Из опыта работы "Обучение смысловому чтению учащихся начальных классов через образовательный курс внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»."
методическая разработка

Осипова Любовь Васильевна

Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело.  К.Д. Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Мугунская средняя общеобразовательная школа»

Из опыта работы:

Обучение смысловому  чтению учащихся начальных классов

через образовательный курс внеурочной деятельности

 «В мире информации.  Работаем с информационными источниками».

Подготовила: учитель

начальных классов

Осипова Любовь Васильевна

2020 г

Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

        Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление я хочу начать словами А.С. Пушкина «Чтение – есть самое главное в жизни обучение».

        Тема моего выступления: «Использование приемов смыслового чтения во внеурочной деятельности», как я на практике применяю современный подход к формированию навыка смыслового чтения, его виды, методы и приемы, целью которого является - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. 

Примеры иллюстраций и заданий взяты из программы курса внеурочной деятельности «В мире информации.  Работаем с информационными источниками» и пособий издательства «Планета».

        Мы живем в XXI веке – веке информационных технологий. Наша жизнь все более пронизывается информационными потоками, знаками, символами. Сегодня невозможно представить себе наше существование без инфографики в виде таблиц, схем, диаграмм, инструкций, указателей, графиков. Этот перечень визуально-информационных сопровождений повседневности можно продолжать и продолжать…

        Вот почему выпускник школы сегодня должен быть умелым пользователем информационно-коммуникационных технологий и современных технических средств; обладать хорошо развитым умением искать, анализировать и перерабатывать информацию, получая новые знания.

         Для начальной школы наиболее актуальным  является рассматривание информационной грамотности как умения формулировать информационную потребность, искать, запрашивать, оценивать, отбирать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была.

            В материалах PISA (Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся) дана классификация текстов по структуре (сплошные и несплошные) и по ситуации (контексту) использования (для личных целей, для общественных целей, для рабочих целей, для получения образования).

        Поэтому от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся.  Немаловажным  является: формирование у младших школьников навыков смыслового чтения.

       Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

       Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

        Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

- понимать текст;

- анализировать;

- сравнивать;

- видоизменять;

- генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Виды смыслового чтения.

Выделяют следующие виды чтения:

1. Просмотровое;

2. Ознакомительное;

3. Изучающее;

4. Рефлексивное.

1. Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором  происходит поиск конкретной информации или факта.

Просмотровое чтение: пример задания

2. Ознакомительное  чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Ознакомительное чтение: пример задания

3. Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Изучающее чтение: пример задания

4. Рефлексивное  чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Методы и приемы обучения смысловому чтению.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

1. Развитие умения анализировать задание.

Рефлексивное чтение: пример задания

2. Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

Поиск ключевых слов в задании: пример

3. Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).

Ответы на поставленные вопросы: пример

4. Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

Определение последовательности событий в прочитанном тексте: пример

5. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста: пример

6. Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Умение, опираясь на прочитанный текст: пример

7. Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: пример

Этапы формированию умений и навыков смыслового чтения.

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. 

Какие основные этапы нельзя пропускать?

  • Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).

Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. Такие слова можно подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо значение объясняется учителем.

Существующая в школе практика разбора слов, недостаточно эффективна, так как дети иногда не понимают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.

  • Работа с ключевыми словами.

В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут. Интересна будет работа с ключевыми словами в таком виде: Учитель или ученик читают рассказ, повесть или что-либо другое. Далее педагог спрашивает детей, какие главные слова они могли бы выделить, и записывает их на доске, а дети — в тетради. После этого предлагается воспроизвести прочитанный текст, используя данные ключевые слова. Записывать такие слова можно и по ходу чтения.

  • Работа со словами-образами.

Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным, но с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании, основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств.

Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.

  • Работа с многозначными словами.

- Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

С вилкой или ножом нужно обращаться очень осторожно, потому что они острые.

Горчица была такой острой, что у Вани выступили на глазах слезы.

Алеша простыл и поэтому не пошел гулять с ребятами.

Когда Анна Ивановна вышла в переулок, хулиганов и след простыл.

  • Работа с фразеологизмами.

1. Замените в предложении выделенные слова фразеологизмами.

Пример

- Ученые беспокоятся и предупреждают (бьют тревогу): земле угрожает экологическая катастрофа.

- Юля долго спорила с подругой, что подарить Вере на день рождения. Наконец, они договорились (нашли общий язык).

2. Определите, какой фразеологизм подойдет к этому тексту.

Пример

Дача располагалась в живописной роще, в очень удобном месте: рядом (в двух шагах) протекала речка, и до станции было совсем недалеко (рукой подать).

3. Составьте диалог, используя фразеологизмы:

Пример

- Ты вчера долго решал задачу по физике?

- Да, очень долго. А ты сразу решил?

- Я долго … (ломал голову), но без помощи старшей сестры ничего не смог сделать.

  • Рассказ по предложению.

Прочитай предложение, подумай и составь по нему небольшой рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.

  • Применение метода «диалог с автором текста».

Диалог с автором текста происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько этапов:

- ищем то, что не очень понятно в тексте и формулируем вопросы;

- прогнозируем ответы на возникшие вопросы и прогнозируем дальнейшее содержание текста;

- самопроверка (проверяем свои предположения, сверяя их с текстом).

Метод «диалог с автором текста» наиболее эфективен на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

         

        В заключении хочется отметить, что использование этих и других приёмов смыслового чтения помогает нам:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

       Огромный плюс в моей работе  дает применение рабочих тетрадей «В мире информации. Работаем с информационными источниками» в которых содержатся практические задания для обучающихся 1, 2, 3 и 4 классов по разделу «Формирование информационной компетенции учащихся» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

В тетрадях подобраны замечательные тексты и задания к ним,  которые позволяют глубже изучить данный учебный материал, оперативно делать выводы, быстро ориентироваться в поставленной задаче, понимая « что дано » и «что нужно найти» или «доказать».

       Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "В мире прекрасного"

  Программа курса внеурочной деятельности в начальных классах "В мире прекрасного" создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личнос...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире профессий»

Проблема выбора профессий не является для младшего школьника злободневной. Специфика профориентационной работы в 1—4-м классах состоит в том, что акцент делается на развитие психологических ресурсов л...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для обучающихся 2 класса разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4...

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "В мире книг. Школа развития речи"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности, направлен, прежде всего, на развитие речи учащихся и расширение словарного запаса....

Диагностика результативности внеурочной деятельности «Умение работать с информацией и информационными источниками»

Позволяет выявить уровень сформированности УУД учащегося к работе с информацией и информационными источниками...

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности «В мире книг. Школа развития речи»

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности «В мире книг. Школа развития речи»...

Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» 3 класс

Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начал...