Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.
статья (2 класс) на тему

Кожухова Галина Ивановна

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время  в начальной школе.

            Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга:

        «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».          

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кожухова Г.И.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 г. Ливны   

       Тема моего выступления: « Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время  в начальной школе.

            Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга:

        «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».         

             Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни.

 За последнее время, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы.

 В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

 - становление личности младшего школьника

 - раскрытие его индивидуальных возможностей

 - развитие творческого потенциала.

        Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка  1

 и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

 В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением в работе учителя является использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения, одним из которых является

 - проектная деятельность;

        В основе метода проектов лежит креативность (способность индивида, характеризующегося готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей), умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

         Метод проектов – это способ достижения дидактической цели средством проектной технологии.  Проектная   технология  – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач,     планирование хода действия, выбор необходимых ресурсов, определение ожидаемых результатов. 

Сегодня проектная технология является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.   Проектная деятельность является самостоятельным видом  деятельности, овладевать которым можно не стихийно, а целенаправленно.

   Суть проектной технологии стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам   и   развивать умение практически применять полученные знания в жизни.  Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.                                                                                        2

Метод проектов -    организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.  В метод проектов положена идея, направленная на результат, который можно получить выполняя  проектную  деятельность.

Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.     Проект  всегда предполагает решение какой-то проблемы.

В проектной технологии  важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам.     Проектная деятельность – это обязательно практическая деятельность, в которой не приобретаются новые способы деятельности, а превращаются в средства решения практической задачи. Мерилом успешности проекта является его продукт.

 Проектную деятельность начинаю необходимым этапом: работой над темой, в процессе которой детям предлагаю собирать самую разную информацию по данной  теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия служит одним из основных источников информации по теме. Дети знакомятся, как расположить материал и какими ссылками его  дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на возникающие вопросы.

В итоге   проектная деятельность состоит из двух компонентов: работа над темой и работа над проектом.                                                                                                        

При этом, работа над темой – это познавательная деятельность, предлагаемая детьми, управляемая учителем и реализуемая в проектах.

А работа над проектами – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).                                                                                                           3

Основные этапы   проектной деятельности:

1. Выбор темы.

Работа над темой мы начинаем с её выбора. Тема может  выбирается одна на всех, и тогда в ней выделяется много разных подтем по интересам детей. Например, в теме «Где живут белые медведи?» выделяются подтемы: «Климатические условия», «Одежда людей», «Животный мир».А может выбираться индивидуально  

  1. Сбор сведений.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. В качестве источников информации выступают книги, интернет, фильмы, экскурсии в музей, на природу, родители.

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию,   хранить и использовать ее.

  1. Выбор проектов.

После завершения этапа сбора информации предлагаю детям принять участие в реализации проектов. При этом знакомлю детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя им возможность самим придумать свои проекты. В первом классе лучше не озадачивать детей придумыванием своих проектов, а предложить им на выбор доступные и реально выполнимые проекты.

  1. Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (на некоторых уроках и после) и вне школы. Если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом, прихожу ему на помощь или советую обратиться к родителям.

  1. Презентации.                                                                                                 4.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

После завершения работы над проектом.  детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

  1.  Самооценка.

Итоговым моментом в работе над любым проектом является самооценка процесса и результата собственной деятельности. Эту самооценку мы осуществляем с помощью  оценочных листов. Для себя веду оценочный лист (соответствие плану, обоснованность выводов, аккуратность и дизайн оформления, содержательность, выступление на защите).

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности я использую:

- часть урока;

- время занятий во внеурочной деятельности кружковой работы . На кружке «Проектная деятельность» мы пользуемся  рабочей тетрадью Сизовой « Учусь создавать проект»

Рабочие тетради курса "Учусь создавать проект" для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способного к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом. Пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения).

                                                                                                                                                                                     5

Типология проектов

  1. Информационные  проекты  направлены  на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком–то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.  Результатом таких проектов  может быть  и создание информационной среды  класса или школы.
  2.  Исследовательские  проекты по структуре напоминают подлинно научные исследования. Они включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, четко обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.   В настоящее время издается достаточно много энциклопедий для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения исследовательских проектов  детьми младшего школьного возраста. Ценность проектов данного типа проявляется параллельно с учебными задачами еще и в привитии интереса к книгам, что весьма актуально в нынешнее время. Например, проект  урока окружающий мир «Где живут белые медведи?».  Выдвигается гипотеза: «Если на Северном полюсе холодно, значит на южном полюсе жарко». В процессе  выполнения этого проекта обучающиеся приходят к выводу, что  Северный и Южный полюса – это самые холодные районы Земли.
  3. Практико-ориентированные проекты.  Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем, этот результат обязательно ориентирован на социальные       6

