«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе».
методическая разработка ( класс) на тему

Пучкова Ольга Владимировна

«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе».

Содержание.

1.Определение понятия дифференциация.

2.Определение понятий внешней и внутренней дифференциации.

3.Этапы организации внутренней дифференциации

4.Три типа дифференцированных заданий

5.Дифференциация содержания.

6.Варианты организации дифференцированной работы на уроках.

7.Выводы.

8.Библиография.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе».

Пучкова О. В. учитель начальных классов МБОУ СШ № 4 г. Ачинска

Содержание.

1.Определение понятия дифференциация.

2.Определение понятий внешней и внутренней дифференциации.

3.Этапы организации внутренней дифференциации

4.Три типа дифференцированных заданий

5.Дифференциация содержания.

6.Варианты организации дифференцированной работы на уроках.

7.Выводы.

8.Библиография.

Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания,  радость интеллектуального труда, радость творчества.

Сухомлинский В.А.

Входя во взрослый мир, дети оказываются в разных условиях, занимают разные рабочие места, могут выбрать себе область деятельности, виды развлечений, круг друзей и семью по желанию. Мы часто говорим: «Как ужасно было бы, если бы все были одинаковы». У разных детей – разные характеры, разные интересы, особенности здоровья и особенности восприятия мира.

Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение и какую цель данная пед. технология преследует?

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. А цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей.

Различают понятия внутренней и внешней дифференциации.

Внешняя дифференциация. Создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются ученики с определенными индивидуальными особенностями.

Внутренняя дифференциация. Организация учебного процесса внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же устойчивыми индивидуальными особенностями.

Этапы организации внутренней дифференциации:

1.Определяются критерии, в соответствии с которыми создаются группы

учащихся.

2.Проведение диагностики на основе выбранных критериев.

3.Распределяются учащиеся по группам с учетом результатов диагностики.

4.Определяются способы дифференциации, разрабатываются задания для

выделенных групп учащихся.

5.Реализуется дифференцированный подход на различных этапах урока.

6. Проводится диагностический контроль за результатами работы учащихся,

в соответствии с которым может измениться состав групп.

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная – автор Гузик Н.П., уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В., культурно-воспитывающая по интересам детей – автор Закатова И.В. Но все данные технологии преследуют одну задачу, это дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

Как учителю сделать обучение оптимальным для каждого ребёнка в классе, учитывая его особенности? Каждый учитель может найти свои варианты работы. Важно отметить, что состав групп меняется на различных уроках или внеурочной деятельности, так как дифференциация может быть проведена по разным критериям. Преимущество такой организации занятий – это развитие навыков самостоятельности и широкие возможности для оказания помощи тем детям, которым необходимо дополнительное внимание.

Дифференциация обучения и обеспечивающие этот процесс пед. технологии являются системой в образовательной теории и практики.

Учёные, врачи, педагоги-новаторы призывают нас, чаще применять и использовать в работе всё новое.

А для нас, учителей, важно, чтобы мы захотели учиться новому, внедрять это в процесс обучения и не бояться применять на практике современные пед. технологии в наш информационный век. Для достижения поставленных задач и целей является не назидательное, насильное обучение, а как сказал Василий Великий «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих…».

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен.

Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Стандартная школа до последнего времени исходила из утверждения Ж.Ж. Руссо, будто люди с рождения одинаковы и чисты, словно доски, то поступать так её заставляли не законы природы, а идеология. В результате школу не любят (а нередко и ненавидят) не только “лентяи”, но и вполне трудолюбивые дети.

Я считаю, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы – её дифференцированное обучение.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Остановлюсь на внутриклассной дифференциации.

Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении.

Я считаю, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Внутриклассная дифференциация в начальной школе существует издавна, является основным путем осуществления индивидуализации обучения, поэтому обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем начальных классов. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:

  • Выявление отставаний в ЗУН;
  • Ликвидацию их пробелов;
  • Устранение причин неуспеваемости;
  • Формирование интереса и мотивация к учебе;
  • Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика

Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:

  • по уровню умственного развития (уровню достижений);
  • по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).

Основная цель использования мною технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.

Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе (учебному процессу) не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Данные, полученные по всем тестам, позволяют построить индивидуальный профиль готовности ребенка к школе, на основе которого определяется его уровень развития.

Организуя разноуровневое обучение, я учитываю интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.

Осуществляя дифференцированный подход, я, руководствуюсь следующими требованиями:

  • создание атмосферы, благоприятной для учащихся;
  • активно общаются с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
  • обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).

