Групповая работа как средство достижения коммуникативных и личностных универсальных учебных действий в начальных классах
проект (3 класс) на тему

Петухова Галина Васильевна

 

В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий и прежде всего -  умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samoobrazovaniya.docx75.44 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования города Лабытнанги

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №5"

ПРОЕКТ

«Групповая работа как средство достижения

коммуникативных и личностных

универсальных учебных действий

в начальных классах»

Петухова Галина Васильевна.

2013-2016г.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

                                                   они будут открывать это новое сами.

                                            Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

И.Г. Песталоцци.

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Роль учителя повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а яркие личности, способные работать творчески.

В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий и прежде всего -  умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Эффективность использования групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. Этой теме посвящена исследовательская разработка С.Танцорова ''Групповая работа в развивающем обучении''. Большую роль групповым формам обучения отводит А.Б.Воронцов ''Практика развивающего обучения по системе Д.Б Эльконина-В.В.Давыдова''. Данной проблемой в педагогике занимаются Давыдов В.В., Цукерман Г.А., Танцоров С.Г. Кроме этого, на сегодняшний день многие педагоги, используя в работе групповые формы обучения, вносят свои коррективы. Однако все, кто использует данную форму организации учебной деятельности, отмечают ее высокую эффективность.

          У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова: “Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли”. Эти слова очень актуальны и в наше время. Не секрет, что в последние годы все заметнее спад интереса учащихся к школе. И поднять интерес к обучению - наша задача.

Как научить ребят сотрудничать в ходе поставленной задачи?

Какие приёмы работы можно использовать учителю для этого на уроке?

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

По определению Е.Н. Щурковой, групповая деятельность – это “организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению”.

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Групповая работа – это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: “учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель”, где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: Методическая литература, журналы,  мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами.

Срок работы над темой: 3 года.

Представление материала:  открытые уроки, выступления из опыта работы на педагогических чтениях, на ШМО.

Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме .

Ожидаемые результаты:

повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, овладение коммуникативными и личностными  УУД каждым ребёнком.

Основная цель – создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.

Задачи: 1. Анализ опыта школ России, зарубежных школ, округа.

2. Апробация с использованием эмпирического метода (мониторинг).

3. Анализ положительных и отрицательных сторон.

4. Создание педагогического продукта (методические разработки, обобщение, творческие презентации).

5. Сообщение.

Я работаю по программе Образовательной системы «Школа 2100», которая соответствует стандартам ФГОС НОО. Она дает мне возможность строить уроки с применением форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, одной из которых является групповая работа. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является  не индивидуальная работа, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Как педагог по образованию, я хорошо знаю, насколько важно правильно сформировать группу детей для решения каких-либо задач, в том числе образовательных. Так как учащиеся в моём классе не совсем умеют работать  между собой, я решила работать над темой "Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах". Я считаю: важно научить школьников учиться вместе; чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы  сообща; важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в этом. Для чего моя работа направлена на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.

Проводя уроки, используя форму фронтальной работы, я обратила внимание на то, что

1. задания для всех одинаковые, а скорость и качество выполнения разные, т.к.уровень подготовленности и мотивации различный у каждого ученика.

Мотивация на обученность (согл.психол.)

Высокая мотивация к работе на уроке (наблюдения учителя)

Средняя мотивация к работе (наблюдения учителя)

Низкая мотивация к работе (наблюдения учителя)

20чел.

8 чел.

10 чел.

9 чел.

Качество выполненных работ

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

6

12

9

Критерии определения уровня

  • Понимание задания и этапов его выполнения.
  • Умение выделять главное.
  • Выдерживание темпа работы.
  • Умение решать задачи по образцу.
  • Умение применять умения и навыки при решении компетентностных задач.

2. Невозможность формирования навыков при опоре на зону ближайшего развития ученика (работа по инструкционным картам).

Критерии:

  • Выделение главной идей.
  • Поиск информации.
  • Работа над образовательным продуктом.

        3. Развитие воспитательных компонентов

Личностное развитие школьников (фронтальная работа)

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

8

14

5

Личностное развитие школьников (групповая работа)

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

6

13

8

Критерии:

  • Объективное оценивание себя и товарищей.
  • Умение слушать и слышать (взаимопонимание)
  • рефлексия изученного

Применять групповую работу я начала ещё с первого класса, во 2-ом классе – продолжила. После проведения нескольких уроков с использованием групповой работы, я предложила ученикам анкету с вариантами ответов: «полностью согласен»; «скорее согласен, чем нет»; «скорее не согласен»;  «не согласен».

