Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности «В мире книг. Школа развития речи»
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности «В мире книг. Школа развития речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_shkola_razvitiya_rechi_1_klass.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА   №1015»  ЗАО  г. МОСКВЫ

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности

«В мире книг. Школа развития речи»

 1 класс                                                    

Количество часов в год – 33 (1 ч. в неделю)

Пояснительная записка

 Программа разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Язык – это средство общения людей, орудие  формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Владение словом – это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период это одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Вот почему так важно создавать условия  для речевой  деятельности детей.  Данный курс создаёт дополнительную  возможность активизировать речевую деятельность детей.

Содержание курса направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Цель занятий, проводимых по данной программе:

- способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке

-совершенствовать навыки лингвистического анализа

- повышать уровень языкового развития

- воспитывать познавательный интерес к родному языку

- решать  проблемы интеллектуального развития младших школьников            

-  содействовать развитию речи детей

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

•активизация мыслительной деятельности детей при выполнении заданий проблемно – поисковой деятельности

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности.

5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств, представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в соответствии с целями и задачами. Осознанно составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

            8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.

3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

        Проверка знаний и оценка.

               В первом классе вместо бальных отметок  используется только положительная, и не различаемая по уровням оценка.   Используется «Алгоритм самооценки»

В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:

  1. Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
  2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
  3. Задание выполнено, верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс выполнения задания)

          Результаты изучения курса.

          Обучающиеся должны иметь представление:

- о грамматических группах слов;

- о многообразии лексического значения слова

- об  использовании в речи образных выражений

- о предложении как единице речи

- о различии предложений по цели высказывания;

- о признаках текста и его оформлении;

- устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему

Календарно – тематическое планирование.

Тема занятия

Цель занятия

1

Речь.

Ознакомление  с ролью речи в жизни людей. Основные требования к речи. Развитие памяти.

2

«Тише, громче …»

Формирование навыков выразительной речи. Развитие памяти, логического мышления.

3

Слова, слова, слова…

Формирование представлений  о слове, как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. Развитие внимания, логического мышления.

4

Озорные буквы.

Формирование понятия о важности сохранения  позиции каждой буквы в слове.

5

Слова играют в прятки.

Развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову.

6

Слово и его значение.

Формирование понятия о лексическом значении слова.

7

Прямое и переносное значение слова.

Формирование понятия о прямом и переносном значении слова.

8

Многозначные слова.

Формирование понятия многозначности слова.

9

Омонимы.

Формирование первичного представления об значении в речи омонимов. Развитие логического мышления.

10

Синонимы.

Формирование первичных представлений о роли  синонимов  в речи.

11

Антонимы.

Формирование первичных представлений о роли  антонимов  в речи.

12

Тематические группы слов.

Ознакомление  тематическими группами слов.

13

Наш цветной мир.

Формирование первичного представления  об образности.

14

Что на что похоже.

Формирование первичных представлений о сравнении.

15

Голоса природы.

Развитие познавательного интереса и внимания к русскому языку. Развитие логического мышления, воображения, памяти.

16

Проверочная работа.

Самопроверка и самооценка.

17

Загадки.

Формирование умения анализировать и отгадывать загадки.

18

Культура речи. Вежливые слова.

Прививать навыки культурной и вежливой речи.

19

Пословицы.

Формирование навыков употребления в речи образных выражений.

20

Учимся рассуждать.

Формирование умения устанавливать причинно-следственную связь между предметами, явлениями, событиями.

21

Учимся рассуждать.

Формирование навыков подбора слов, наиболее точно передающих мысль. Развитие внимания, воображения, логического мышления.

22

Текст.

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). Развитие внимания, логического мышления.

23

Текст.

Закрепление пройденного. Развитие памяти, логического мышления, внимательного отношения к языку.

24

Заглавие текста.

Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. Развитие внимания и логического мышления.

25

Тема текста.

Формирование навыков определения темы  текста и составления текста на определённую тему. Развитие внимания и логического мышления.

26

Повторение пройденного.

Закрепление и повторение пройденного.

27

Опорные слова.

Формирование навыка составления текста по опорным словам. Развитие памяти, внимания и логического мышления.

28

Мы строим текст.

Формирование навыков построения связного текста. Развитие внимания и логического мышления.

29

Мы строим текст (продолжение).

Формирование навыков построения связного текста. Развитие внимания и логического мышления.

30

План текста.

Формирование навыков составления плана текста. Развитие внимания, логического мышления, памяти.

31

План текста (продолжение).

Продолжить работу  по формированию навыков составления плана текста. Развитие внимания, логического мышления, памяти.

32

Что узнали, чему научились.

Обобщение и подведение итогов изучения курса.

33*

Резервное занятие. Творческая работа.

Работа с текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для обучающихся 2 класса разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире книг".

Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "В мире книг". (1 - 4 класс)....

Образовательная программа по курсу внеурочной деятельности "В мире книг. Школа развития речи"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности, направлен, прежде всего, на развитие речи учащихся и расширение словарного запаса....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса.

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса....

Рабочая программа и КТП курса внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа и КТП курса внеурочной деятельности "В мире книг"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности В мире книг 1 класс

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг»

Курс «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. З...