Практикум по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе
статья (1 класс) по теме

Шестакова Елена Николаевна

В статье раскрывается методический аспект по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, предлагаются способы развития данных умений у
младших школьников.
К л ю ч е в ы е с л о в а: требования ФГОС, коммуникативные умения, практика вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_umeniya_statya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе.

Е.Н. Шестакова

Для одних форма общения - диалог, для других монолог.

(А. Моравия) 

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие  контакт с другими людьми для общения и поддерживания  оптимальных отношений.

            Формированием коммуникативных способностей  занимались многие ученые. Данной проблеме посвящены  исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, В.Н. Мясищева. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка.
           В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы предлагают использовать коммуникативные игры, беседы, игровые задания.

Чтобы развивать коммуникативные способности, необходимо сформировать коммуникативные умения, которые сегодня соответствуют требованиям ФГОС.

             В целом формирование коммуникативных умений может осуществляться двумя путями:

1) введением специальных учебных курсов;

2) максимальным использованием учебных ситуаций в создании «поля общения».

 ФГОС  четко ориентирует на результаты образования, одними из которых являются  коммуникативные умения.

             В рамках учебного процесса, существует постоянная необходимость  организовывать совместную деятельность учащихся. Анализируя деятельность детей во время их работы в группе, можно выделить следующие умения:

  • Формулировать высказывание, используя термины. 
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения. 
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
  • Задавать вопросы.
  • Контролировать действия партнёра.
  • Использовать речь для регуляции своего действия.
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • Строить  монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 

Реализация требований ФГОС является целью профессиональной деятельности каждого учителя.

Чтобы получить обозначенные результаты, необходимо организовать обучение таким образом, чтобы школьники уже с первого класса учились работать в паре или группе,  выполняя совместные  задания, позволяющие формировать перечисленные умения.

      В результате исследования, целью которого было выявление сформированности умений учащихся работать в группе, выяснилось следующее: в первой группе большинство детей предпочли работать самостоятельно, каждый сам за себя, не реагируя на попытки лидера, пытающегося организовать работу. Поэтому в этой группе потребовалась помощь учителя для организации взаимодействия. Во второй группе ученики поделились на две подгруппы, одна из которых сумела работать совместно, учитывая разные мнения и договариваясь между собой. Второй подгруппе потребовалось внимание учителя и его руководство. В третьей группе сразу выделился лидер, который сумел организовать совместную работу и получить результат. В четвёртой группе выявилось сразу несколько лидеров, которые не могли договориться между собой и придти к единому решению. Дети этой группы также воспользовались помощью учителя.

Из описания видно, что школьники одного класса имеют разные результаты сформированности  коммуникативных умений.

При изучении  причин такого явления, выявилось, что:

  • существуют личностные особенности школьников (импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств, общая недостаточность воли - не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности);
  • общение детей с родителями,  в основном на социальные темы;
  • отсутствие опыта взаимодействовать в диалоге (паре или группе).

Все это, безусловно, влияет на умение детей слушать, слышать, договариваться, и доказывает, что, обучая школьников в одном классе, можно иметь разные результаты. Поэтому, задача учителя заключается в планомерной работе по решению данной  проблемы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Приемы формирования коммуникативных умений можно разделить на невербальные и вербальные. 

        К первым относятся: визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз), акустические (интонация, паузы и логические ударения), тактильные (дистанция, прикосновение).
К вербальным:

  • умение слушать и слышать собеседника;
  • умение корректно задавать вопросы;
  •  отвечать адекватно (какой вопрос такой ответ)
  • умение допускать разные точки зрения (нейтральная позиция педагога, которая позволяет обучающимся во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без  опасения, что их одернут, остановят;
  • установка на совместную деятельность;        
  • Выполнение учебных заданий в парах и группах.

Для развития невербальных и вербальных умений  возможно использовать

    учебную                           и              внеучебную деятельность

содержание общения                        - игры

труднее, оно является                        - тренинги

      предметным                                       дети общаются адекватно,                              

                                                             общение проще (игровое)

Для формирования коммуникативных умений в учебной и внеучебной деятельности психологи рекомендуют использовать мини – тренинги, которые предполагают установку на совместную деятельность.

        Детям намного проще найти контакт в игре, чем в учебной деятельности. Для формирования умения работы в группе, был разработан специальный тренинг, который начался с притчи:

«В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

Далее учащимся предлагается  действовать вместе.

  1. Упражнение – разминка «Карандаши».

Его суть состоит в удержании карандашей между пальцами стоящих рядом участников. Группа встаёт в круг, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев. Позже можно усложнить задание: не договариваясь, что будут делать, присесть или поднять руки с карандашами вверх так, чтобы они не упали.