В анкетировании приняли участие 24 ученика. Были получены следующие результаты:

Результаты анкеты.

  1. Я считаю, что работать в группах интересно:

полностью согласен – 18-75%

скорее согласен, чем нет –5-21%

скорее не согласен –

не согласен -

  1. Знание, которое я получил на уроке, пригодится в жизни:

полностью согласен – 19-79%

скорее согласен, чем нет -2-8%

скорее не согласен –

не согласен - 1-4%

  1. Я люблю высказывать своё мнение:

полностью согласен – 10-42%

скорее согласен, чем нет – 5-21%

скорее не согласен –  5-21%

не согласен - 3-13%

  1. Мне нравится выполнять творческие работы по предмету:

 полностью согласен – 16-67%

скорее согласен, чем нет – 3-13%

скорее не согласен – 2-8%

не согласен - 1-4%

  1. Учитель хвалит меня за мою работу и успехи:

полностью согласен –12-50%

скорее согласен, чем нет – 9-38%

скорее не согласен – 1-4%

не согласен - 2-8%

  1. Я бываю расстроен, когда на уроке мы не работаем в группах:

 полностью согласен – 12-50%

скорее согласен, чем нет – 2-8%

скорее не согласен – 3-13%

не согласен - 5-21%

  1. Я стараюсь больше читать дополнительно:

полностью согласен –15-63%

скорее согласен, чем нет – 3-13%

скорее не согласен – 2-8%

не согласен – 1-4%

1 – полностью согласен

2 – скорее согласен, чем нет

3 – скорее не согласен

4 – не согласен

Проанализировав ответы учеников, я пришла к выводу, что ребята предпочитают работать в группах. Таким образом, необходимо регулярно использовать на уроках групповую работу, так как это способствует успешной самореализации учащихся и их положительной самооценке, принципиально важной для учебной мотивации. Но при этом группировать детей по уровню их развития, давая детям при этом реализовывать свои мнения, т.к. часть детей не любят высказывать своё мнение.

Первый этап - изучение индивидуальных особенностей обучающихся: темперамент и самооценку (см. приложение 1). В результате выявила, что в классе 8 сангвиника, 9 флегматика, 5 меланхолика и 2 холерика.

По уровню самооценки получила следующее:

4 человека имеют высокую самооценку;

20 – среднюю;

4 – низкую.

Анализ этих анкет позволило мне сформировать группы по их особенностям, чтобы в одной группе не оказались дети с одним и тем же темпераментом или с высокой (низкой) самооценкой. Использовала игры и элементы психологического тренинга.

  1. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…».

Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Участники выстраиваются в два круга (внешний и внутренний) лицом друг к другу. Количество детей в кругах одинаковое. Участник, который стоит во внешнем круге говорит своему партнеру  из внутреннего круга фразу, которая начинается со слов: Мы с тобой похожи тем, что…» (например, что мы живем на одной улице). Участник внутреннего круга отвечает: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например, что у нас разный рост). Затем по команде учителя участники внешнего круга передвигаются по часовой стрелке, меняясь партнерами. Так продолжается пока все участники внешнего круга не повстречаются с участниками внутреннего круга. После завершения упражнения каждый участник рассказал, что он нового узнал о своих партнерах.

  1. Игра «Чувство по рукам» позволила определить тактильные контакты.
  2. Для поддержания группового единства я проводила игру «Путанка».  Водящий  выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путанка, водящего приглашают в комнату. Он распутывает, также не разжимая рук у запутавшихся.
  3. На первом этапе образования групп проводилась «Коллективная сказка». Учащиеся получили задание придумать сказку. Каждый участник должен добавить слово или новое предложение. Оценивается коллективный замысел. Эта игра дала мне возможность получить хорошую информацию о детских конфликтах и ожиданиях.
  4.  Для получения обратной связи я использовала игру «Модифицированное зеркало». Водящий изображал кого-то из членов группы, а группа угадывала, кого изображает водящий.

