Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»
материал (1 класс) по теме

Савинова Светлана Евгеньевна

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебных действий, включая самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание. В соответствии с  необходимостью в свете перехода на стандарты второго поколения формирования, у учащихся начальных классов универсальных учебных действий и эффективностью средств УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» в их формировании. УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» разработан авторами для формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий, а именно, общеучебных умений, составляющих основу здоровьесберегающей учебной деятельности, культуры работы с учебной информацией, которые применяются в различных жизненных ситуациях для обеспечения экологической безопасности. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. На начальном этапе более важным по нашему мнению являются личностные универсальные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

При написании программы преследовала цель - развитие ценностно-смысловой ориентации у учащихся начальной школы через внедрение УМК "Экология учебной деятельности"Учусь учиться ". Формирование ценностно-смысловой  ориентации предполагает :  - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;  ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;  знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности);  выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;  формирование моральной самооценки;  развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций; формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

В программе обозначены  объект, предмет исследования, определены цель и задачи, гипотеза, подобран диагностический инструментарий, проработаны критерии оценки ожидаемых результатов , определены сроки и этапы эксперимента, сделан прогноз возможных негативных последствий и способы их устранения, указана используемая методическая литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_opytnoeksperimentalnoy_raboty_savinovoy.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  опытно - экспериментальной работы

Тема ОЭР: «Формирование  ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

Исполнитель эксперимента: Савинова  Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов

Научный руководитель эксперимента или консультант:  Дзятковская Е.Н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, д.б.н.

Актуальность темы.

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебных действий, включая самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание.

В соответствии с  необходимостью в свете перехода на стандарты второго поколения формирования, у учащихся начальных классов универсальных учебных действий и эффективностью средств УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» в их формировании.

УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» разработан авторами для формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий, а именно, общеучебных умений, составляющих основу здоровьесберегающей учебной деятельности, культуры работы с учебной информацией, которые применяются в различных жизненных ситуациях для обеспечения экологической безопасности.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

На начальном этапе более важным по нашему мнению являются личностные универсальные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Ценностно-смысловая ориентация

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)

- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

- формирование моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Объект исследования: личностные ууд учащихся

Предмет исследования: ценностно – смысловая ориентация учащихся

Цель: развитие ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы через внедрение УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

Задачи:

1. Теоретическая подготовка по вопросам формирования универсальных учебных действий у учащихся в учебно-воспитательном процессе.

2. Изучение теоретических и методологических основ программы УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» через знакомство с научно-методической литературой и курсовую подготовку.

3. Повышение уровня осведомлённости и педагогического мастерства по теме эксперимента через участие в работе творческой группы научно-практического центра школы «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент» и городской проблемной группы «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».

4. Внедрение УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» в учебно-воспитательный процесс 1-4 в классах.

5. Организация взаимодействия с учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителями – предметниками.

6. Проведение мониторинговых исследований.

7. Описание результатов ОЭР, представление результатов в виде аналитических отчётов (промежуточных и итогового), методических материалов (контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий, фото- и видеоматериалы)

Гипотеза: если в учебно-воспитательном процессе использовать УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться», то  у учащихся будет сформирована  ценностно-смысловая ориентация

Диагностический инструментарий:

- графический диктант по устной инструкции учителя;

- тест «Ценностный выбор в типических экологических ситуациях»

- универсальные учебные действия нравственно-этического оценивания. Задание на  норму справедливого распределения;

- задание на усвоение нормы взаимопомощи;

- анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

Критерии оценки ожидаемых результатов:

- уровень сформированности ценностно-смысловой ориентации

Ожидаемый результат

Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения

Тип эксперимента: констатирующий, формирующий

Сроки: 2009 – 2013 гг.

Этапы эксперимента

Этап

Сроки

Нормативно-установочный

Аналитико-прогностический

Деятельностный

I. Подготовительный

2009-2010 уч. г.

1. Теоретическая подготовка по вопросам формирования универсальных учебных действий у учащихся в учебно-воспитательном процессе.

1. Входная диагностика образовательных результатов

2. Изучение теоретических и методологических основ программы УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» через знакомство с научно-методической литературой и курсовую подготовку.

3. Разработка программы ОЭР

II. Практический этап

2009 – 2013 гг.

