Доклад на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»
проект

Ерохина Надежда Ивановна

Доклад затрагивает актуальную на данный момент проблему групповой работы в начальной школе. Для повышения мотивации у младших школьников уровня УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_doklad.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на методическом объединении учителей начальных классов

по теме:

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»

До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая. Дошкольники практически всегда имеют общество сверстников – партнеров по игре. Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. Детей рассаживают за удобные современные парты, запрещают разговаривать друг с другом, взаимопомощь на уроке часто называют "подсказкой и списыванием”. В основном, учитель на уроке выступает посредником между детьми. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом.

Кроме того, большинство детей в отличие от детей прошедшего 20 века не участвуют в деятельности детских общественных организаций и в дворовых играх и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи.

Сейчас в начальной школе учат по ФГОС. Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учеников самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Именно поэтому методисты настоятельно советуют отходить от фронтальной формы работы на уроке как ведущей и отдавать предпочтение парной и групповой форме.

Работа в 1 классе теперь начинается с двухнедельного курса «Введение в школьную жизнь» с целью помочь ребенку войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками. Проводятся специальные занятия, в ходе которых ребята осваивают правила работы в паре и в группе. Во многих школах, реализующих ФГОС ввели надпредметный курс «Мир деятельности», разработанный Л. Г. Петерсон. Этот курс помогает решить ряд важных задач, среди которых - развитие навыков согласованной работы в группе. Таким образом, уже с первых дней дети учатся работать в группах.

Ж.-Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и другие ученые, подчеркивают особую роль в процессе интеллектуального развития ребенка фактора социального взаимодействия и межличностного общения. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Исследования показывают, что групповая форма обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, формирование рефлексивных способностей (рефлексия позволяет, во-первых, понять что и как думают другие участники группы, во-вторых, критически оценить свои представления и свой способ работы). Кроме того, она приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.

Исследования показывают, что учащийся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом.

Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

Работа в группах организуется тогда, когда возможен «интеллектуальный конфликт». Эффективным средством запуска дискуссии в группе являются задания-ловушки. Учитель при этом не выступает как носитель единственно верной точки зрения, он - опытный помощник, коллега по общей работе.

Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:

1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Учитель задает вопрос, и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу или сам дает неверные ответ. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно.

2) Задачи, не имеющие решения. Такие задачи воспитывают небуквальное, неисполнительное отношение к заданиям учителя.

3) Задачи с недостающими данными. Также культивируют небуквальное учебное отношение с взрослыми. "К какой части речи принадлежит слово рабочий". Отвечая на такой вопрос, ребенок должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных.

4) Ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии – способности знать о своем незнании.

5)Задания, имитирующие позицию учителя. "Первоклассники научились обозначать мягкость согласных на конце слов. Выпиши слова, которые можно им предложить для записи: соль, речь, конь, любишь и т.д." Ученики должны выделить в отдельную группу слова, в которых ь на конце слова обозначает не мягкость согласного, а какую-либо грамматическую категорию, еще не известную детям.

Существуют различные варианты обучения в группе, разработанные педагогами из разных стран (метод учебного турнира, метод командной поддержки индивидуального обучения, метод «американской мозаики», метод кооперативного взаимодействия, метод группового исследования и т. д.).

В начальной школе наиболее часто используют следующие виды взаимодействия:

1. Наиболее простой тип группового взаимодействия, где каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, затем обсуждаются высказывания и готовится ответ от группы.

2. В более сложно устроенном взаимодействии между детьми распределены разные точки зрения на обсуждаемое противоречие. Например, одна пара в группе рассматривает одно понятие (способ действия), другая пара – другое. В этом взаимодействии происходит окончательное уяснение рассматриваемых понятий (способов действий).

3. Ролевое взаимодействие. Между учениками группы распределяются роли, например: исполнитель, проверяющий, экспериментатор, контролер, протоколист.

Еще один возможный вариант сотрудничества - условно его можно назвать метод мозаики (Э. Аронсон; Р. Славин, 1980, 1985; В.В. Андриевская, 1985). Опять же распределить детей на группы по пять — шесть человек, с различными самооценками, успеваемостью и мотивацией к учению. Учитель разбивает изучаемую тему учебного предмета (например, «Ознакомление с окружающим миром»)) на шесть или пять частей, в зависимости от количества человек в группе. И каждый ребенок становится специалистом по своей части.

Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности, самостоятельности и ответственности за свою учебу.

В процессе ведения групповой работы выделяю следующие элементы:

постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

раздача дидактического материала;

планирование работы в группе;

индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

  • обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • сообщение о результатах работы группы;
  • общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Групповая работа в начальной школе занимает не более 10-15 минут от урока.

При формировании малых групп следует соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Исследования показывают, что комплектование однородных по уровню обученности групп – не эффективно: сильные становятся еще сильнее, а слабые – еще слабее, и тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. Кроме того, надо учитывать учебные интересы, типы темперамента детей. Оптимальный размер малой группы – 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутригруппового общения.

Выводы, к которым я пришла, применяя групповую работу на уроке.

  • Можно быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.
  • В групповой работе кроется огромный потенциал развития речи учащихся.
  • В классе меняются отношения между учителем и учениками и между учениками. «Мы – партнёры, мы учимся вместе, а не рядом».
  • Организация работы в группах помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле.
  • Решает проблему подтягивания более слабого ученика. У таких учеников повышается и самооценка.
  • Важно, чтобы учащиеся в группах оценивали себя и работу группы в целом.
  • Важно менять состав групп.
  • Групповая работа положительно влияет на формирование благоприятного климата в формирующемся детском коллективе.
  • Групповая работа имеет ряд преимуществ: формирует навыки общения, в результате общения достигается взаимопонимание, учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию, у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею, какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек, улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению, не дает возможности спрятаться, задействованы все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах"

Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах". Данные методические рекомендации направлены на методическую помощь учителям начальных классов,...

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»

Опыт групповой работы в начальных классах,  способы формирования групп....

Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся

В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...

Использование пословиц и поговорок на уроках и внеклассной работе как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умен...

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»

«Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»...