Все эти мероприятия помогли мне сплотить коллектив и лучше узнать каждого ребенка. Дети стали чувствовать себя комфортней, раскрепощенней. Поняли, что каждый из них индивидуален, но вместе они сильнее. А в группе каждому найдется свое интересное дело по темпераменту, по способностям, по увлечениям.

Так как обучающиеся не работали в группах, вместе с 2-мя детьми я показала весь ход работы, обращая большое внимание на взаимодействия. Главное разбирать не ошибку задания, а ход взаимодействия. Типичные ошибки:

-  «Неверное» общение - это типичный детский спор: «Я прав!», «Нет, я!».

- Отношения ученика, который ничего сам не делает и рад, когда за него выполняют другие.

В ходе разбора данных задач, дети сами пришли к выходу из таких ситуаций.

Вначале это были простые задания – научиться тренироваться в парах (выполнение заданий  с взаимопроверкой, проверяли друг у друга таблицу сложения, умножения и т.д.). Затем осуществлялось обсуждение  в парах. Важно,  чтобы ученик говорил по теме, умел ставить и отвечать на вопросы.

Второй этап. Прежде чем перейти к групповой работе, мы с ребятами установили правила работы в группе и критерии оценки ее достижений. Необходимо убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Мы  устанавливаем для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы используем выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят.     Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

На интерактивной доске показываем   правила работы в группах  и вспоминаем  правила перед тем, как они начнут работать в группах.

Во время групповой работы контролируем ход работы, отвечаем на вопросы, регулируем порядок работы, в случае необходимости оказываем  помощь отдельным ученикам или группе в целом.

  1. Смотреть на собеседника при разговоре.
  2. Говорить спокойно, чтобы не мешать одноклассникам.
  3. Говорить только по делу.
  4. Внимательно слушать ответ.
  5. Обращаться друг к другу по имени.
  6. Разговаривать жестами и знаками.
  7. Обращаться друг к другу по имени.

Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы тройками, а тем более четверками парты расставляю так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.

1. В процессе подготовки детей к групповой работе я использую:

- постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);

- провожу инструктаж о последовательности работы;

- раздаю дидактический материал по группам.

2. На втором этапе, т.е. в процессе групповой работы учащиеся

- знакомятся с материалом, планируют работу в группе;

-распределяют задания внутри группы;

- выполняют индивидуальные задания;

-обсуждают индивидуальные результаты работы в группе;

-обсуждают общее задание группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-подводят итоги группового задания.

3. В конце работы

-сообщают о результатах работы в группах;

-анализируют выполнение задач, проводят рефлексию;

- делают общий вывод о групповой работе.

Получают комментированную оценку работы группы от учителя.

Актуализация знаний. «Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное домашнее задание. Изученный ранее материал рассказывают друг другу.

Метод «Четыре шляпы». Использую на уроках литературного чтения.

На уроке делю детей на 3 группы. Они сами по жребию выбирают себе шляпу, назначают капитана группы.

ЖЁЛТАЯ: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе.

СИНЯЯ: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе.

КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции, кто и когда испытывал в рассказе.

Такую работу можно проводить на любом этапе урока и с любым произведением прозы, детям очень нравится.

Изучение нового материала.

«Яркое пятно». Учитель сообщает интересный факт, что настраивает обучающихся на принятие темы.

«Помощники». При изучении нового материала ученики оформляют ее в такой форме, которая им поможет лучше запомнить и вспомнить на уроке.

«Ловушка». Учитель дает несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение материала.

Этап формирования и систематизации знаний.

«Блиц опрос». Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.

«Часики». Ученик по очереди по часовой стрелке высказывают свое мнение по изученной теме.

«Я - мы - все». Каждый ученик получает задание и работает самостоятельно. Затем обсуждают полученные результаты в парах. В конце свои материалы обсуждают в группе.

Рефлексия.

«Радуга». На листе ватмана каждый ученик разными цветами пишет в 2-3 словах, что он усвоил на уроке.

Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.

Возможны следующие ролевые функции:

  1. Писарь – записывает решение;
  2. Докладчик – рассказывает у доски решение группы;
  3. Контролер – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

Кроме этого, группа может выполнять общее задание, но каждый член  делает часть общей работы независимо друг от друга. Такую работу я часто использую на уроках технологии, так как она экономит время.

Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы. Традиционная оценка касается только знаний учащихся. Во время групповой работы кроме знаний формируются умения, навыки и качества обучающихся, поэтому адекватно оценить традиционная оценка не позволяет. Она не может являться для ученика ориентиром дальнейшего развития и работы над собой.

Я предложила детям выработать совместно критерии, по которым они могли бы оценить свою деятельность на уроке. Данная деятельность способствует критическому мышлению обучающихся.

Критерии групповой работы:

- дружно

- выбор ролей

- тихо (шумно)

- правильный ответ

- активность

- все ли работали

- интересно.

На  первом этапе обучения рефлексии обучающиеся  рассказывали, с каким настроением они пришли в школу и какое настроение у них в конце учебного дня. Далее, после выполнения работы в группе ученики оценивают свою работу, успехи и неудачи. Для индивидуального оценивания каждому предлагается таблица.

Фамилия, имя

Ответы (обведи)

Да – 2               Сомневаюсь – 1                 Нет – 0

Внимательно ли ты слушал(а) друзей по команде?

2    1    0

Принимал(а) ли ты участиев обсуждении?

2    1    0

Сумел(а) ли ты при чтении передать характер героя?

2    1    0

Нашёл (нашла) ли ты главную мысль текста при чтении учебника?

2    1    0

Внимательно ли тебя слушали твои товарищи?

2    1    0

Подсчитай общее количество баллов

Ключ: 7–10 баллов, ты – молодец! Ты умеешь заинтересовать других и сам внимателен

4–6 баллов, будь смелее, настойчивее, и у тебя всё получится

3 балла, тебе нужно приложить усилия и терпение, и у тебя всё получится

Данная таблица вызывает огромный интерес у обучающихся, потому что дети сами дают качественные характеристики своей деятельности в группе.

 Когда они научились более адекватно оценивать себя, я  предложила им проанализировать работу одноклассника. Затем уже анализировали работу своей группы и других. В каждой группе выбирается контролер, который заполняет таблицу участия каждого в работе группы. Таким образом, каждый получает индивидуальную оценку.

Список

участников

1 задание

2 задание

3 задание

Баллы

Оценка

Настя

+

+

+

3

5

Влад

+

+

2

4

Лера

+

1

3

Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как:

Личностные:

- определять свой поступок;

- уважать иное мнение;

- стремиться  к взаимопониманию;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

- составлять план выполнения задач, решения проблем;

- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Познавательные:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;

Коммуникативные:

-  доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции;

-  договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Таким образом, преимущества групповой работы явны:

  • дети приобретают важные навыки жизни;
  • улучшается успеваемость;
  • соблюдается дифференцированый подход;
  • укрепляется дружба;
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в классе;
  • учащиеся усваивают больший объем материала;
  • появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
  • между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
  • реализуется принцип деятельности;
  • порождается взаимная ответственность, внимательность, формируется интерес к работе товарища;
  • работа в группе помогает ребенку   проявить себя;
  • упрощается процедура проверки работ;  
  • объем домашнего задания становится минимальным.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что групповая работа имеет ряд преимуществ:

  1. Объем усваиваемого материала возрастает.
  2. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.
  3. Характер взаимоотношений между детьми меняется.
  4. Класс становится сплоченней.
  5. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
  6.  Ребята получают удовольствие от работы.

Недостатки группового обучения:

  • в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка

для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;

  • могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;
  • учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале, в результате- слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;
  • трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

Основные противопоказания при организации групповой работы.

Наблюдая совместную деятельность учащихся, я пришла к выводу: недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, ввожу (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока". Если кто-то пожелал работать в одиночку,  разрешаем ему отсесть; не позволяем себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более  публичных оценках (но один на один с ребенком стараюсь понять его мотивы и поощряю всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).

  • Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
  • Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка).

Несмотря на недостатки группового обучения, за последние десятилетия были проведены сотни психологических и педагогических исследований. Результаты их говорят о высокой педагогической эффективности групповой работы. Доказывают, что в сотрудничестве обеспечивается высокий уровень результативности, повышается самооценка и коммуникативность обучающихся,  в классе формируется доброжелательная обстановка. В группе каждый ученик проговаривает материал, формулирует свои мысли, тем самым развивается его речь. Партнеры контролируют ответы и предупреждают возникновение ошибок. В результате творческие способности обучающихся развиваются, появляется чувство удовлетворенности, для каждого ученика создается ситуация успеха.