1. Составление характеристики инновации по годам и плана реализации ОЭР на текущий учебный год.

1. Мониторинговые исследования

1. Внедрение УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться» в учебно-воспитательный процесс 1-4 в классах

2. Составление календарно-тематического планирования занятий

2.  Анализ промежуточных результатов ОЭР

2. Организация взаимодействия с учителем – логопедом, педагогом – психологом, учителями – предметниками.

3. Повышение уровня осведомлённости и педагогического мастерства по теме эксперимента через участие в работе творческой группы научно-практического центра школы «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент» и городской проблемной группы «Экологическое образование в интересах устойчивого развития».

III. Обобщающий

2013 г

1. Описание результатов ОЭР  и их представление в виде аналитического отчёта.

Подготовка методических материалов (контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий, фото- и видеоматериалы)

Прогноз возможных негативных последствий: в связи с отсутствием в РБУП для 1-ых классов часов школьного компонента для ведения часового занятия по программе УМК и модульным подходом к внедрению УМК в учебно-воспитательный процесс (на уроках по чтению, математики, окружающего мира, ИЗО) возможно сокращение учебного времени на изучение предметного содержания.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий: использование приёмов интенсификации обучения, рациональное с учётом предметного содержания распределение материала УМК по учебным предметам.

Состав участников эксперимента: учащиеся 1- 4 в класса, учитель, учителя - предметники, учитель – логопед, педагог-психолог.

Статус эксперимента: межрегиональный

Форма представления результатов эксперимента: аналитический отчёт, контрольно-измерительный и дидактический материалы, разработки занятий, фото- и видеоматериалы.

Научно-методическая обеспеченность эксперимента:

Литература:

  1. Дзятьковская Е.Е. Учусь учиться - 0-1. Серия: Экология учебной деятельности. Учебная программа. Методические рекомендации. -М.: Центр «Образование и экологи», 2008. - 58 стр. с ил. Издание третье, переработ.
  2. Дзятьковская  Е.Е.   Учусь  учиться  -  0-1.   Рабочая   тетрадь   для дошкольников и первоклассников.  - М.:  Центр «Образование и экология», 2008. - 40 стр. с ил. Издание третье, переработ.
  3. Дзятьковская Е.Е.  Образование и  ...  или здоровье?  Книга для учителя. - М.: Центр  «Образование и экология», 2007 г.
  4. Дзятьковская  Е.Е   Как   преодолеть   ошибки   в   чтении,   письме, математике:    Методические    рекомендации    для    педагогов    и родителей. - М.: Центр «Образование и экология», 2007 г.
  5. Дзятьковская   Е.Е.   Курс   лекций   по   УМК   «Экология   учебной деятельности: «Учусь учиться»

         


Приложение

Типовые задачи для оценки сформированности

 универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия нравственно-этического оценивания.

Задание на  норму справедливого распределения.

Цель: выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения.

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения как основания решения моральной дилеммы.

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка  

Метод оценивания: беседа

Описание задания (в этом случае и во всех последующих пробах): ребенку зачитывают рассказ, затем задают вопросы. Пол персонажа рассказа варьируется в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков – главный герой - мальчик, для девочек – соответственно, девочка. В случае необходимости текст задания - моральной дилеммы - зачитывается повторно.

Текст задания:

Представь себе, что однажды ты и другой мальчик (девочка), Ваня (Аня), гуляли по площадке в детском саду. Вам захотелось поиграть. Вы подошли к воспитательнице  и попросили ее принести вам игрушки. Когда она вернулась, то принесла с собой 3 игрушки,   дала  их тебе и сказала «Играйте».

1. Как ты поступишь в этой ситуации? (что ты сделаешь в этой ситуации?)

2. Почему ты так сделаешь?

Критерии оценивания:

  1. Способ решения моральной дилеммы – принятие нормы справедливого распределения как основания поведения (ответ на вопрос №1)
  2. Осознание нормы, лежащей в основе ситуации (ответ на вопрос № 2). Возможно выделение и вербализация (осознание)  нормы ребенком уже при ответе на вопрос №1).
  3. Уровень моральных суждений как показателя развития морального сознания (ответ на вопрос №2).

