Программа курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начальных классах школ все большее значение приобретает внеурочная работа.
Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.
Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности
«В мире информации.
Работаем с информационными источниками»
3 класс
(срок реализации программы 2023 – 2024 учебный год)
Составлена на основе авторской программы:В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2017.
Программу составила: учитель начальных классов Дудкина А.Р.
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобразования России (от 6 октября 2009 г. № 373).
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ на 2023 - 2024 учебный год.
- Программы курса В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2017.
Общие цели начального общего образования с учетом специфики курса
Одной из главных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы является повышение качества образования и воспитания учащихся. Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в начальных классах школ все большее значение приобретает внеурочная работа.
Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.
Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по шагам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «В мире информации. Работаем с информационными источниками» дополняет и расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные знания на практике.
Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.
Программа определяет ряд задач:
• содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
• способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
• формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;
• создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
•создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.
Особенностью построения программы «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения и практическая направленность материала.
Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков работы с инфографикой и несплошными текстами, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение материала, понимание общих способов действий, лежащих в основе работы с информационными объектами.
Общая характеристика учебного курса с указанием особенностей организации учебной деятельности и видов контроля
В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности учащихся третьего класса.
1. Работа с источниками информации:
• знание того, какие источники информации существуют;
• умение использовать различные источники информации;
• умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.
2. Обработка и представление результатов:
• умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;
• умение находить альтернативную и дополнительную информацию;
• умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;
• умение описать и представить результаты своей работы.
Принципы проведения занятий
1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
4. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.
Программа курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» позволяет реализовать внеурочную деятельность по направлениям: «Общеинтеллектуальное», «Общекультурное», «Социальное».
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»
В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в рамках данной программы способствует формированию ценностных ориентиров в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
• в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
• в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
• в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
• в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Для реализации программного содержания используются учебные средства:
1. Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс: Тетрадь для обучающихся / Автор-составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2017.
2. Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2017.
Содержание курса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов и курсов при получении начального общего образования обучающиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Третьеклассники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Обучающиеся овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У третьеклассников будут развиты такие читательские действия, какпоискинформации,выделениенужнойдлярешенияпрактическойилиучебнойзадачиинформации,систематизация,сопоставление,анализиобобщениеимеющихсявтексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Третьеклассник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде(например,находитьвтекстенесколькопримеров,доказывающихприведённоеутверждение;характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
- пересказывать текст подробно и сжато;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте на прямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценкаинформациитретьеклассникнаучится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения опрочитанномтексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- впроцессеработысоднимилинесколькимиисточникамивыявлятьдостоверную (противоречивую)информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиа сообщения.
Обучающиеся научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практическихситуациях.ВрезультатеиспользованиясредствиинструментовИКТиИКТ-ресурсовдля решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Создание, представление и передача сообщений третьеклассник научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
Третьеклассник получит возможность научиться:
- представлять данные;
Планирование деятельности, управление и организация третьеклассник научится:
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.
Учебно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы и описанием основных видов деятельности
№ раздела | Наименование раздела | Основные виды учебной деятельности | Всего часов | Виды контроля |
Сплошные тексты. Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. |
| 6 часов | текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, выступления | |
Кластеры. Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую. |