  1. Коллективный счёт

Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не смотрят друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибки.

При этом должны выполняться три условия:

  • во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально);
  •  во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;
  • в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.

 Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, чтобы не договариваясь, последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

  1. Связывание группы («Рулет»)

Группа стоит в колонне по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль всех канат. Участникам даётся задание плотно скрутиться по часовой стрелке в «рулет», после чего ведущий обвязывает их оставшимся концом каната. В таком состоянии группу просят перемещаться по траектории, задаваемой ведущим. Если группы большие, можно организовать 2-3 «рулета» и устроить между ними соревнование на скорость.

Данное действие сближает группу в физическом смысле, что, как следствие, вызывает и психологический эффект сближения. Такое перемещение требует чёткой координации движений и создаёт ощущение совместного риска, что способствует сплочению группы.

  1. Ты мне нравишься («Паутинка»)

Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.

Материалы: Клубок цветной шерсти.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться "козлы отпущения" и "аутсайдеры". Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".

Особенно интересно, если в конце паутинка сможет «выдержать» какой-то предмет. Это и будет олицетворением сплочённости, единства.

  1. «Снежки».

Участники делятся на две команды. На полу проводится линия, делящая помещение пополам. Каждая команда располагается в своей половине. Каждый участник, делает себе из газеты по 4 снежка. По команде ведущего начинается игра, задача которой – перебросить как можно больше «снежков» на противоположную сторону. Продолжительность тура 1 минута. Выигрывает та команда, на чьей территории оказалось меньше снежков. Проводится 2-3 тура. Это лёгкая, подвижная разминка, позволяющая разрядить обстановку после предыдущих упражнений.

На уроках в формировании коммуникативных умений учителю помогают учебные задания, рассчитанные на работу в паре и группе.

Для более продуктивной работы вводится ряд правил, который можно назвать правила ведения диалога, ведь то, что дети создали сами, они осознали и с удовольствием используют в работе.

Для адекватных взаимоотношений используй правила ведения диалога:

- Внимательно слушай собеседника.

- Постарайся услышать, о чём он говорит.

- При общении смотри собеседнику в глаза.

- Обращайся к нему по имени.
- Дай возможность другому высказаться.

- Твоя критика должна быть корректна.
- Твоя позиция должна быть убедительной,  для этого приводи аргументы.

Мы выполняем учебные задания, используя составленные правила.

В результате повторной диагностики были получены следующие данные: среди детей первой группы появился лидер, который сумел организовать большую часть детей, а остальных к совместной деятельности подключил учитель. Во второй и третьей группах лидеры смогли организовать работу самостоятельно, без помощи учителя. В четвёртой группе помощь потребовалась для выявления лидера, который под руководством учителя сумел организовать совместную работу.

Чтобы наглядно убедиться в необходимости такой работы, был разработан оценочный лист, в котором каждый ребёнок оценивал свою работу в течение недели и работу каждого участника группы.

            Себя оценивали, раскрашивая пальчики на обведённой ладошке. Для этого использовали цвета светофора. Зелёный – всё получилось, задание выполнено, можно двигаться дальше. Жёлтый – нужна помощь в выполнении задания. Красный – стоп, нельзя двигаться дальше, задание не выполнено.  

             Чтобы оценить других участников группы, закрашивали кирпичики в общем групповом домике, используя те же цвета. На наш взгляд, получилось очень наглядно. Заметен рост детей в собственных глазах и глазах товарищей.

В результате такого подхода к обучению была заметна динамика коммуникативных умений учащихся при выполнении учебных заданий и во внеучебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. http://spb-tei.ru/kursoviki/1806-teoreticheskie-osnovy-formirovanija.html
  2. http://planetadisser.com/see/dis_205216.html
  3. http://festival.1september.ru/articles/501106/
  4. http://pedlib.ru/Books/3/0467/3_0467-72.shtml
  5. http://www.mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-igri-na-splochenie-kollektiva-dlya-detey-gruppovaya-splochennost.html
  6. http://pedagogic.ru/aphorism/index.shtml
  7. Мухина В.С. Возрастная психология / В. С Мухина. – М.: Академия, 2002.
  8. Как проектировать УУД в начальной школе. Под ред. А.Г.Асмолова. – М.:Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Выступление по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения.»

Значение термина УУД. 3 уровня сформированности УУД на уроках литературного чтения в начальных классах. Виды упражнений, формирующие УУД....

Коммуникативные универсальные учебные действия в начальной школе

«Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию); Коммуникативные универсальные учебные действия (условно делятся на 3 групп...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе

В данной статье описываются формы и методы формирования коммунивных УУД учащихся начальной школы на уроках литературного чтения...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...