Для разноуровневого обучения использую:

  • Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
  • Альтернативные задания для добровольного выполнения
  • Задания, содержание которых найдено учеником
  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Дифференциация содержания учебных заданий:

по уровню творчества,

по уровню трудности,

по объему,

по степени самостоятельности,

по характеру помощи учащимся
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаются на выбор. Технология дифференцированного обучения предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня заданий.

3 Организация уровневой работы на уроке

Цель: создать психологическую комфортность и обучить каждого на уровне

возможностей и способностей.

Уровневая дифференциация предусматривает:

• Наличие базового, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.

• Базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся.

• Базовый уровень должен быть выполнен всеми учащимися.

• Система результатов должна быть открытой (ребенок должен знать, что с него требуют).

• Наряду с базисом представляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета. Это обеспечивается уровнем обучения, который повышает уровень минимального стандарта.

Дифференцированные задания являются важным средством обучения и воспитания, направленным на развитие мыслительной и творческой активности учащихся, их интереса к изучению предмета.

1.Выделить три типа дифференцированных заданий «А», «В», «С» разной степени сложности.

2.Корректно делю детей на 3 группы переменного состава. Ученик, который вчера работал в группе 1 уровня (задание «С»), завтра может работать в группе 2 уровня (задание «В»), если он усвоил базис.

Три типа дифференцированных заданий

«С»

«В»

«А»

1 уровень сложности – это базовый стандарт. Ученик овладевает базовым уровнем

2 уровень - обеспечивает овладение учащимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал 1 уровня, показывают применение понятий

3 уровень – предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения

По результатам диагностирования класс делю по уровням:

1 уровень – репродуктивный, работает на уровне знания, понимания (задание»С») под руководством учителя (инструктаж, фронтальная работа, разбор с последующей записью, инструктивные карты). Учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.

2 уровень – конструктивный, применяет полученные знания (задание «В»). После объяснения задание выполняется самостоятельно с обязательной проверкой.  Учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

 

3 уровень – творческий, углубляет знания (задание «А»). Задание выполняется самостоятельно.  Ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Состав групп позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на “зону ближайшего развития” каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

1. Опрос:

 При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы:

кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 3 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 1 группы – подробная инструкция выполнения задания.

Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся групп «С» и «В», сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы «А» найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.

В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.

2. Объяснение нового материала:

При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп «С» и «В» предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы «В» часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы «А» иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы «В» помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала. А детям группы «С» - найти толкование новых слов.

При изучении нового  материала  создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организую работу в гомогенных группах. Каждая группа получает задание, « работающее» на тему в целом. Эти задания не дублируют друг друга. Каждая группа,  выполнив свое задание, должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход  дает каждому ребенку возможность почувствовать себя значимым, внести  свой вклад в общее дело. Это особенно важно для «слабых» учащихся.

Так, если задание для 1 группы включают большей частью деятельность  репродуктивную и лишь отчасти частично-поисковую, то у 2-й, напротив, преобладают задания частично-поискового характера, а у 3-ей в работу включены проблемные задания, требующие наибольшей сложности работы мысли. Благодаря такому построению заданий удается обеспечить не только оптимальный уровень сложности для каждого, но и избежать дискомфортного состояния у « средних»  и « слабых », связанного с  ощущением своей  «неполноценности», «слабости»  по сравнению с другими детьми.

 Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов, понятий, знаков и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приемов, привычек и методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы и самому формулировать их, навыки самостоятельной работы с учебником и т.д. Приемы умственной деятельности,  методы овладения знаниями и умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика.

3. Закрепление нового материала:

Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации  дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны , через выполнение заданий практического характера.

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы «А» сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп «В» предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

При работе с учебником, детям группы «В», даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы «С» ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы «А» делают обобщения и выводы. Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп «А» или «В», и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.

Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.

«Чувство локтя», внимание к окружающим, способность работать не рядом, а вместе, воспитывается на личностно ориентированном обучении участием в совместной групповой работе. Она также расширяет кругозор учащихся и увеличивает их информационный фонд. У ребят увеличивается область потенциальных возможностей, позволяющих им успешно под руководством учителя на более высоком уровне решать предложенные задачи.

- Я думаю…

- Я хочу добавить…

- Я не согласен…

Предоставляю ученику право выражать свое мнение, свое отношение, «проживать» свое учение.

4. Домашнее задание:

Детей группы «А» учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера (например: придумать сказку «О том, как колосок на стол попал в виде хлеба» или «О том, как нити прядут и ткани ткут»), а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп «С» и «В» даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили родители.

