Программа опытно-экспериментальной работы по теме « Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».
рабочая программа по теме

 

     В последние десятилетия современное общество  предъявляет новые требования к  результатам образования.  Обучение понимается  как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.  

      Сегодня наиболее перспективным путем решения данной проблемы  признано формирование у обучающихся  универсальных учебных действий  (коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных, логических) уже в начальной школе.  Одним  направлений их  развития может стать формирование экологического стиля мышления в рамках УМК   «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)» через накопление опыта переноса из разных предметных областей общеучебных умений, их развития и комплексного применения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа опытно -  экспериментальной работы

Тема: 

« Формирование универсальных логических действий учащихся начальных классов как одного из элементов экологического стиля мышления средствами  УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)».

Исполнитель эксперимента:  

 Новожилова. Е. Ю. , учитель начальных классов

Научный руководитель эксперимента или консультант:   Дзятковская Е. Н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, д. б. н.

Актуальность:

В последние десятилетия современное общество  предъявляет новые требования к  результатам образования.  Обучение понимается  как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.  Происходит переход - от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений;  от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реального жизни;  к  сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем решения данной проблемы  признано формирование у обучающихся  универсальных учебных действий  (коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных, логических) уже в начальной школе.  Одним  направлений их  развития может стать формирование экологического стиля мышления в рамках УМК   «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)» через накопление опыта переноса из разных предметных областей общеучебных умений, их развития и комплексного применения.  

Проблема:

Противоречие между необходимостью формирования универсальных логических действий учащихся начальных классов и эффективностью средств УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться»)» на уровень их  сформированности.

Объект исследования:

Познавательные универсальные учебные действия учащихся.

Предмет исследования:

Универсальные логические действия.

Цель:  

Развитие универсальных логических действий у  учащихся начальных классов как одного из элементов  экологического стиля мышления  через внедрение УМК «Экология учебной деятельности» («Учусь учиться») ».

Задачи:

1. Теоретическая подготовка по вопросам формирования универсальных логических действий у учащихся в учебно-воспитательном процессе.

2. Изучение теоретических и методологических основ программы УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» через знакомство с научно-методической литературой  по данной теме и курсовую подготовку.

3. Повышение уровня осведомлённости и педагогического мастерства по теме эксперимента через участие в работе творческой группы научно-практического центра школы «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент» и городской проблемной группы «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».

4. Внедрение УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» в учебно-воспитательный процесс 1-4 в классах.

5. Организация взаимодействия с учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителями – предметниками.

6. Проведение мониторинговых исследований.

7. Описание результатов ОЭР, представление результатов в виде аналитических отчётов (промежуточных и итогового), методических материалов (контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий, фото- и видеоматериалы)

Гипотеза:

Если использовать в учебно–воспитательном процессе УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться», то у учащихся начальных классов будут сформированы универсальные логические действия.

Диагностический инструментарий:

  1. графический диктант по устной инструкции учителя;
  2. тест «Ценностный выбор в типических экологических ситуациях»;
  3. Тест ГИТ

Критерии оценки результатов входного контроля:

Уровень сформированности универсальных логических действий.

Ожидаемый результат:

На ступени начального образования должны быть сформированы следующие универсальные логические действия:

  1. сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
  1. анализ (выделение элементов и «единиц» из  целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
  2. сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
  3. классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  4. обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  5. подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  1. установление аналогий

Сроки:

2009 - 2013гг.

Тип эксперимента:

Констатирующий и формирующий.

Этапы эксперимента

Этап

Сроки

Нормативно-установочный

Аналитико-прогностический

Деятельностный

I. Подготовительный

2009-2010 уч. г.

1. Теоретическая подготовка по вопросам формирования универсальных учебных действий у учащихся в учебно-воспитательном процессе.

1. Входная диагностика образовательных результатов

2. Изучение теоретических и методологических основ программы УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» через знакомство с научно-методической литературой и курсовую подготовку.

3. Разработка программы ОЭР

II. Практический этап

2009 – 2013 гг.

1. Составление характеристики инновации по годам и плана реализации ОЭР на текущий учебный год.

1. Мониторинговые исследования

1. Внедрение УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» в учебно-воспитательный процесс 1-4 в классах

2. Составление календарно-тематического планирования занятий

2.  Анализ промежуточных результатов ОЭР

2. Организация взаимодействия с учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителями – предметниками.

3. Повышение уровня осведомлённости и педагогического мастерства по теме эксперимента через участие в работе творческой группы научно-практического центра школы «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент» и городской проблемной группы «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».

III. Обобщающий

2013 г

1. Описание результатов ОЭР  и их представление в виде аналитического отчёта.

Подготовка методических материалов (контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий, фото- и видеоматериалы)

Прогноз возможных негативных последствий: 

 В  связи с отсутствием в РБУП для 1-ых классов часов школьного компонента для ведения часового занятия по программе УМК и модульным подходом к внедрению УМК в учебно-воспитательный процесс (на уроках по чтению, математики, окружающего мира, ИЗО) возможно сокращение учебного времени на изучение предметного содержания.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий: 

Использование приёмов интенсификации обучения, рациональное с учётом предметного содержания распределение материала УМК по учебным предметам.

Состав участников эксперимента: 

Учащиеся 1- 4 в класса, учитель, учителя - предметники, учитель – логопед, педагог-психолог.

База эксперимента:  

МОУ «СОШ № 8» г. Усть – Илимска  Иркутской области

Статус эксперимента:

Межрегиональный.

Форма представления результата:

Аналитический отчёт, контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий, фото- и видеоматериалы.

Научно-методическая обеспеченность эксперимента:

  1. Дзятковская Е.Е. Учусь учиться - 0-1. Серия: Экология учебной деятельности. Учебная программа. Методические рекомендации. -М.: Центр «Образование и экологи», 2008. - 58 стр. с ил. Издание третье, переработ.
  2. Дзятковская  Е.Е.   Учусь  учиться  -  0-1.   Рабочая   тетрадь   для дошкольников и первоклассников.  - М.:  Центр «Образование и экология», 2008. - 40 стр. с ил. Издание третье, переработ.
  3. Дзятковская Е.Е.  Образование и  ...  или здоровье?  Книга для учителя. - М.: Центр  «Образование и экология», 2007 г.
  4. Дзятковская  Е.Е   Как   преодолеть   ошибки   в   чтении,   письме, математике:    Методические    рекомендации    для    педагогов    и родителей. - М.: Центр «Образование и экология», 2007 г.
  5. Дзятковская   Е.Е.   Курс   лекций   по   УМК   «Экология   учебной деятельности: «Учусь учиться»