Тезисы выступления по теме Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся начальной школы посредством УМК "Экология учебной деятельности "Учусь учиться"
статья по теме

Савинова Светлана Евгеньевна

Данный материал представляет собой краткое описание опытно-экспериментальной работы в виде тезисов. Мною представлены следующие разделы работы: актуальность, объект и предмет исследования, цели и задачи, определен диагностический инструментарий, гиптеза, введение, содержание понятия "ценностно-смысловая ориентация", описаны условия ее формирования, проведен анализ результатов внедрения УМК "Экология учебной деятельности"Учусь учиться"", сделаны выводы, представлены рекомендации и список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезисы выступления учителя-экспериментатора  начальных классов Савиновой СЕ по теме  ОЭР «Формирование  ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться», расчитанной на 2009-20013 г.

Актуальность темы

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебных действий, включая самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание.

В соответствии с  необходимостью в свете перехода на стандарты второго поколения формирования, у учащихся начальных классов универсальных учебных действий и эффективностью средств УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» в их формировании.

УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» разработан авторами для формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий, а именно, общеучебных умений, составляющих основу здоровьесберегающей учебной деятельности, культуры работы с учебной информацией, которые применяются в различных жизненных ситуациях для обеспечения экологической безопасности.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

На начальном этапе более важным по нашему мнению являются личностные универсальные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Объект исследования: личностные ууд учащихся

Предмет исследования: ценностно – смысловая ориентация учащихся

Цель: развитие ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы через внедрение УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

Задачи:

  • Теоретическая подготовка по вопросам формирования универсальных учебных действий у учащихся в учебно-воспитательном процессе позволила ознакомиться с материалом УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»
  • Изучение теоретических и методологических основ программы УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» через знакомство с научно-методической литературой и курсовую подготовку  позволило,  впоследствии  осуществлять  внедрение  УМК  «Экология  учебной* деятельности: «Учусь учиться» в учебно-воспитательный процесс
  • Участие в работе творческой группы научно-практического центра школы «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент» и городской проблемной группы «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» способствовало повышению уровня осведомлённости и педагогического мастерства по теме эксперимента
  • Создание программы ОЭР, внедрение УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться», проведение мониторинговых исследований было организовано в тесном сотрудничестве с учителем - логопедом, педагогом - психологом, учителями - предметниками
  • Представлены результаты ОЭР в виде аналитических отчётов, методических материалов

Диагностический инструментарий

  • - задания входной и итоговой диагностики, предлагаемой Е Н Дзятковской;
  • - тест «Ценностный выбор в типических экологических ситуациях»
  • - задание на  норму справедливого распределения;
  • - задание на усвоение нормы взаимопомощи;
  • - анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

Гипотеза: если в учебно-воспитательном процессе использовать УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться», то  у учащихся будет сформирована  ценностно-смысловая ориентация. Итогом внедрения УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» предполагается средний уровень сформированности ценностно-смысловой ориентации у учащихся.

Введение

В ответ на происходящие в нашем быстро меняющемся мире изменения, государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важный социальный институт должна  помочь становлению  личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта»

Современный выпускник начальной школы — это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

1. Содержание понятия «ценностно-смысловая ориентация»

  • - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
  • - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;
  • - знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)
  • - выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
  • - формирование моральной самооценки;
  • - развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
  • - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей;
  • - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

2. Условия формирования ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы

Э. Уайн убежден, что детей нужно  учить  не только тому, чтобы они научились произносить абстрактные нравственные принципы и знали высшие человеческие ценности, но и тому, чтобы основы общечеловеческой нравственности были регулятором их поведения в каждодневных жизненных ситуациях.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает так называемые базисные ценности: изначальные представления о добре и зле, о правдивости и лживости, доброте и жестокости, жадности и щедрости и т.д. Формирование ценностно-смысловых ориентации в дошкольном возрасте связано со становлением у детей базиса личностной культуры. Ведущую роль в создании этого базиса играют взрослые, воздействующие на ребенка различными методами и средствами: разъяснение, пример, убеждение, внушение, контроль и др.

С приходом в школу содержание морального сознания, ценностно-смысловых ориентации детей формируются уже не только под влиянием семейного микросоциума, традиций и установок родителей, но и под воздействием школьной среды, отдельных людей (педагогов, учащихся, родителей), всего образовательного пространства школы.

(А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) позволяет рассматривать возраст 6-12 лет как сензитивный для формирования ценностно-смысловых ориентаций. В этот период складываются интеллектуальные механизмы познания ребенком окружающего мира и самого себя.

Семилетний возраст относится к критическим возрастным этапам. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и нового уровня отношений. Главным психическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы теоретического отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются внутренний план действий, произвольность психических процессов, личностная рефлексия Указанные новообразования позволяют говорить о новом качественном витке в развитии личности ребенка.

Спецификой развития детей данного возраста является то, что они находятся в условиях организованного педагогического процесса. По мнению Дзятковская Е.Н., внедрение УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» в учебно-воспитательный процесс позволит  сформировать у учащихся ценностно-смысловой ориентации.