Я считаю, что проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которыми должен пользоваться учитель.

Этапы

Мероприятия

Сроки

Теоретическое

Изучение и анализ литературы

2013-2014г.г.

Изучение методов

Сентябрь-ноябрь 2013г.

Участие в методических мероприятиях (повышение квалификации)

2014-2015 уч.г.

Выбор критериев оценивания проекта

Декабрь 2013г.

Мониторинг условий.

в течение  года

Практическое

Апробация

в течение  года

Мониторинг достижения учащихся

ежеквартально

Определение негативных последствий и их ликвидации

в течение  года

Обобщающее

Анализ проведённой работы

2015-2016уч.г.

Обобщение опыта

2четверть 2016г.

Выход продукта

1четверть 2016г.

Дессиминация опыта

2016год

Ожидаемые результаты

Результат проекта оценивается, прежде всего, по результатам уменьшения количества неблагополучных семей и детей из этих семей, улучшение взаимоотношений в семьях, увеличение числа родителей, отказавшихся от вредных привычек.

Мероприятия, запланированные в проекте, будут способствовать улучшению ситуации.

Эффективность работы с детьми из неблагополучных семей и их родителями  зависит от использования возможностей окружающего социума, различных государственных и общественных структур, направленных на поддержку семьи и ребёнка.

Семейное неблагополучие, как правило, отягощено не одним, а несколькими факторами. Помощь, направленная только на один фрагмент, не решит проблемы, а уведёт её в другую сторону. Следовательно, комплексный подход является одним из главных условий эффективности работы с неблагополучными детьми и их родителями.


Список литературы.

  1. Утеева Р. А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке Математика в школе, 1985 №2.
  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Цукерман Г.А., Поливанова К.П. Введение в школьную жизнь. –М.: Московский центр качества образования, 2010.
  4. С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997
  5. И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г., стр. 12
  6. О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36
  7. А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000
  8.  И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69.

Интернет сайты.

  1. menobr.ru
  2. nsc.1september.ru
  3. tom-zrschool.edu.tomsk.ru
  4. uchportal.ru

Приложение 1

Изучение темперамента школьника методом наблюдения.

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она незакончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; 

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает работу;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком "+" соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Схема наблюдения за темпераментом школьника.

Вариант

Пункты плана наблюдений

реакции

1

2

3

4

5

6

7

а

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

а) сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков "+" в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков "+" в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку "чистых" темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

Изучение самооценки младших школьников.

Модификация методики Дембо-Рубинштейн.

Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: "рост", "доброта", "ум", "справедливость", "смелость", "честность", "хороший товарищ" (перечень качеств можно изменить).

Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: "Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по... (название качества). В верхней точке находится самый... (максимум качества), в нижней - самый... (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой."

После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), выяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.

 Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 - низкий; 0,3-0,6 - средний; 0,6-1,0 - высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.

Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

Приложение 2.

Урок – соревнование по литературному чтению во 2 классе.

Тема: «Обобщающий урок по разделу  «И кот ученый свои мне сказки говорил».

Планируемые результаты.

Личностные:

- чувствовать красоту слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения знаний;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы;

Коммуникативные:

- уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе.

Регулятивные:

- осознавать уровень и качество выполнения.

Сценарий урока.

  1. Актуализация знаний.

– Сегодня мы проведем урок-обобщение по теме: «И кот ученый свои мне сказки говорил…». Для этого мы разобьемся на группы и узнаем, кто  внимательно читал сказки. Самая лучшая группа получит грамоту «Лучший знаток сказок». Перед вами карточки, на которых написаны герои сказок. Прочитайте их по цепочке и объединитесь в группы по признаку:

Лизавета Ивановна, Степан, оловянный солдатик, Котофей Иванович, Евдоким, танцовщица, черный тролль, Михайло Иванович, помещик.

Учащиеся объединяются в группы по названию сказок.

  1. Беседа.

— Сегодня мы с вами попробуем обобщить все, что вы знаете о сказках. Что мы называем сказкой? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает.)

— Когда появились сказки? (Много веков назад, когда люди не умели читать и писать)

— Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом.)