Показатели уровня выполнения задания:

Уровни освоения нормы справедливого распределения:

Варианты ответов на  1 вопрос:

1  Эгоцентризм, ориентация только на свои желания, игнорирование сверстника – взять все игрушки  себе, со сверстником не делится, указывает на свои желания  (я возьму себе, я больше хочу играть»)  

2.  Ориентация на норму справедливого распределения, но ее выполнение предполагает приоритет собственных интересов: поделить в неравной пропорции: две игрушки себе, одну сверстнику (эгоцентризм)

3а. Ориентация на норму справедливого распределения и интересы партнера, готовность к альтруистическому действию -  поделить игрушки таким образом, что одну оставляет  себе, две отдает сверстнику.

3б.  Отдать все три игрушки сверстнику (альтруизм). Решение об эгоцентризме или альтруизме основывается на  аргументации, данной ребенком: а) другой ребенок как более нуждающийся с выделением качеств «слабого» (альтруизм), б) другой ребенок как  более авторитетный, властный, сильный, драчливый и т.п. (эгоцентризм).

4.  Осознанная ориентация на норму справедливого распределения и поиск способов ее реализации. Ребенок предлагает поделить по одной игрушке, с третьей – играть по очереди или вместе. Совместная игра («нужно вместе играть, тогда будет общая») или правило очередности («пусть сначала один поиграет со второй машинкой, а потом второй поиграет»).

Уровни осознания нормы:

Варианты ответа на 2 вопрос: 1 -  норму не называет; 2 – называние нормы через описание действий (например «всем надо давать игрушки»); 3 – называние нормы («надо делиться с другими»).

Уровень моральных суждений (по Л.Кольбергу):

1.сталия «власть и авторитет» - указание  на власть («воспитательница накажет», «мама заругает», «сверстник отнимет»)

2.стадия  инструментального обмена («в другой раз он мне даст- не даст игрушки»)

3.стадия межличностной конформности («обидится, не будет дружить, я хороший, а с хорошими дружат»)

4.стадия «закон и порядок» - формулирование нормы как правила, которому необходимо следовать всем («нужно делиться с другими», «должно всем достаться поровну»)


Задание на усвоение нормы взаимопомощи.

Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.

Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.

Возраст: предшкольное образование (6.5 – 7 лет).

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка.  

Метод оценивания: беседа

Текст задания:

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему надо есть на обед. Она попросила его помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду. Вздохнула и стала мыть посуду. Андрею стало грустно, и он ушел в свою комнату.

1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?

2. Правильно ли поступил Андрею (Лена)?

3. Почему?

4. Как бы ты поступил на месте Андрея (Лены)?

Критерии оценивания:

  1. Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос №1)
  2. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос №4)
  3. Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы № 2 и 3. Возможно выделение и вербализация  нормы ребенком уже при ответе на вопрос №1)
  4. Уровень моральных суждений (ответ на вопрос №3)
  5. Выделение установки ребенка на просоциальное поведение (ответ на вопрос №2)

Уровни выделения морального содержания поступка:

Варианты ответов на вопрос №1:

1 – Ребенок не выделяет моральное содержания рассказа - нет адекватного ответа, не знаю. Ориентировка на связь эмоций Андрея и невыполненного поручения отсутствует.

2 – Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея, но еще не выделяет морального содержания рассказа («грустно, потому что мама вздохнула»);

3 – Ребенок выделяет  моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев. Указывает на невыполненную просьбу матери («ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал»). Ориентировка на связь эмоций Андрея и невыполненной просьбы мамы.

4 –Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и  дает ответ с указанием причины негативных эмоций героя – невыполнения нормы взаимопомощи («Грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят»).

Уровни ориентации на просоциальное поведение.

Варианты ответов на вопрос №2:

1 – Установка на просоциальное поведение отсутствует - нет ответа, неадекватная оценка поведения;

2 – Неустойчивая ориентация на просоциальное поведение - ответ

«и верно, и неверно»

 3 –Принятие установки на просоциальное поведение – указание на неправильное поведение героя.

Уровни  развития моральных суждений:

Варианты ответа на вопрос №3:

1. указание на власть и авторитет «мама (папа) накажет»;

2 – инструментальный обмен – «не дадут мультики смотреть»;

3 – межличностная конформность, - «не будет больше просить, обидится; «хорошие так не делают»

4 – называет норму как обязательное правило – «надо помогать».