 интересы самих участников (газета,   видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, справочный материал и т.д.). Например « Тайна имени моего»

  1. Игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться на начальной стадии выполнения проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая, приключенческая. Например, проект «Алфавит».   Этот проект обучающиеся 1 класса начинают выполнять по окончании ознакомления с буквами русского алфавита. Каждый обучающийся ведет поисковую работу об определенной букве: стихотворение о ней, слова, которые начинаются с данной буквы, рисунки предметов данных слов и изображение самой буквы.  На празднике прощания с Азбукой дети  разыгрывают сценки о своей букве, демонстрируя ее.          
  2. Творческие проекты предполагают максимально свободный и                            нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть   театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.  Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. Выполняя такие проекты,   можно договориться о желаемых, планируемых результатах - совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре. Например:  презентация проекта «Дорога глазами детей»; стенгазета «Читаем вместе»;  буклет  «Аппликация».
  3. Ролевые  проекты.  Разработка и реализация таких  проектов  наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.                                       7

Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится  сказка, судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? Такими проектами могут быть в начальной школе инсценировка загадки, или отрывка сказки.

  1.   Фантастические проекты ориентированы на разработку несуществующих объектов и явлений.  Например, внеклассное мероприятие «Фантастическое путешествие», в котором дети совершают путешествия  по не существующим планетам  и выполняют определенные задания, заканчивая путешествие  презентацией своего изделия.

Роль учителя в методе проектов

    Реализация   проекта  на практике  ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта.  Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта,   вытекают цель и задачи. 

   На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Например, урок по окружающему миру «Где живут белые медведи?». Каждая группа  ведет поисковую работу о Северном Ледовитом океане и об Антарктиде, о погодных условиях и обитателях.  Дети выдвигают гипотезы, собирают материал, иллюстрируют его.  

   После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может  «потеряться», т.е. Стать   «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний,       8

каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

    Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Занимаясь  проектной деятельностью,  у  обучающихся развиваются все  уровни   универсальных учебных действий:   

  • ярко заметны  регулятивные универсальные учебные действия, где дети вместе с учителем выбирают тему исследования, ставят цель и  решают  проблему выполнения проекта;  
  • на уровне познавательных универсальных учебных действий   дети выпол-няют поисковую работу, изучают информацию, выдвигают гипотезы,9 подбирают источники, фотографируются, устанавливаю причинно-следтвенные связи;
  • на этапах опроса и анкетирования формируются  коммуникативные универсальные учебные действия (опрос, анкетирование, общение):умение слушать, вступать в диалог, задавать вопросы взрослым и сверстникам, отстаивать свою точку зрения.
  • в   презентации проектов отслеживаются личностные универсальные учебные действия(защита презентаций):умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.

Метод проектов я использую в своей практике пятый год. Сначала эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни класса. Попытки использовать метод проектов  на уроках, во внеурочной деятельности оказались успешными. Примером этому могут служить следующие проекты: «Моя семья»,  «Как изготовить мыло?», «Мама, лучшая на свете», «Аппликация», «Фантастическое путешествие», «Жизнь дана на добрые дела», «Где живут белые медведи?», «Помоги птицам зимой», «Профессия моих родителей».

В ходе этой работы я пришла к выводу, что проектную деятельность надо использовать при работе с младшими школьниками.  Она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни, формировать универсальные учебные действия.  

В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося 10

 может быть свой запланированный конечный результат. Желательно, чтобы учитель обговаривал с детьми ожидаемый результат как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и ученика. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.

На современном этапе  образование  направлено на формирование  и всестороннее развитие творческой, активной личности учащегося, формирование у школьников умений самостоятельно приобретать и применять знания. Особая роль в достижении целей образования  принадлежит проектной деятельности, которая  может эффективно  применяться в начальной школе.  Выполняя проекты, школьники осваивают и выбирают деятельность по интересам,   соответствующим  их способностям. Учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Проектное обучение помогает сформировать проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

     Проектная деятельность также  учит детей общаться друг с другом,  помогает изучать историю родной страны, язык и  культуру других народов. Самое главное  - метод проектов помогает ребёнку создать целостную картину мира. То есть можно сделать вывод, что проектная деятельность  развивает  регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.

 Проектная деятельность является привлекательной для учащихся, но её воспитательная и образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности  проектного образования и грамотного использования его возможностей в педагогической практике.                                                 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

Внеурочная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Что такое УУД, внеурочная деятельность,коммуникативные,регулятивные УУД....

Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования  проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования проектной  деятельности на уроках и во внеурочное время  в начальной школе...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...