Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
статья на тему

Власова Вероника Михайловна

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что факты – главное. Главное – воспитание в человеке человеческого».  

                                                                                        Антуан де Сент-Экзюпери

    Федеральный  государственный образовательный стандарт  предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определен­ной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.   

   Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост, где в качестве главных результатов являются не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Введение в педагогические технологии элементов проектно-исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.    Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Сейчас уже понятно, что проектно - исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно  формирует компентентностный и деятельностный подходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vlasova_v.m.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Власова Вероника Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №40

 «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что факты – главное. Главное – воспитание в человеке человеческого».   

                                                                                        Антуан де Сент-Экзюпери

    Федеральный  государственный образовательный стандарт  предполагает ориентацию образования не только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.    

   Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост, где в качестве главных результатов являются не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Введение в педагогические технологии элементов проектно-исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.    Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Сейчас уже понятно, что проектно - исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно  формирует компентентностный и деятельностный подходы.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявлять свои дарования  - это грамотное  руководство со стороны взрослых, в частности педагога.

  Проекты бывают разными:

- по способу охвата участников: групповые, индивидуальные

- по времени: краткосрочные, долгосрочные

- по цели деятельности: практико-ориентированные, социальные

- по тематике

- по типологии строения

  В своей педагогической практике использую групповые и индивидуальные проекты. Работа по технологии проектного обучения строилась не всегда планомерно,  каждый раз пыталась по-разному организовать деятельность с учётом проанализированных недостатков предыдущей работы. Примерно за неделю до запланированного дня проекта разрабатывала вводные установки для учащихся на этот день: обсуждали возможные темы, содержание, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления. Начинали с выбора тем проектов, т. к. выбор тем во многом определяет полученные в итоге результаты. Темы выбирались по итогам предварительных бесед с детьми, в процессе которых выяснялись интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Иногда тема появлялась прямо в рамках какого-либо урока. Учитывалось и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в тоже время была выполнима и приносила конкретную пользу участникам работы над проектом. Тематика коллективных внеурочных  проектов, над которыми мы работали, довольно широка: “Электронная энциклопедия о животных»”, “Загадочный мир насекомых  “Удивительное рядом”, “Обустройство комнаты”, “Проект школьной клумбы”, “Украсим класс к Новому году”, “Творческая мастерская”, «В защиту журавлей». Все эти проекты осуществлялись вне урока. По окончании работ ребята представляли свой проект, причём каждый раз форма представления могла меняться. Так, работая над проектом “Творческая мастерская”,  группы представили на выставке бумажного лебедя высотой 55 сантиметров, сделанного  из огромного количества модулей — оригами. Выбор темы: ученику в интернете нашла мама и предложила сделать. Он эту идею принёс в класс. Та же мама помогла сделать распечатку технологии изготовления. Руководитель, т.е. я подготовила для детей презентацию этой технологии;

Дети разбились в группы и во внеурочное время в группе продлённого дня

приступили к изготовлению модулей по технологии.  Каждому нужно было сделать по 100 модулей. Далее соединяли модули и получили «лебедей»

Подведение итогов. Рефлексия.

Коллективный проект «Украсим класс к Новому году» охватил 18 учащихся из 23. Через беседу с детьми и родителями выбрали актуальное на тот момент название кабинета: «Новогодний Сочи», родители помогли   с дизайном, распределили обязанности, с помощью родителей каждый подготовил свой элемент украшения по тематике: символ Олимпиады -пять колец, символы зимней Сочинской олимпиады - "Заяц", "Лисёнок" и ";

Обязательно были включены и традиционные новогодние персонажи: дед Мороз и Снегурочка, новогодние снежинки, выполненные в технике оригами.  Продуктом проекта стал украшенный класс.

Значимым для детей и меня как учителя получился проект " Фестиваль добрых дел". Период охвата составил месяц. Тема детям была предложена в рамках школьного КТД.  В классе постепенно росло дерево добрых дел, общее коллективное доброе дело- собрали набор для творчества детям, посещающим реабилитационный центр "Таукси"; создали фотоколлаж личных добрых дел.

   Все проекты, которые готовили в классе получились разные, интересные. Кроме того, в содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.

   Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать взаимодействие в группе :распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть  последствия коллективных решений; оформлять свои идеи и мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.    

    Познавательные УУД у младших школьников в групповой проектной  деятельности тоже очень хорошо формируются: работа над проектом даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые энциклопедии, справочники, словари, книги; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников, в том числе и в  сети Интернет.