3. Анализ результатов внедрения УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться».

В течение 2009-2011 г. в учебно – воспитательный процесс внедрялось УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться». Занятия проводились по учебным тетрадям согласно учебно – тематического планирования. Было организовано необходимое  взаимодействие с логопедом, психологом, учителем ИЗО и музыки. В основном это были интегрированные уроки, классные часы и внеклассные занятия.  В течение этого (1, 2 класс) времени проводились входные, промежуточные и итоговые диагностики.

Анализ результатов выполнения задание на норму справедливого распределения показал следующее: в большей степени проявлялся альтруизм, в меньшей степени проявлялся эгоцентризм. Это можно объяснить тем, что первые, желая быть принятым в игру, общение с другими, отдают свои игрушки на время «делятся», а другие же еще нацелены на индивидуальную игру, им не важно, пока общение и совместные игры на этот промежуток времени. Многим детям необходимо время для усвоения нормы справедливого распределения.

Анализ результатов диагностики, направленной на выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи показал следующее: дети в основном ориентируются на чувства, эмоции матери, часть учащихся ориентируются на чувства героев, выделяя моральное содержание рассказа, учащиеся испытывают трудность при решении моральной дилеммы. При определении правильности поведения детей при решении моральной дилеммы большинство ориентировались на норму взаимопомощи как поступка. Предположительно это потому, что дети не смогли решить, что для них важнее: чувства матери, боязнь быть наказанным, или что-то другое.

Анализ результатов анкетирования, направленного на выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм показал  следующее: по количеству выборов преобладают выборы, связанные с недопустимостью нарушения моральных норм. Дети выбирают правильные, с точки зрения морали, поступки, как учит мама или воспитатель, учитель.

Выводы

Процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций, как внутренних личностных образований ребенка, должен органично включать все сферы его жизнедеятельности: учебную, внеучебную, «домашнюю» и др. Но особая роль в формировании ценностно-смысловых ориентаций в этот период принадлежит процессу воспитания.

Сравнивая результаты подобной диагностики в первом классе, можно сделать вывод о повышении среднего балла среди учащихся. Возможной причиной этому явилось  прохождение  детьми занятий по данному предмету, использование физических упражнений, заданий, предложенных Дзятковской  Е.Н., пальчиковой гимнастики, интегрированные уроки с применением ууд.  

Полученные результаты позволяют сделать вывод  о том, что есть проблемы в классе, касаемые общения, взаимодействия между детьми. Планируя учебно-воспитательную работу на следующий учебный год, следует учесть данные отрицательные результаты,  спланировать КТД и другие мероприятия, которые позволят устранить проблемы общения между детьми и повысить  сплоченность класса, взаимовыручку и взаимопомощь.

Список литературы

  1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. Ростов-на-Дону, 2000. 384с.
  2. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. 1999. № 1. С. 81-89.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М.: Мир, 1992. Т.2. 376 с.
  4. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социальном обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 102-110.
  5. Дзятьковская   Е.Е.   Курс   лекций   по   УМК   «Экология   учебной деятельности: «Учусь учиться», 2007.
  6. Дзятьковская Е.Е.  Образование и  ...  или здоровье?  Книга для учителя. - М.: Центр  «Образование и экология», 2007 г.
  7. Дзятьковская  Е.Е   Как   преодолеть   ошибки   в   чтении,   письме, математике:    Методические    рекомендации    для    педагогов    и родителей. - М.: Центр «Образование и экология», 2007 г.
  8. Дзятковская Е.Н. Ж-л «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», 2009, №1.
  9. Дзятковская Е.Н.  Учебная программа и методические рекомендации к рабочей тетради  «Экология учебной деятельности. Учусь учиться» Серия: Экология учебной деятельности.  Учебная программа. Методические рекомендации.  – М.: Центр «Образование и экология», 2008.
  10. Дзятковская Е.Н., Гуревич К.Г. Рабочая тетрадь для школьников №1, 2, 3, 4.– М.: Центр «Образование и экология», 2009.
  11. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Формирование положительных эмоций у учащихся начальной школы"

Данное собрание проводилось во 2 классе, в ходе которого родителям были даны рекомендации по формированию позитивных эмоций у детей....

Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебны...

Проект по теме «Формирование метапредметных умений у учащихся начальной школы»

«Не для школы, а для жизни мы учимся»,- сказал  древнеримский философ Сенека....

«Формирование УУД учащихся начальной школы на занятиях познавательного кружка «Учусь исследовать»

В нашей гимназии №73разработана и апробируется инновационная образовательная  программа  (ИОП) «Проектирование пространственно-предметной среды  образовательного учреждения, направленно...

«Формирование УУД учащихся начальной школы на занятиях познавательного кружка «Учусь исследовать»

В нашей гимназии №73разработана и апробируется инновационная образовательная  программа  (ИОП) «Проектирование пространственно-предметной среды  образовательного учреждения, направленно...

Выступление на тему "Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов при обучении английскому языку"

Методическая разработка выступления. Данная статья посвящена проблеме формированию читательской грамотности учащихся начальных классов и способам ее решения посредством использования компетентностно-о...