Главные вкладки

    Программа опытно-экспериментальной работы по теме « Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».
    рабочая программа по теме

     

         В последние десятилетия современное общество  предъявляет новые требования к  результатам образования.  Обучение понимается  как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.  

          Сегодня наиболее перспективным путем решения данной проблемы  признано формирование у обучающихся  универсальных учебных действий  (коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных, логических) уже в начальной школе.  Одним  направлений их  развития может стать формирование экологического стиля мышления в рамках УМК   «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)» через накопление опыта переноса из разных предметных областей общеучебных умений, их развития и комплексного применения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_oer__formirovanie_universalnyh82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа опытно -  экспериментальной работы

    Тема: 

    « Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами  УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».

    Исполнитель эксперимента:  

     Новожилова. Е. Ю. , учитель начальных классов

    Научный руководитель эксперимента или консультант:   Дзятковская Е. Н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, д. б. н.

    Актуальность:

    В последние десятилетия современное общество  предъявляет новые требования к  результатам образования.  Обучение понимается  как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.  Происходит переход - от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений;  от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реального жизни;  к  сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем решения данной проблемы  признано формирование у обучающихся  универсальных учебных действий  (коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных, логических) уже в начальной школе.  Одним  направлений их  развития может стать формирование экологического стиля мышления в рамках УМК   «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)» через накопление опыта переноса из разных предметных областей общеучебных умений, их развития и комплексного применения.  

    Проблема:

    Противоречие между необходимостью формирования универсальных логических действий учащихся начальных классов и эффективностью средств УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)» на уровень их  сформированности.

    Объект исследования:

    Познавательные универсальные учебные действия учащихся.

    Предмет исследования:

    Универсальные логические действия.

    Цель:  

    Развитие универсальных логических действий у  учащихся начальных классов как одного из элементов  экологического стиля мышления  через внедрение УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться») ».

    Задачи:

    1. Теоретическая подготовка по вопросам формирования универсальных логических действий у учащихся в учебно-воспитательном процессе.

    2. Изучение теоретических и методологических основ программы УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» через знакомство с научно-методической литературой  по данной теме и курсовую подготовку.

    3. Повышение уровня осведомлённости и педагогического мастерства по теме эксперимента через участие в работе творческой группы научно-практического центра школы «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент» и городской проблемной группы «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».

    4. Внедрение УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» в учебно-воспитательный процесс 1-4 в классах.

    5. Организация взаимодействия с учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителями – предметниками.

    6. Проведение мониторинговых исследований.

    7. Описание результатов ОЭР, представление результатов в виде аналитических отчётов (промежуточных и итогового), методических материалов (контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий, фото- и видеоматериалы)

    Гипотеза:

    Если использовать в учебно–воспитательном процессе УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться», то у учащихся начальных классов будут сформированы универсальные логические действия.

    Диагностический инструментарий:

    1. графический диктант по устной инструкции учителя;
    2. тест «Ценностный выбор в типических экологических ситуациях»;
    3. Тест ГИТ

    Критерии оценки результатов входного контроля:

    Уровень сформированности универсальных логических действий.

    Ожидаемый результат:

    На ступени начального образования должны быть сформированы следующие универсальные логические действия:

    1. сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
    1. анализ (выделение элементов и «единиц» из  целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
    2. сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
    3. классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
    4. обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
    5. подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
    1. установление аналогий

    Сроки:

    2009 - 2013гг.

    Тип эксперимента:

    Констатирующий и формирующий.

    Этапы эксперимента

    Этап

    Сроки

    Нормативно-установочный

    Аналитико-прогностический

    Деятельностный

    I. Подготовительный

    2009-2010 уч. г.

    1. Теоретическая подготовка по вопросам формирования универсальных учебных действий у учащихся в учебно-воспитательном процессе.

    1. Входная диагностика образовательных результатов

    2. Изучение теоретических и методологических основ программы УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» через знакомство с научно-методической литературой и курсовую подготовку.

    3. Разработка программы ОЭР

    II. Практический этап

    2009 – 2013 гг.

    1. Составление характеристики инновации по годам и плана реализации ОЭР на текущий учебный год.

    1. Мониторинговые исследования

    1. Внедрение УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» в учебно-воспитательный процесс 1-4 в классах

    2. Составление календарно-тематического планирования занятий

    2.  Анализ промежуточных результатов ОЭР

    2. Организация взаимодействия с учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителями – предметниками.

    3. Повышение уровня осведомлённости и педагогического мастерства по теме эксперимента через участие в работе творческой группы научно-практического центра школы «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент» и городской проблемной группы «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».

    III. Обобщающий

    2013 г

    1. Описание результатов ОЭР  и их представление в виде аналитического отчёта.

    Подготовка методических материалов (контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий, фото- и видеоматериалы)

    Прогноз возможных негативных последствий: 

     В  связи с отсутствием в РБУП для 1-ых классов часов школьного компонента для ведения часового занятия по программе УМК и модульным подходом к внедрению УМК в учебно-воспитательный процесс (на уроках по чтению, математики, окружающего мира, ИЗО) возможно сокращение учебного времени на изучение предметного содержания.

    Способы коррекции, компенсации негативных последствий: 

    Использование приёмов интенсификации обучения, рациональное с учётом предметного содержания распределение материала УМК по учебным предметам.

    Состав участников эксперимента: 

    Учащиеся 1- 4 в класса, учитель, учителя - предметники, учитель – логопед, педагог-психолог.

    База эксперимента:  

    МОУ «СОШ № 8» г. Усть – Илимска  Иркутской области

    Статус эксперимента:

    Межрегиональный.

    Форма представления результата:

    Аналитический отчёт, контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий, фото- и видеоматериалы.

    Научно-методическая обеспеченность эксперимента:

    1. Дзятковская Е.Е. Учусь учиться - 0-1. Серия: Экология учебной деятельности. Учебная программа. Методические рекомендации. -М.: Центр «Образование и экологи», 2008. - 58 стр. с ил. Издание третье, переработ.
    2. Дзятковская  Е.Е.   Учусь  учиться  -  0-1.   Рабочая   тетрадь   для дошкольников и первоклассников.  - М.:  Центр «Образование и экология», 2008. - 40 стр. с ил. Издание третье, переработ.
    3. Дзятковская Е.Е.  Образование и  ...  или здоровье?  Книга для учителя. - М.: Центр  «Образование и экология», 2007 г.
    4. Дзятковская  Е.Е   Как   преодолеть   ошибки   в   чтении,   письме, математике:    Методические    рекомендации    для    педагогов    и родителей. - М.: Центр «Образование и экология», 2007 г.
    5. Дзятковская   Е.Е.   Курс   лекций   по   УМК   «Экология   учебной деятельности: «Учусь учиться»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

    В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

    Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов –

    Материал можно использовать для выступления на МО....

    Презентация на тему: "Формирование универсальных (логических) учебных действий на уроках в начальной школе"

    Презентация раскрывает поэтапное формирование таких логических универсальных действий, как определение понятий, операция сравнение и ...

    Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

    В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебны...

    Тезисы выступления по теме Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся начальной школы посредством УМК "Экология учебной деятельности "Учусь учиться"

    Данный материал представляет собой краткое описание опытно-экспериментальной работы в виде тезисов. Мною представлены следующие разделы работы: актуальность, объект и предмет исследования, цели и зада...

    Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.

    Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...

    Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

    Основная задача,стоящая перед образовательной школой на современном этапе развития - формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также ...