Главные вкладки

    Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
    статья на тему

    Власова Вероника Михайловна

    Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост, где в качестве главных результатов являются  личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам способность к самосовершенствованию и саморазвитию.

        Введение в педагогический процесс  проектно-исследовательскую деятельность обучающихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

    Власова Вероника Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ "СОШ №40" г.Нижневартовска

    С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. Навыки каллиграфического письма, счёта, чтения сейчас всё в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании информационной  культуры .

        Для формирования информационных умений учебно-методические комплекты по новым стандартам ФГОС построены  таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с необходимостью добывать и фиксировать информацию; понимать информацию и уметь ее преобразовывать; применять информацию в учебной деятельности;
    уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.

         В междисциплинарной программе «Чтение. Работа с информацией» предложено структурировать работу по четырем разделам следующим образом:
    Раздел 1: «Получение, поиск и фиксация информации».
    Раздел 2: «Понимание и преобразование информации».
    Раздел 3: «Применение и представление информации».
    Раздел 4: «Оценка достоверности получаемой информации».
         Далее в каждом разделе конкретизируются ожидаемые умения и навыки работы с информацией, необходимые выпускнику начальной школы («Выпускник научится...», «Выпускник получит возможность научиться...»).
         Учебники по всем  предметам всех УМК для начальной школы представляют предметное содержание в максимально разнообразной форме: картинки и иллюстрации, тексты, условные знаки, пиктограммы, таблицы, диаграммы, схемы , с помощью которых обучающиеся смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию,

    интерпретировать и преобразовывать ее.

          Рассмотрим, как может строиться работа по формированию первичных навыков работы с информацией  с помощью таблицы на уроках математики.

         В ходе работы с таблицами школьники приобретут важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. 

    Раздел №1 «Получение, поиск и фиксация информации»

      Одна из задач курса математики: создать условия для овладения основами алгоритмического и логического  мышления, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов, действовать  в соответствии с алгоритмами и строить простейшие алгоритмы.  Использование таблицы - удобное наглядное представления действий, которая показывается на доске или экране.

    Например, рассмотрим решение одной из задач 1 класса:

    Ира, Петя и Коля написали разности:    8–3  8–5  6–3.

    В разностях, написанных мальчиками, одинаковые вычитаемые. У Иры и Коли одинаковые уменьшаемые. Напиши: разность Иры и её значение;  разность Коли и её значение; разность Пети и её значение.

    Задание направлено на  понимание и применение полученной информации в таблице, т.к при нахождении ответа на вопросы, очень удобно  и логично учителю совместно с детьми составить таблицу и показать решение вопросов по ней. Учащиеся получают возможность научиться поиску способа решения задачи с помощью логических рассуждений, оформляя их с помощью учителя на доске в виде вот такой примерной таблицы:

    8-3

    8-5

    6-3

    Ира

    +

    Петя

    +

    +

    Коля

    +

    +

        Работа может строиться так. В первый столбец запишем имена детей. Во 2, 3, и 4-й выражения. Рассуждаем: у мальчиков, а это Петя и Коля, записаны выражения с одинаковыми вычитаемыми: 8-3 и 6-3, значит в ячейках ставим "+".Но мы ещё не знаем, кому и какое выражение принадлежит. Что сразу видно? Да, что у Иры будет выражение 8-5, ставим в ячейке под этим выражением "+", причём это точно и выделим цветом , пусть это будет красный мелок. Рассуждаем дальше. У Иры и Коли одинаковые уменьшаемые. Назовите их (8-3, 8-5). Если у Иры 8-5, то у Коли тогда? Да, 8-3, это точно и обводим красным мелком. Что становится видно? Да, что у Пети записано выражение 6-3.  В данном упражнении создаются условия для формирования умения работать  с текстовой информацией, преобразовывать её в таблицу для поиска способа решения ответов. Во время рассуждений с помощью учителя строится диалог, цепочка логических рассуждений, умение формулировать выводы. Далее полученную информацию нужно оформить с помощью знаков, т.е записать выражения и найти результат (связь с ранее изученной информацией).

           Когда идёт задание с несколькими вариантами ответа, оформление решения в таблицу способствует значительной экономии времени, наглядного представления решения  и перебора всех вариантов. Например, задача про напитки на борту самолёта (3 класс): "Стюардесса предложила пассажиру на выбор три напитка: минеральную воду, сок и лимонад. Он взял два напитка. Какие напитки мог взять пассажир? Рассмотри все варианты."  Снова предлагаем информацию представить в формате таблицы и в ней произвести варианты: какие напитки мог взять пассажир с помощью знаково-символических, это могут быть абсолютно любые знаки по выбору детей(своего рода это тоже информация в неявном - скрытом формате) . Начинаем по порядку: выбираем два напитка и фиксируем значками. В результате мы видим 3 варианта.