— А кто много веков назад сочинял сказки? (Простой народ.)

— Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)

— О каких животных сочинял сказки русский народ? (О тех, которые жили рядом, о лисе, волке, медведе, зайце.)

— А как животные в сказках ведут себя? (Животные в сказках говорят, как люди. Их повадки напоминают людские привычки, свойства характера).

  1. Закрепление знаний.

Работа в группах.

- Каждой группе я предлагаю выполнить тест «Мои любимые сказки». Чья группа выполнит задание первой, поднимает сигнальную карточку.

Тест «Мои любимые сказки».

Выбери и подчеркни правильный ответ.

1) Как звали девочку, прилетевшую из Канзаса в Волшебную страну: Элли, Полли, Долли, Молли?

2) Как звали тетю Тома Сойера: Тетя Эрма, Тетя Сарра, Тетя Полли, Тетя Мэри?

3) Автор книги «Мышонок Пик»: Гаршин, Бианки, Пришвин, Аксаков.

4) Как звали волшебника Изумрудного Города: Гудвин Злой и Страшный, Гудвин Великий и Ужасный, Гудвин Толстый и Добрый, Гудвин Тонкий и Хитрый?

5) На какие камушки были похожи ядра, которые вынимала белочка из орешков: на рубин, на изумруд, на алмаз, на лазурит?

6) Руслан сражался с волшебником по имени: Балтимор, Черномор, Синемор, Беломор.

7) «Приключения Незнайки» написал: Бажов, Носов, Пушкин, Некрасов.

8) Поэма Пушкина называется: «Руслан и Людмила», «Иван да Марья», «Мы с Тамарой», «Том и Джерри».

9) Какое было прозвище у Финиста: Ясный Сокол, Могучий Орел, Черный Ворон, Острый Глаз?

10) Как звали девочку, попавшую в королевство кривых зеркал: Надя, Оля, Галя, Соня?

11) Имя той, у которой «месяц под косой блестит…»: Царевна Лебедь, Речная царевна, Морская царевна, Царевна Ночи.

12) Из какого полена папа Карло вырезал Буратино: осиновое, березовое, сосновое, дубовое?

13) Сколько хвостов было в плетке Карабаса-Барабаса: семь, пять, восемь, шесть?

14) Какая была фамилия у Пеппи: Длинный чулок, Зеленые шорты, Короткая юбка, Рыжие брюки?

15) Как стали звать Страшилу после того, как он получил мозги: Умный, Мудрый, Находчивый, Смышленый?

16) Какой город построил Гудвин: Рубиновый, Янтарный, Изумрудный, Бирюзовый?

17) Какой танец танцевала птичка на лужайке в ранний час: мазурку, польку, вальс, галоп?

18) Что Муха купила на базаре: самосвал, самовар, самолет, самокат?

19) Как звали доброго доктора: Неболит, Ойболит, Айболит, Охболит?

20) Кто сдавал в багаж диван, чемодан, саквояж: мама, папа, дама, тетя?

Проверка тестов и выставление баллов.

  1. Подготовка к сочинению.

– Что вы знаете о сказках?

– Прочитайте задание на с. 49.

– Какую сказку вы будете сочинять: волшебную, бытовую или сказку о животных? Определите сюжет (последовательность событий).

– Выберите героев, подберите им имена.

– Чему учит ваша сказка?

– Расскажите себе свою сказку шепотом.

– Оставьте самое главное и запишите сказку.

(работа в группах)

  1. Презентация сказок.

Чтение сказок учащимися 3 групп по очереди.

- Какова мораль ваших сказок? (Ответы детей)

VI. Рефлексия.

– Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Почему дети и взрослые любят сказки?

– Чему учат сказки?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Какая работа вызвала интерес?

– Подведите итог работы в группе.

Оценка работы группы. Листы самооценки вывешиваются на доску.

Награждение самой активно группы грамотой «Лучший знаток сказок»

  1. Домашнее задание: выполнить рисунки к своим сказкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»

Опыт групповой работы в начальных классах,  способы формирования групп....

Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.

Формирование личностных универсальных учебных действийЗа последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.   Школа должна не ...

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»...

Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов

Цель моего выступления: знакомство  коллег с опытом  работы по формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира (1,2 класс), используя...

Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности.

Рассматриваются способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"....

Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности

Способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"...