Главные вкладки

    Использование пословиц и поговорок на уроках и внеклассной работе как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника
    статья по чтению (1 класс) на тему

    Коновалова Татьяна Викторовна

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx22.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование пословиц и поговорок на уроках и внеклассной работе

    как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

    МБОУ «Городская гимназия №1» г.Усть-Илимска,

    Учитель начальных классов Коновалова Татьяна Викторовна

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения.

    Литературное чтение – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. На уроках в процессе овладения читательской деятельностью развиваются все универсальные учебные действия. При этом личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с жизненными целями и ситуациями.

    Для достижения целей развития универсальных учебных действий в работе с младшими школьниками на уроках и внеурочной деятельности широко использую  возможности раздела «Устное народное творчество». Пословицы и поговорки - жанр устного народного творчества. Их возникновение относят к отдаленной древности, но с той поры  они сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком,  его деятельностью, окружающей его природой.

    Пословицы и поговорки не только делают речь образной и яркой, но и формируют:

    • познавательные УУД – умение употреблять пословицы и поговорки в нужном контексте в обычной речи;
    • коммуникативные УУД – умение находить общее решение, взаимодействовать с членами группы, умение договариваться;
    • личностные УУД – формировать умения находить общее решение, основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. 

    Основоположник отечественной педагогической психологии К.Д. Ушинский видел одну из основных целей начальной школы такой: «Ввести ребенка в сознательное обладание сокровищами родного языка». Я разделяю эту точку зрения. С наращиванием темпа чтения в 1-2х классах начинаю работу над осознанностью чтения. Очень интересным и продуктивным видом работы по обучению понимания текста, работе с информацией является использование пословиц и поговорок.

    Для того  чтобы, учащиеся осознанно, вдумчиво читали, надо научить их прежде всего приемам понимания текста, которые они будут использовать при чтении и самостоятельной работе с книгой.

    Какие же тексты лучше всего использовать в обучении понимания текста? Мнений много. Считаю, что выбор текстов зависит от задач, поставленных учителем. Мой опыт работы показывает эффективность работы с текстами, в которых есть скрытая информация, иносказание: это пословицы, поговорки, басни, загадки.

    Особое внимание уделяю мини-тексту – пословице. По степени понимания пословиц можно судить об уровне овладения языком. В начальную школу дети приходят, уже имея значительный багаж словарного запаса и речевой практики. Однако практика показывает, что многоплановость пословиц, наличие в них подтекста, скрытых смыслов, слов, которые используются в переносных значениях, а также неумение расширить и обобщить ситуацию, описанную в пословице, соотнести ее со своим жизненным опытом,  осложняют осознание младшими школьниками всей полноты смысла народных пословиц.

    Большинство дошкольников в силу возрастных особенностей показывают довольно  низкий уровень понимания смысла пословиц и поговорок.

    Знакомство с пословицами начинается с первых дней обучения детей в школе.

    Работу с пословицами и поговорками провожу поэтапно.

    На 1 этапе знакомлю детей с различными малыми формами фольклора, осуществляется подготовка к выделению пословиц и поговорок в речи как лексико-фразеологических единиц. На этом этапе проводится ознакомление с различными жанрами фольклорной речи малых форм: потешки, прибаутки, песенки, шутки, дразнилки, поддевки, считалки, заклички, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки.

    На 2 этапе провожу  сообщение, расширение, уточнение знаний о пословицах и поговорках. Использую речевой материал в двух направлениях: первое - тематическое ознакомление («труд», «знания», «дом», «дружба», «слово», «речь») с пословицами, поговорками и второе - ознакомление с логической взаимосвязью пословичного выражения и действительности.

    На 3 этапе включаю пословицы и поговорки в различные виды деятельности младших школьников.

    Уже на самом первом этапе я начинаю работу над пониманием смысла пословицы и поговорки. Для этого учу:

    1. Различать в пословицах прямой и иносказательный смысл.
    2. Выражать скрытую мысль словами.
    3. Осознавать и переносить усвоенный смысл на другой текст или жизненную ситуацию.

    Эти умения формируются не одномоментно, а постепенно, в соответствие с этапами работы.

    Какие виды работ и упражнения можно проводить с пословицами?