Дифференциация заданий позволяет следить за усвоением знаний каждым учеником, что способствует оказанию своевременной помощи школьникам.

Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество образования школьников.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.

Задания в группах выполняются самостоятельно.

Русский язык

В качестве примера приведу работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.

Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.

1-й уровень «А»

Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).

2-й уровень «В»

1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.

2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).

3-й уровень «С»

Дано предложение.

1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.

2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)

Математика

Исходя их общих требований по курсу математики, предлагаю работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)

Задание №1

3-й уровень «С»

Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”

2-й уровень «В»

Составь обратную задачу

1-й уровень «А»

Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Задание №2.

3-й уровень «С»

Найди значение выражения:

7800-(398+507*6)=

2-й уровень «В»

Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.

3-й уровень «С»

Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

Задание №3

1-й уровень «А»

Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2.Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”

2-й уровень «В»

Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”

3-й уровень «С»

Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”

Окружающий мир

Предлагаем разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)

1-й уровень «А»

Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.

2-й уровень «В»

Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.

3-й уровень «С»

Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.

Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что:

  • учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
  • стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
  • поднялся уровень преподавания в начальной школе;
  • дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

Разноуровневый - дифференцированный подход к учащимся позволяет:

  • - каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе;
  • - дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах;
  • - способствует повышению интереса к учебной деятельности;
  • - формирует положительные мотивы учения.

Литература.

1. Абасов З. Дифференциация обучения: сущность и формы // Директор школы. – 1999. - № 8. –

с.61.

2. Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего и дифференцированного

обучения. – Челябинск, 1995.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998.

4. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Дифференцированное обучение:

педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка // Педагогика. – 1992. - № 9-10.

5. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. Дифференциация в обучении математики //Математика в школе.

– 1990. - № 4.

6. Елисеев В.В. Управление дифференцированным обучением в общеобразовательной школе.

Ульяновск: ИПК ПРО, 1995. – с. 8-17.

7. Завельский Концепция работы гимназии № 1543 с одаренными детьми // Завуч. –2000. - №

8. Иванов Ю.А. Дифференцированное обучение //Дифференциация как система. Ч.1. М., 1992.

9. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989

10. Кларин М.В. Обучение на основе полного усвоения

11. Кулагина Л.А. Тестовый контроль обученности в школе// Методические рекомендации.

Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – с.3-42.

12. Куприянович В.В. Изучение способностей направляет дифференциацию. //Математика в

школе. – 1991. - № 5. –с. 4 – 9.

13. Лопатина М.А. Работа с одаренными детьми // Завуч. – 1999. - № 6.

14. Маслов Н.С. Концепция развития армавирской средней школы № 4 по проблеме:

«Интегрированно-дифференцированный подход к обучению, развитию и профильной

ориентации учащихся в условиях СОШ» // Завуч. – 1999. - № 2.

15. Митин С.Н. Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения: Методические

рекомендации. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.

16. Моргун В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностные и технологические

аспекты // Школьные технологии. – 2003. – № 3.

17. Наямова М.В. Реализация принципов дифференциации и элитарности в учебно-воспитательном

процессе школ нового типа // Дифференциация как система. Ч.2. М., 1992.

18. Никитина Н. Н. Личностно-ориентированное обучение в теории и технологии. - Ульяновск. -

ИПК. ПРО, 1998.

19. Никитина Н.Н. Теоретический анализ проблемы внутренней дифференциации обучения. –

Ульяновск. – ИПК ПРО, 1998.

20. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001. -

№ 6.

21. Осмоловская И.М. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор школы. – 2000. – № 2 –

с. 67-68

22. Пайков А.В. Дифференцированный подход в обучении технологии // Школа и производство. –

2001. - № 1 _ с. 21-22.

23. Педагогический энциклопедический словарь. - М. Просвещение, 1998.

24. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.

25. Савинков А. Одаренные дети: методика, диагностика и стратегия обучения // Директор школы.

- 1999. - № 5.

26. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации

учебного процесса

27. Терещук Дифференцированные задания как средства индивидуального подхода к учащимся //

Школа и производство. – 1990. – № 11-12.

28. Унт И. Индивиадулизация и дифференциация обучения М., : Педагогика, 1990 .

29. Шалыгина И.В., Каногина Е.П., Тужикова И.А. Дифференцированное обучение: поиски

адаптивной модели (из опыта работы сельской школы) // Завуч. – 2000. - № 5.

30. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников //

Практика административной работы. – 2003. - № 6, 7 - 2004.- № 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология дифференцированного обучения Выполнила учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 4» Пучкова Ольга Владимировна

Слайд 2

эпиграф Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества Сухомлинский В.А.