| 3 часа | текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, выступления | |
Таблицы. Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. |
| 6 часов | текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, выступления | |
Диаграммы. Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. |
| 4 часа | текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, выступления | |
Графики. График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни. |
| 6 часов | текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, выступления | |
Инфографика. Инфографика как информационный объект. Виды инфо-графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. |
| 4 часа | текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, выставка работ | |
Исследовательская (групповая) работа. Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов. |
| 5 часов | текущий контроль, само- и взаимоконтроль, внеклассные мероприятия, презентация работы группы |
Календарно-тематическое планирование, составленное с учетом календарного графика на текущий учебный год
№ п/п | Тема занятия | Объект изучения | Дата | |
План | Факт | |||
Информация. | Рисунок, таблица, инфографика. | 01.09.2023 | ||
На прогулке. | Текст, таблица, линейная диаграмма, план, дорожные знаки, модели часов. | 08.09.2023 | ||
Расписание. | Инфографика, таблица, круговая диаграмма, расписание. | 15.09.2023 | ||
На пасеке. | Текст, кластер, таблица, пиктограмма, рекламный плакат. | 22.09.2023 | ||
На пасеке. | Текст, кластер, таблица, пиктограмма, рекламный плакат. | 29.09.2023 | ||
На огороде. | Инфографика, прогноз погоды, пиктограмма, таблица, столбчатая диаграмма. | 06.10.2023 | ||
На огороде. | Нестандартная таблица, инфографика, круговая диаграмма, таблица, схема. | 13.10.2023 | ||
В лесу. | Кластер, круговая диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма, график, пиктограммы, ребус. | 20.10.2023 | ||
В лесу. | Текст, инфографика, столбчатая диаграмма, таблица, круговая диаграмма. | 27.10.2023 | ||
Эти удивительные насекомые. | Текст, кластер, линейная диаграмма, таблица, инфографика - пригласительный билет. | 10.11.2023 | ||
Порхающие красавицы. | Текст, таблица, дополнительные источники информации, рисунок, столбчатая диаграмма. | 17.11.2023 | ||
На почте. | Текст, таблицы, почтовый конверт, индекс, столбчатая диаграмма, таблица, нестандартная столбчатая диаграмма. | 24.11.2023 | ||
Почтовые марки. | Таблица, стоимость, круговая диаграмма, линейная диаграмма, почтовые марки, инфографика. | 01.12.2023 | ||
Аквариум и его обитатели. | Текст, нестандартная линейная диаграмма, таблица, кластер, графические объекты, линейная диаграмма. | 08.12.2023 | ||
Аквариум и его обитатели. | График температур, нестандартная таблица, текст, инфографика, таблица. | 15.12.2023 | ||
Скоро Новый год! | Таблица, линейная диаграмма, инфографика, пригласительный билет. | 22.12.2023 | ||
В книжном магазине. | Таблица, инфографика, нестандартная круговая диаграмма, стандартная круговая диаграмма, кассовый чек. | 29.12.2023 | ||
Наши увлечения. | Нестандартная диаграмма (пирамида), таблица, столбчатая диаграмма, линейная диаграмма. | 12.01.2024 | ||
Поход в кино. | Инфографика, нестандартная столбчатая диаграмма, пиктограммы. | 19.01.2024 | ||
На спортивной площадке. | Таблица, линейная диаграмма. | 26.01.2024 | ||
Наши пернатые друзья. | Сплошной текст, инфографика, таблица, карта. | 02.02.2024 | ||
На ферме. | Круговая диаграмма, таблица, нестандартная линейная диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма, инфографика (пригласительный билет). | 09.02.2024 | ||
В цирке. | Сплошной текст, столбчатая диаграмма, таблица, линейная диаграмма, инфографика - билет в цирк. | 16.02.2024 | ||
В детском парке отдыха. | Столбчатая диаграмма, таблица, инфографика, расписание. | 01.03.2024 | ||
Необычная азбука. | Текст, семафорная азбука, кодировка. | 15.03.2024 | ||
Необычная азбука. | Таблица, азбука Морзе, флажковая азбука. | 22.03.2024 | ||
На остановке и на транспорте. | Таблица, круговая диаграмма, легенда диаграммы, расписание, пиктограммы, правила поведения в общественном транспорте, инфографика. | 05.04.2024 | ||
Осторожно, ДТП! | Инфографика, линейная диаграмма, таблица, информационный объект. | 12.04.2024 | ||
Интернет. | Таблица, инфографика, нестандартная диаграмма, пиктограмма. | 19.04.2024 | ||
Берегите воду! | Инфографика, нестандартная линейная диаграмма, круговая диаграмма, таблица, информационный объект. | 26.04.2024 | ||
Экономьте электроэнергию. | Рисунки, столбчатая диаграмма, информационный объект. | 03.05.2024 | ||
Вторая жизнь бумаги. | Инфографика, таблица, нестандартная линейная диаграмма, листовка. | 17.05.2024 | ||
Едем в лагерь. | Таблица, круговая диаграмма, легенда диаграммы, инфографика, пиктограммы. | 24.05.2024 | ||
Итоговое занятие. Проверь себя. | Тест, бланк самооценки навыков работы с информацией | 28.04.2024 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/04/picture-652064-1438696907.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности "В мире прекрасного"
Программа курса внеурочной деятельности в начальных классах "В мире прекрасного" создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личнос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/02/picture-234925-1364920918.gif)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для обучающихся 2 класса разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/03/picture-934563-1499063131.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире книг".
Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "В мире книг". (1 - 4 класс)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-163442-1355846749.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире информатики"
Актуальность настоящей программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/26/picture-1092911-1611658142.jpg)
Из опыта работы "Обучение смысловому чтению учащихся начальных классов через образовательный курс внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»."
Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/26/picture-1417533-1661523341.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг»
Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. З...