    1. Подбор пословиц, отражающих основную мысль какого-либо произведения.
    2. Пересказ произведения или фрагмента, который раскрывал бы основную мысль какой-либо пословицы.
    3. Придумывание ситуации, иллюстрирующей смысл пословицы.
    4. Сочинение по пословице. (В каких случаях так говорят? Приведите пример употребления пословицы из жизни. Согласны ли вы с пословицей или нет?)
    5. Объединение пословиц в группы на основании синонимичных отношений между ними (Не в свои сани не садись; На чужой каравай рот не разевай; Лучше синица в руках, чем журавль в небе; Лучше плотва в кадке, чем щука в озере).
    6. Объединение одноструктурных  пословиц с разными смыслами и объяснение смысловых различий (Близкие соседи лучше, чем дальняя родня; Худой мир лучше доброй ссоры).
    7. Сочинение сказки, финал которой можно сформулировать словами пословицы.
    8. Придумывание своих названий, основанных на интертекстах-пословицах, к прочитанным произведениям (например, для «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца дети придумали такие названия:«Делу- час, потехе – время», «Что случается, когда потехе отводится не час, а все время»).

    Предлагаю детям написать мини-сочинение по пословицам: «При солнышке тепло, при матери добро»; «Что посеешь, то пожнешь»; «Мир освещается солнцем, а человек знанием»; «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться»; «На час отстанешь – за день не догонишь».

    Такая работа учит детей думать, выражать точно свои мысли и быть внимательными к слову.

    Проверку понимания детьми пословиц можно провести следующим образом: найти пословицы, близкие по смыслу, когда они внешне схожи, и объяснить свой выбор:

    1. Рот не огород: не затворишь ворот.
    2. Язык не привяжешь.
    3. На чужой каравай рот не разевай.
    4. На чужой роток не накинешь платок.
    5. На чужой стог вилами не указывай.

    А также сравнивать пословицы разных народов мира, находить одинаковые по смыслу.

    Пословица может выразить мысль и точно и красиво, а искусству мыслить необходимо, обучать постоянно.

    Кроме того, не только в учебных целях возможно использовать пословицы и поговорки.  На уроке бывают такие ситуации, в которых лучше вызвать улыбку, смех, ведь наши замечания: «Не разговаривай…», «Не отвлекайся…», не выразительны, однообразны и стали уже привычны, на их даже не реагируют, но если прозвучит что- то неожиданное, яркое это на детей воспроизведет впечатление. В таких случаях можно сказать пословицы о пустом разговоре «Слово не воробей, вылетит не поймаешь», «Слово не стрела, а пуще стрелы разит», «Слово серебро, но молчанье-золото», «Умей вовремя сказать, вовремя смолчать», «Доброе молчанье, лучше пустого бормотанья».

    Большие возможности использования пословиц и поговорок открываются во внеклассной работе.

    Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах: конкурс на лучший рисунок-иллюстрацию к пословице или конкурс на лучший рассказ по пословице; можно провести игротеку, фольклорный праздник, частью которого будут задания, связанные с пословицами и поговорками, соревнования в форме КВН, вот некоторые названия:  Пословица недаром молвится; Пословица ведётся, словно веником метётся; Пословица – всем делам помощница;  Не копьём побивают, а умом; Глупый киснет, а умный промыслит; И сила уму уступает. На классных часах, родительских собраньях пословицы и поговорки помогают лучше донести воспитательные цели без назидания.

    Метапредметными результатами работы с пословицами и поговорками является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Личностные УУД: стремление к совершенствованию собственной речи; устойчивый познавательный интерес к чтению, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; межэтническая толерантность; потребность в самовыражении через слово.

    Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока исходя из пословицы или поговорки; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текстовую в рисунок или наоборот – нарисовать рисунок к пословице, поговорке или определить по рисунку пословицу); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения.

    Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.

    Использование на уроках пословиц и поговорок позволяет: развивать логическое и образное мышление, речь,  воспитывать трудолюбие, ответственность, пополнять активный словарный запас, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

    Список литературы:

    1. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: Эксмо, 2003.
    2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1989.– 254 с.: ил.
    3. Русские пословицы и поговорки. / Под ред. В.П. Аникина. — М.: Художеств.лит-ра, 1988.
    4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова.
    5. Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

    От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

    Внеурочная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

    Что такое УУД, внеурочная деятельность,коммуникативные,регулятивные УУД....

    Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

    Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

    Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

    Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

    Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.

    С 1  сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...

    Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

    Моя работа посвящена проблеме использования  проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....

    Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

    Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время  в начальной школе....