Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе
статья на тему

Камышева Юлия Михайловна

В данной статье описываются формы и методы формирования коммунивных УУД учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в процессе ознакомления со сказкой

Стремительный технический и научный прогресс, создание новых технологий, которые коренным образом меняют наш образ жизни, подводит человечество к необходимости непрерывного образования.                        В системе общего образования учителя бьют тревогу: современные учащиеся не умеют общаться со сверстниками, работать в спонтанных группах, поддерживать отношения длительное время. Эти проблемы зачастую связаны с не достаточной развитостью у молодежи коммуникативных навыков, которые можно и нужно формировать в процессе овладения ими универсальными действиями.                                                В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), согласно Федерального государственного образовательного стандарта от 29 декабря 2012 года, особое внимание педагогического сообщества обращается на формирование универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. По мнению экспертов, если обучающийся освоил максимальное количество УУД, можно резюмировать, что он освоил учебную деятельность [5].                В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня. Они в свою очередь делятся на: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности. С помощью коммуникативных УУД личность проявляет умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество и со сверстниками и взрослыми.

Вопрос формирования УУД в учебном процессе школы изучали такие педагоги, как М. А. Ариарский, Б. А. Титов, М. М. Поплавский, В. С. Кирсанов, Ю. А. Клейберг и др. [2]. Л.С. Выготский  и А. Храмцова [4], утверждают, что формирование различных общеучебных умений в качестве личных новообразований, возможно только в учебной деятельности. Большую роль на уроках играет правильная организация педагогической деятельности, которая необходима при введении учеников в разные формы и виды деятельности (индивидуальная и групповая), где при помощи педагога в учебной деятельности формируется связь между одноклассниками с использованием сказки или при работе над ней [1].

Универсальные учебные действия, по мнению О.А. Карбановой способны [3, С. 122]:

- обеспечивать обучающимся самостоятельно выполнять различную деятельность в обучении, ставить перед собой учебную цель и задачи, применять различные методы и средства для их достижения, необходимо уметь контролировать и оценить свою учебную деятельность и подводить итоги;

- создают условия формирования и самореализации личности на основании умения обучаться и общаться со сверстниками и взрослыми, где умение учиться обеспечивает человеку подготовленность к образованию, мобильности, как социальной, так и профессиональной;

- обеспечивают возможность успешного освоения целостности картины мира и осведомленности в каждой предметной сфере знаний.

Из вышеперечисленного видно, что УУД играют значительную роль в социализации жизнедеятельности ребёнка.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий должно осуществляться в деятельности ребенка, например, по изучению сказки, так как долгие лекции о правильном поведении или взаимодействии ни как не заинтересуют детей, а знакомые герои и сказочные ситуации могут помочь учащимся понять ситуацию, в которой могут оказаться каждый из них.

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях [4]. Важно не только разбираться в сущности сказки, но еще и в процессе обучения подбирать сказки, соответствующие плану учебного процесса. Так, например, не рекомендуется детям 4 класса читать сказки для первого класса и на оборот.  

Как было уже упомянуто выше, сказки являются отличным мотиватором в развитии коммуникативных УУД, ведь с их помощью учитель сможет преодолеть детские страхи и скорректировать недостатки в поведении ученика.         

Опираясь на вышеизложенный материал, можно составить несколько рекомендаций по работе со сказкой на уроках литературного чтения:

  1. Перед чтением сказки проведите беседу (спросите, какие сказки они знают, какие они читали, про каких авторов они слышали и т.д.)
  2. Сказку читает учитель, но для лучшего запоминания ее лучше рассказать детям.
  3. Читая сказку, следует соблюдать интонацию, чтоб учащиеся с интересом слушали сказку.
  4. Так же можно предложить учащимся инсценировать сказку, так им будет интереснее и они лучше ее запомнят.
  5. Сказку можно использовать для оценки своей деятельности.
  6. По сказке с учащимися можно научиться правильно, составлять план.
  7. После прочтения сказки, учащимся можно дать творческое задание нарисовать, слепить сказочное животное.
  8. Так же необходима словарная работа. С учащимися необходимо после прочтение необходимо разобрать непонятные им слова [4].

Дети младшего школьного возраста, обладающие сформированными коммуникативными УУД, могут преодолеть различные трудности, которые встречаются ему на учебном и жизненном пути к его постижению целей и задач, при этом ученик показывает такие навыки как: умение слушать, участвовать, интегрироваться в классе и др. Анализируя сказку и принципы деятельности над ней, можно целенаправленно сформировать коммуникативные УУД у детей младших классов. А помочь в этом учителю может сказка как универсальное средство формирования коммуникативных учебных универсальных действий.

Список литературы

  1. Белоцерковец Н.И. К вопросу об образовании подрастающего поколения в условиях поликультурного региона.  // Наука и современность. – 2014. –№ 28. – С. 81-85.
  2. Клейберг Ю.А. Основы психологии. - СПб.: Просвещение, 2014. – 288 с.
  3. Карбанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций. – М.: Просвещение, 2013. – 233 с.
  4. Титов Б.А., Верницкая Н.Н. Трудный ребенок. / Машкова Л.Т. Семейная драма глазами ребенка. – М. Академия, 2012. – 332 с.
  5. Храмцова, А. Какие сказки читать детям? [Электронный ресурс] / А. Храмцова // Социальная сеть для мам. – 2012. Режим доступа: http://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=60395#close (Дата обращения: 28.11.2017)
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе

В статье раскрывается методический аспект по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, предлагаются способы развития данных умений умладших школьников.К л ю ч е в ы е с л о в а:...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Выступление по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения.»

Значение термина УУД. 3 уровня сформированности УУД на уроках литературного чтения в начальных классах. Виды упражнений, формирующие УУД....

Коммуникативные универсальные учебные действия в начальной школе

«Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию); Коммуникативные универсальные учебные действия (условно делятся на 3 групп...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...