   Также проектная деятельность играет важную роль в формировании регулятивных УУД, но в групповых проектах в меньшей степени, а вот при подготовке индивидуальных проектов в полной мере: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

   Работа над темой проектного обучения позволила мне реализовать в действие 13 индивидуальных исследовательских проектов, 11 из них отмечены на городском уровне. Именно эти учащиеся заметно стали отличаться от других, не занимающихся индивидуальной исследовательской деятельностью, в общем развитии, в широте взглядов, в более глубоком образовательном уровне. Проекты, созданные на этапе экспериментального введения ФГОС 2007-2009 способствовали формированию основных ключевых компетенций, общеучебных навыков. Проекты и проектно-исследовательская деятельность последних трёх лет аналогично играет ведущую роль в реализации ФГОСов, направленных на самостоятельное добывание знаний, их критическое осмысление и дальнейшее их применение в различных видах деятельности, занимает одно из важных мест в формировании УУД. Это видно по наблюдениям за классами и в целом.  

    Итогом исследовательской работы являются выступления с представлением своего проекта на школьных научных конференциях, конкурсах по проектно-исследовательской деятельности на самых различных уровнях: школьном, городском; региональном, таких как "Грани Познания", "Открытие мира".

    Вот примеры некоторых тем исследовательских работ младших школьников: "Хлеб всему голова","Мыло ручной работы - экономичное для семьи", Чудеса, имеющие реальную основу","Эпидемия гриппа: ставить прививку или нет?", "Влияние магнитного поля на физиологию растений"

 "Японские миниатюры-хокку(хайку)", «Плыть или не плыть – вот в чем вопрос», "Феномен пирамидальной шляпы",Хантыйская кукла Акань: игрушка или оберег".

    На примере проекта «Две стороны солнечного света» покажу фрагмент работы над индивидуальным проектом. Целью проекта являлось: выяснить, почему на солнце смотреть опасно и узнать безопасные способы наблюдения за ним. Гипотеза исследования — свет от другого источника также опасен, как и от солнца. Для подтверждения или опровержения гипотезы было проведено 4 опыта и один эксперимент с помощью лупы, закопчёного стёклышка, стекла маски сварщика, затемнённых очков, рентгеновского снимка, компьютерного диска, простой лампы накаливания, свечи.  Выясняли: обладает ли искусственный источник света свойством «тепло», «свет», опасен ли искусственный свет, какой из способов самый безопасный при наблюдении за солнцем. За время работы над проектом было сделано около 200 снимков.  В процессе работы были сформулированы выводы,  которые позволили подтвердить гипотезу, что свет от другого источника тоже может быть опасен. Данный проект был представлен на школьной научно-практической конференции, а также на городском фестивале детских проектов «Открытие», где занял 3 место.

   Удачным оказался проект "Красота своими руками". Выполняла его ученица во втором классе Габитова Алия. Целью проекта было изучение технологии вязания крючком на примере вязаной накидки на стул.

Сначала Алия выполнила эскиз, на основе которого и связала потом накидку,

как оказалось практически не отличающуюся от бабушкиной.

Работу по достоинству оценили на региональном фестивале проектных работ "Грани Познания" в прошлом году - 2 место и звание "Номинант".

    В настоящее время идёт работа над индивидуально проектом "Зимняя рыбалка. Как провести время с пользой и в удовольствие" Дедушка папы Вани относится к коренным малочисленным народам нашего округа – манси. Ловля рыбы у манси издавна являлась основным видом деятельности и способом пропитания. Папа Вани с раннего детства приучал его к рыбалке. Рыбалка сочетает в себе увлекательное занятие и помогает воспитывать в человеке ответственное отношение к себе, к окружающим и к природе. А это во все времена было важно и на сегодняшний день очень актуально. Поэтому целью работы стало: изучение особенностей зимней рыбалки и получение ценного опыта выживания в походных условиях.  В ходе работы мы провели ряд экспериментов: изучение эффективности ловли окуня различными видами удочек;  выбор эффективной насадки и т. д.

   Актуальность проектно-исследовательской деятельности в начальной школе при формировании универсальных учебных действий (УУД) неоспорима. Вне зависимости от выбора вида проектной работы у младших школьников идёт формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

В целом результативность проектно-исследовательской работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности, что является одной из целей обучения школьников по новым образовательным стандартам.

   Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.

    Конечно же, важной особенностью проектной деятельности является личная заинтересованность учащихся в выбранной теме, то здесь фигурирует еще один вид УУД - личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника, развитие этических чувств.

   Практическая работа по формированию исследовательских навыков убеждает, что          исследовательская деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время многогранна. Правильная организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время,  уже на начальном этапе обучения,  позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация); информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), тем самым   развить универсальные учебные действия.

    Развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из средств формирования УУД младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности....

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования  проектной деятельности на уроках и во венурочное время в начальной школе....

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников

Моя работа посвящена проблеме использования проектной  деятельности на уроках и во внеурочное время  в начальной школе...

Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...