Слайд 3

Цель дифференциации Обучение каждого на уровне его возможностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Слайд 4

Задачи: 1.Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. 2. Обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей. 3. Постоянное отслеживание результатов обучения.

Слайд 5

Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому ученику? Не секрет, что подгонка знаний учащихся к формальным одинаковым требованиям тормозит умственное развитие школьников, снижает их учебную активность. При ориентации на "среднего школьника” в процессе обучения дети, как правило, перегружены учебной работой и в то же время интеллектуально недогружены. Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот вопрос дает новая технология обучения "Уровневая дифференциация”, позволяющая более активно использовать потенциальные возможности учащихся.

Слайд 6

Сегодня школа – в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить. Школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Слайд 7

Дифференцированное обучение. Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении. Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

Слайд 8

Дифференциация в переводе с латинского означает - разделение, расслоение целого на различные части. Дифференцированное обучение это: форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств

Слайд 9

Дифференцированное обучение Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Слайд 10

Методологическая основа Формирование опоры , обеспечивающей всем учащимся независимо от их способностей, овладение базовой системой знаний, умений Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки по типу «ученик должен» Введение повышенного уровня требований по типу «ученик хочет и может» Явное, а не искусственно формальное признание права ребенка на выбор уровня усвоения материала и отчетности Соответствие содержания, контроля и оценивания знаний уровневому подходу

Слайд 11

Виды дифференциации Внешняя дифференциация. Создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются ученики с определенными индивидуальными особенностями. Внутренняя дифференциация . Организация учебного процесса внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же устойчивыми индивидуальными особенностями.

Слайд 12

Этапы организации внутренней дифференциации: 1.Определяются критерии, в соответствии с которыми создаются группы учащихся. 2.Проведение диагностики на основе выбранных критериев. 3.Распределяются учащиеся по группам с учетом результатов диагностики. 4.Определяются способы дифференциации, разрабатываются задания для выделенных групп учащихся. 5.Реализуется дифференцированный подход на различных этапах урока. 6. Проводится диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может измениться состав групп.

Слайд 13

Дифференциация содержания учебных заданий: по уровню творчества, по уровню трудности, по объему, по степени самостоятельности, по характеру помощи учащимся

Слайд 14

Уровневая дифференциация НУЛЕВОЙ уровень активности Психолого - педагогические особенности учащихся пассивны , с трудом включаются в работу ожидают привычного давления со стороны учителя нет заинтересованности не умеют работать самостоятельно не пытаются искать собственное решение; медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно

Слайд 15

Направления работы Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой Проводить минутки психологической разгрузки Создавать особую эмоциональную атмосферу урока Обращаться к таким детям только по имени Похвала, одобрение, добрый, ласковый тон

Слайд 16

Уровневая дифференциация ОТНОСИТЕЛЬНО-АКТИВНЫЙ уровень Психолого-педагогические особенности учащихся заинтересованность появляется только в связи с интересной темой, содержанием урока или необычными приёмами преподавания охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению торопливы

Слайд 17

Направления работы Их внимание можно «держать» вопросами , которые задают сами учащиеся в конце урока по его теме Охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом Для них очень важна эмоциональная поддержка Эмоционально-интеллектуальная атмосфера должна сопровождать весь урок

Слайд 18

Уровневая дифференциация ИСПОЛНИТЕЛЬНО-АКТИВНЫЙ уровень Психолого-педагогические особенности учащихся систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность предлагают оригинальные пути решения работают преимущественно самостоятельно начинают скучать, если материал прост или учитель занят со слабыми учащимися, постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения

Слайд 19

Направления работы Побуждать к самостоятельности в учении Стимулировать проблемными, частично поисковыми и эвристическими ситуациями на уроке Создавать ролевые ситуации (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.) Формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний

Слайд 20

Уровневая дифференциация ТВОРЧЕСКИЙ уровень Психолого-педагогические особенности учащихся любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи стремятся к самовыражению через различные виды творчества

Слайд 21

Направления работы Создание условий для самореализации личности , возможности выразить своё отношение к миру Специальные приёмы , стимулирующие творческую деятельность кооперативное обучение мозговой штурм групповая дискуссия метод придумывания

Слайд 22

Положительные аспекты дифференцированного и индивидуального подходов Отсутствие в классе отстающих учащихся; Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню; Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества; Повышение познавательного интереса и мотивации к обучению; Развитие способностей учащихся.

Слайд 23

Трудности в реализации дифференцированного и индивидуального подходов Большая подготовительная работа перед уроком; Переработка содержания материала, Дидактическое обеспечение; Подготовка учащихся к такой форме работы; Педагогический мониторинг.

