Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся
статья по теме

Разживина Нина Ивановна

В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо по-новому. И мы вполне согласны с этим. Но как помочь учителю «войти» в новый стандарт? Ведь каждому из нас, особенно учителям с большим опытом работы, надо понять принципиальное отличие стандарта нового поколения от предыдущего, сломать свои устоявшиеся стереотипы, научиться работать по-новому, чтобы быть в ногу со временем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Разживина Н.И. руководитель предметного МО учителей начальных классов, учитель высшей квалификационной категории

Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся  

В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо по-новому. И мы вполне согласны с этим. Но как помочь учителю «войти» в новый стандарт? Ведь каждому из нас, особенно учителям с большим опытом работы, надо понять принципиальное отличие стандарта нового поколения от предыдущего, сломать свои устоявшиеся стереотипы, научиться работать по-новому, чтобы быть в ногу со временем.

Главным помощником, на наш взгляд, должны стать школьные методические объединения учителей начальных классов. Здесь есть возможность практически подойти к решению вопросов, спланировать и реализовать новые задачи.

В состав нашего методического объединения входят 13 человек. 92 % учителей имеют высшую и первую квалификационную категории, а это значит, что каждый обладает мощным потенциалом. Но каким бы потенциалом мы не обладали, он может быть быстро утрачен, если учитель не будет профессионально совершенствоваться.    

Вся работа МО второй год направлена на достижение единой методической темы школы «Инновационный поиск и развитие методических традиций как основа поступательного развития всех субъектов образовательного пространства».  Темы по самообразованию у учителей хоть и являются личным делом каждого, но не идут вразрез с общей темой.

Мы понимаем, что в связи с переходом на новые образовательные стандарты, учителю надо начать с себя, перестроить свое мышление, изучить стандарт нового поколения, выбрать УМК,  в полной мере овладеть деятельностным подходом в обучении младших школьников.  

И если в своей работе мы и так прививаем детям навыки решения творческих задач и учим их  поиску, анализу и интерпретации информации, то  проблемой остается для нас формирование у детей мотивации к обучению. Как научить ребенка  самоорганизации и саморазвитию?  

Чтобы решить эту проблему, мы занялись поисками новых форм работы и с учителями и с учениками, и с родителями.

В нашем МО практикуется такая форма работы как создание временных инициативных групп. Такая форма удобна при решении «узких» проблем, касающихся группы заинтересовавшихся этими вопросами учителей. Данная педагогическая деятельность показывает стремление работать по-новому, стараясь преобразовывать педагогический процесс.

В этом году инициативные группы были созданы таким образом, чтобы осуществить систематизацию, анализ и накопление опыта работы коллег по интересующим вопросам.

Педагоги, работающие в инициативной группе провели для своих коллег обучающий семинар,  в рамках которого  прошли практические занятия.  Традиционными  в нашей школе являются предметные декады.

  1. декада  по окружающему миру,
  2. русскому языку,
  3. математике,
  4.  Фестиваль детской книги.  

Каждая предметная декада имеет свои цели и задачи, которые направлены на формирование у учащихся универсальных учебных действий.  В рамках предметных декад мы проводим различные интеллектуальные игры, творческие конкурсы, классные и школьные туры предметных олимпиад, открытые уроки и внеклассные мероприятия; организуем проектную и исследовательскую деятельность.

Так в октябре мы провели предметную декаду «Наш край».  Педагоги организовали исследовательскую и проектную деятельность учащихся.  В ходе  этой  деятельности, учащиеся знакомились с разнообразием окружающего мира, получали представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учились самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее.  

При защите проектов  у детей формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. По результатам  школьного этапа, работу Храмовой Полины, ученицы 2Д класса «Обрядовые куклы»  решено направить на районный этап НОУ.

        Важную роль  в формировании мотивации к учению играет участие детей в олимпиадном движении:    

  • школьные олимпиады;
  • районные и городские (победители районных олимпиад по математике и русскому языку; победители и призеры городских олимпиад);
  • региональные олимпиады (призеры проекта «ЭМУ»);
  • всероссийских и международных (победители и  призеры игровых конкурсов «Золотое руно», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП», «КИТ»).

Важная роль отводится внеурочной деятельности.     

Так в нашем образовательном учреждении она представлена:    

  1. декоративно-прикладным творчеством;    
  2. художественно-эстетическим творчеством;
  3. спортивно-оздоровительной работой.

Это направление реализуется  не только работой спортивных секций и кружков, спортивных праздников совместно с родителями,  но и особым подходом к проведению физкультурных минуток на уроках. Эффективными видами  являются: дыхательная гимнастика, хождение по ортопедическому коврику с пуговицами.  В 2008 году педагогами  нашей школы был проведен городской семинар «Психофизиология обучения. Особенности педагогического подхода к детям с различными свойствами нервной системы».

  1. уроки-экскурсии        

Из всех этих составляющих строится образ выпускника начальной школы.

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательный, умеющий слушать и  слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

        Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4 классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника    начальной школы.

В качестве системообразующего компонента выступает школьная программа  «Путешествие на планету Знаний», имеющая структуру, цели и задачи.  По результатам путешествия подводятся итоги и в конце года проходят награждения победителей и активных участников.  

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию опыт педагогов нашей школы по формированию личности школьника нового времени, через формирование универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.  Мы хотели бы показать использование  универсальных учебных действий в зависимости от целей обучения, специфики учебного предмета и возрастных особенностей учащихся.        

Resource id #790

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)

Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ  "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....

Формирование универсальных учебных действий обучающихся как средство компьютерных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях ...

Формирование универсальных учебных действий обучающихся как средство компьютерных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях ...

Статья «Роль творческого потенциала учителя в формировании универсальных учебных действий обучающихся»

Тема самообразования «Роль творческого потенциала учителя в формировании универсальных учебных действий обучающихся»...