Уровни решения моральной дилеммы:

Варианты ответа на вопрос №4 :

1 –Нет выделения морального содержания ситуации -  нет ответа.

2 – Отсутствует  ориентация на выполнение нормы («поступил бы как Андрей (Лена);  возможно, добавление развлекательных действий («поиграл», «попрыгал»);

3  – ориентация на норму взаимопомощи как основание поступка («помыл бы посуду», «помог бы маме помыть посуду», «старшим надо помогать»).

Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития будут: 1)ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула)  как показатель децентрации, (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное поведение; 3)уровень развития моральных суждений – конвенциональный уровень, 3 стадия межличностной конформности («пай мальчик»).


Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

 по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки:            1 балл - так делать можно,   2 балла - так делать иногда можно,  3 балла - так делать нельзя, 4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.

Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.

Процедура проведения задания занимала от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.

В таблице 2 представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).

Вид социальных норм

категории конвенциональных  норм

конвенциональные  нормы

мини-ситуации  нарушения конвенциональных  норм









конвенциональные нормы

ритуально - этикетные

  • культура внешнего вида,
  • поведение за столом,
  • правила и формы обращения в семье
  • не почистил зубы;
  • пришел в грязной одежде в школу;
  • накрошил на столе;
  • ушел на улицу без разрешения;

организационно – административные

  • правила поведения в школе,
  • правила поведения на улице,
  • правила поведения в общественных местах,
  • вставал без разрешения на уроке;
  • мусорил на улице;
  •  перешел дорогу в неположенном месте;


вид социальных норм

категория моральных норм (по Туриелю)

моральные нормы

мини-ситуации нарушения моральных норм






моральные нормы





Нормы альтруизма




Нормы ответственности, справедливости и законности


  • норма помощи,
  • норма щедрости,




  • норма ответственности за нанесение материального ущерба
  • не предложил друзьям помощь в уборке класса;
  • не угостил родителей конфетами;
  • взял у друга книгу и порвал ее;

  Всего в предложенной анкете было представлено:

  • семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17)
  • семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16,

четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие  моральной оценки (5, .15, 8, 18)

1 балл 


Так делать можно

2 балла


Так делать иногда можно 

3 балла


Так делать нельзя 

4 балла

Так делать нельзя ни в коем случае 

Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.

  1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
  2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
  3. Мальчик (девочка)  пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
  4. Мальчик (девочка)  не помог(ла) маме убрать в квартире.
  5. Мальчик (девочка)  уронил(а) книгу.
  6. Мальчик (девочка)  во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
  7. Мальчик (девочка)  не угостил(а) родителей конфетами.
  8. Мальчик (девочка)  вымыл(а) дома пол.
  9. Мальчик (девочка)  разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
  10.  Мальчик (девочка)  не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
  11.  Мальчик (девочка)  намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.
  12.  Мальчик (девочка)  взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
  13.  Мальчик (девочка)  перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
  14.  Мальчик (девочка)  не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
  15.  Мальчик (девочка)  купил(а) в магазине продукты.
  16.  Мальчик (девочка)  не спросил(а) разрешения пойти гулять.
  17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

18. Мальчик (девочка)  зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка  нарушения конвенциональных и моральных норм.

Уровни:

1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения  моральных норм более чем на 4;

2 – суммы равны (+ 4 балла);

2 - сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения  конвенциональных норм более чем на 4;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы выступления по теме Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся начальной школы посредством УМК "Экология учебной деятельности "Учусь учиться"

Данный материал представляет собой краткое описание опытно-экспериментальной работы в виде тезисов. Мною представлены следующие разделы работы: актуальность, объект и предмет исследования, цели и зада...

Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»

Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»...

«Мониторинг развития метапредметных УУД в начальной школе через использование диагностики «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»

laquo;Мониторинг развития метапредметных УУД в начальной школе через использование диагностики «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»...

Отчёт по теме самообразования Формирование умения видеть учебную проблему и решать её посредством технологии проблемного диалога у учащихся начальной школы ( средствами учебного предмета «Математика»)

Проблема: выявление наиболее эффективного подхода к формированию РУУД младших школьников.Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования умения видеть учебную проблему и решать её ...