Слайд 24

Три типа дифференцированных заданий «С» «В» «А» 1 уровень сложности – это базовый стандарт. Ученик овладевает базовым уровнем 2 уровень - обеспечивает овладение учащимися теми приемами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Вводятся дополнительные сведения, которые углубляют материал 1 уровня, показывают применение понятий 3 уровень – предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий, дает развивающие сведения, углубляет материал его логическое обоснование, открывающее перспективы творческого применения

Слайд 25

Уровневая дифференциация Учитель корректно делит детей на 3 группы переменного состава. Ученик, который вчера работал в группе 1 уровня (задание «С»), завтра может работать в группе 2 уровня (задание «В»), если он усвоил базис. 1 уровень – репродуктивный, работает на уровне знания, понимания (задание»С») под руководством учителя (инструктаж, фронтальная работа, разбор с последующей записью, инструктивные карты). 2 уровень – конструктивный, применяет полученные знания (задание «В»).После объяснения задание выполняется самостоятельно с обязательной проверкой. 3 уровень – творческий, углубляет знания (задание «А»). Задание выполняется самостоятельно.

Слайд 26

Выводы Технология ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Обозначает действенное внимание к каждому ученику , его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам Предполагает сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика Успешно развивается познавательная активность , интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей.

Слайд 27

Урок русского языка во 2 классе 1 уровень - списать текст, вставляя пропущенные буквы Зима Наступила (зимний)з..ма. Пушистым (коврик) к..вром (лёжа) л..жит снег на (поле) п..лях и (холм)х..лмах. (Дерево) Д..ревья (стоя)ст..ят (тихий)т..хо. В (лес) л..су замело все (тропка)тр..пинки. По лесу можно (ход) х..дить только на лыжах. Ударили сильные морозы. (реки)Р..ка замёрзла. Ребята сделали (больше)б..льшой (катится) к..ток. На катке всегда (веселье) вес..ло .

Слайд 28

Урок русского языка во 2 классе 2 уровень- списать, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова. Зима Наступила з..ма. Пушистым к..вром л..жит снег на п..лях и х..лмах. Д..ревья ст..ят т..хо. В л..су замело все тр..пинки. По лесу можно х..дить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Р..ка замёрзла. Ребята сделали б..льшой к..ток. На катке всегда вес..ло.

Слайд 29

Урок русского языка во 2 классе 3 уровень - списать текст, подчеркнуть безударные гласные. Подберите проверочные слова. Зима Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замёрзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.

Слайд 30

Урок математики во 2 классе. 1 уровень - поставь вопрос и реши задачу. Задача: «У Вики было 50 руб. Она купила альбом за 15 руб. 2 уровень - Дополни условие, поставь вопрос и реши задачу. Задача: «У Вики было 50 руб. Она купила альбом за …руб. 3 уровень - поставь вопрос и реши задачу. Составь и реши обратные задачи. Задача: «У Вики было 50 руб. Она купила альбом за 15 руб.

Слайд 31

Урок математики во 2 классе. 1 уровень - начертить ломаную из трёх звеньев длиной 2см, 3см, 4 см. Найти длину ломаной. 2 уровень - начертить ломаную из трёх звеньев. Длина первого 2см, длина каждого следующего звена на 1 см больше предыдущего. Найти длину ломаной. 3 уровень - начертить ломаную из трёх звеньев .Длина первого звена 2 см, длина второго звена на 1 см больше первого, длина третьего звена равна длине первого и второго звена вместе. Найти длину ломаной.

Слайд 32

Урок окружающего мира во 2 классе 1 уровень- среди предложенных образцов найти гранит, каменный уголь, известняк, нефть. 2 уровень- узнать по описанию о каком полезном ископаемом идёт речь и найти его среди образцов. «Эта горная порода очень прочная серого или розового цвета. Состоит из полевого шпата, слюды и кварца. 3 уровень- узнать по описанию о каком полезном ископаемом идёт речь, найти его среди образцов. Назвать свойства этой горной породы и применение.

Слайд 33

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в начальной школе».

Методическая разработка содержит дифференцированные задания по математике, позволяющие организовать учебный процесс, создать ситуацию успеха для слабоуспевающих обучающихся....

Статья "Применение технологии разноуровневой дифференциации на уроках в начальной школе"

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе...

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе

Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, ...

Использование технологии уровневой дифференциации на уроках в начальной школе

.Разноуровневый - дифференцированный подход к учащимся позволяет: • - каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе; • - дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собств...