках ознакомления с окружающим отвечает по вопросам сложными предложениями.

- Проявляет интерес к дополнительным заданиям по предметам гуманитарного цикла.

В технике письменной речи умеет:

- писать в прописи без ошибок и исправлений,

- вести запись  под диктовку, ( слоги, буквы, отдельные слова).

- Почерк в стадии формирования, буквы ровные по высоте, но  несколько

   угловатые.

- Тетради стала вести аккуратнее.

Прилежание: очень хорошо.

S. стала активнее на уроках, не боится трудностей,  возникающих при выполнении заданий.

Девочка  учиться критически относится к своей работе, что способствует повышению качества  выполнения работ.

Заключительный .

Успешное развитие познавательной активности и  самостоятельности учащихся возможно иногда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками,  развития способностей.

Дифференцированный  подход к школьникам – это важнейший принцип  воспитания и обучения.

Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно –воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика.

 Планируется:

  1. Исследовать основные тенденции развития теории и практики решения  проблем дифференциации процесса обучения;
  2. Разработать  технологии внутриклассной дифференциации процесса обучения  младших  школьников.
  3. Разрабатывается система дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях дифференциации.

          В центре внимания при определении результативности находятся:

-   сохранение и укрепление психического и соматического здоровья;

-   снятие тревожности, связанной с процессом обучения;

-   развитие у школьников мотивации к учению;

-  уровни успешности обучения,  сформированности   учебных навыков и

   развития психической сферы школьников;

-  становление и развитие у школьников субъективной позиции ( от

   субъекта отдельных действий к субъекту деятельности  и

   саморазвития );

-  обогащение м развитие индивидуального опыта учащихся в той или иной  

    области;

-  развитие индивидуальности и позитивные изменения  ценностных

   ориентаций;

-  удовлетворенность и повышение самооценки учащихся, учителей и

   родителей .

Литература.

  1. Титова В.В.  Дифференцированный подход к учащимся на уроках природоведения  //  Начальная школа. 2000. № 5.

  1. Осмоловская И.М. Дидактические принципы организации дифференцированного обучения в школе. М: ИТОП РАО, 2001. -196с.

  1. Амонашвили Ш.А. Гуманно личностный подход к детям. - М., 1996. - 231с.

  1. Басынина Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. - 2008. - № 11. - С. 66-69

  1.  Бухаркина М. Ю. Технология разноуровневого обучения. //Научно-методический журнал, 2003.– №3.–С11-15.

  1. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.–342с.

  1.  Тараскина Н.С. Разноуровневое обучение: за и против/ Н.С.Тараскина //Педагогика.-№3.–2009.–С.11-15

  1. Интернет –ресурсы. http://galina-soleil.narod.ru/

http://for-teacher.ru/technique/47-raznourovnevoe-obuchenie.html

http://otherreferats.allbest.ru/

nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЛИЦЕЯ

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы лицея...

Статья "Современные образовательные и педагогические технологии в учебном процессе начальной школы"

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике у...

Педагогические принципы и цели обучения при использовании информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для формирования их учебной деятельности и р...

«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе».

«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе».Содержание. 1.Определение понятия дифференциация.2.Определение понятий внешней и внутренней дифференциации.3.Этапы орган...

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе...

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе

Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, ...

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе

.Разноуровневый - дифференцированный подход к учащимся позволяет: • - каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе; • - дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собств...