    Мин.вода

    Сок

    Лимонад

       В 1 классе задания на поиск информации представлены  в основном в форме рисунков. А в дальнейшем мы видим в учебниках не просто картинку к тексту, но специально организованные задания по анализу, сравнению. Таблица  помогает представить данные, собранные в результате наблюдений и сбора информации.

    Информация, необходимая для выполнения заданий бывает представлена в явном или неявном (скрытом, непрямом) виде. Учащимся задаются разные параметры поиска информации – выборка фрагмента, выборка по теме, необходимая и достаточная, выборка для интерпретации, для сравнения, по заданным критериям.

         Использование знаковых систем позволяет сделать более лаконичным и емким процесс фиксирования информации.  В процессе обучения происходит наращение способов кодирования информации и как следствие способов декодирования (перевода информации из одной знаковой единицы в другую). На эти операционные действия ориентированы задания, используемые в учебниках «Математика» с первого по четвертый классы. Основными знаковыми единицами выступают: величины, числа арабские и римские, латинский алфавит, различные знаки  "плюс", "минус", словесные "да", "нет" и т.д. Эти знаковые единицы также используются в таблицах для  фиксации информации.  Необходимо отметить, что получение и фиксация информации всегда требуют ее понимания и преобразования, то есть внутри этих простых, на первый взгляд, операций, лежат очень сложные механизмы психики: наблюдательность и память, воля, умение производить анализ, синтез и обобщение.
    Раздел №2 « Понимание и преобразование информации»

      Представленные в разделе  задания позволяют научить преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу . Сюда относится составление таблиц к задачам как форма краткой записи. Это задачи на цену, количество, стоимость, на движение, пропорциональную зависимость, приведение к единице. Таблица в качестве краткой записи  задачи  не только показывает данные и искомые, но и показывает прямую пропорциональную зависимость. Оформление задач  в таблице способствует более быстрому  нахождению способа решения. Сначала детям самим предлагаем названия столбцов, строк, постепенно они понимают и сами могут выделить данную и искомую  информацию.

    Например, задача про покупки (3 класс): женщина решила купить новые электроприборы - утюг и электрочайник, приводится авторами учебника таблица, в которой  указаны цены в рублях на разные модели этих товаров.Предлагается ряд вопросов по представленной информации . Анализируем с детьми представленную информацию в таблице; когда учитель видит, что учащимися осознана информация, приступаем к более сложной и интересной работе: какой утюг и электрочайник Нина Ивановна сможет купить , имея 1000рублей. Целесообразнее на этом этапе работать в паре.

        Полученная информация только тогда усваивается, когда используется учащимся для решения учебных задач. Именно многократное осмысление ее в новых условиях, включение в тесные взаимосвязи с имеющимися данными, совершение каких-либо действий с ними позволяет учащимся действительно освоить предлагаемое содержание образования.

    Раздел №3"Применение и представление информации"

    Этап применения и представления информации в форме таблицы обнаруживает и степень понимания ребенком добытых сведений, и определяет соответствие и адекватность поставленной задаче, а также открывает широкие возможности для коммуникации, получения обратной связи, самоконтроля и внешнего контроля.

    Например, сначала совместно выполняется такое вот ,например, задание: Оля собрала сведения о посещении школьной  библиотеки учениками третьих классов. После анализа текстовой и табличной информации, её понимания и интерпретации, предлагаем самостоятельную поисковую деятельность: проведи опрос среди своих друзей. Выясни, сколько человек посещают библиотеку твой школы. Результаты своего опроса оформи в виде таблицы. У каждого ребёнка получится своя таблица, свой вывод. Таблицы можно представить наглядно на слайде, сравнить их, сделать вывод .

    Работая с учебным материалом с 1 по 4 класс, дети учатся по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности, группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака: запись однозначных и двузначных чисел, геометрические фигуры.

     Раздел №4 «Оценка достоверности полученной информации»

      Особенно сложна для учащихся начальной школы оценочная деятельность, поэтому в учебном курсе основное внимание уделяется формированию у школьников понимания, что проверка результата (пошаговая или итоговая) является необходимым условием любого успешного действия.  Например, в ряде задач авторами предлагается пошаговый самоконтроль действий, для учащихся он выделен как план действий.

      Таким образом, в ходе работы с таблицами младшие школьники приобретают первичные навыки работы с информацией. Они  приобретают важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.  Таблицы являются отличным вариантом наглядного представления информации, её структурирования для лучшего понимания.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

    От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

    Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

    Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

    Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

    Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

    Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

    Моя работа посвящена проблеме использования  проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....

    Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

    Моя работа посвящена проблеме использования проектной  деятельности на уроках и во внеурочное время  в начальной школе...

    Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

    В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...

    Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

    «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...