Отчёт по теме самообразования Формирование умения видеть учебную проблему и решать её посредством технологии проблемного диалога у учащихся начальной школы ( средствами учебного предмета «Математика»)
методическая разработка

Сиротинская Галина Геннадьевна

Проблема: выявление наиболее эффективного подхода к формированию РУУД младших школьников.

Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования умения видеть учебную проблему и решать её посредством использования технологии проблемного диалога.

При изучении поставленной проблемы возникли следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать технологию проблемно-диалогического обучения.

2. Выявить особенности технологии создания проблемного диалога на уроке.

3. Апробировать на практике технологию проблемно-диалогического обучения:

  • провести анкетирование по выявлению школьной мотивации Н.Г. Лускановой, модифицировав его для учащихся начальной школы;
  • разработать и провести серию уроков с использованием ПДТ;
  • Разработать и внедрить дидактические материалы ( карточки, тесты, блок-схемы для групповой работы)

Гипотеза исследования: проблемный диалог становится фактором, реализующим возможности проблемного обучения, если:

- он создаётся систематически,

- учитывает индивидуальные особенности обучающихся,

- ведёт к развитию мотивации к учению и познавательных интересов младших школьников.

Трудность, с которой придётся столкнуться при создании различных видов проблемных ситуаций - это необходимость добиться того, чтобы ученики обнаружили проблему, осмыслили её и встали перед выбором необходимости её разрешения. Однако я считаю, что именно такой подход в обучении наиболее эффективен, нацелен на развитие индивидуальных особенностей учащихся, он увлекает и развивает.

Объект: деятельность учителя по формированию умения видеть учебную проблему и решать её посредством технологии проблемного диалога

Предмет: формирование  умения видеть учебную проблему и решать её  посредством ТПД

 

 

 Предполагаемые результаты:

 1. Метод будет мотивировать учеников к усвоению нового материала (постановка проблемы происходит в форме диалога и в работу включается практически весь класс)

2. Развитие речевой и личностной активности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechatnyy_variant_po_teme_samoobrazovaniya.doc222 КБ
Office presentation icon samoobrazovanie.ppt2.78 МБ

Предварительный просмотр:

         

Тема по самообразованию

«Формирование

умения видеть учебную проблему

и решать её посредством

технологии проблемного диалога

у учащихся начальной школы»

Сиротинская Галина Геннадьевна,      

             учитель начальных классов

2015-2016 уч.год

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

(Шалва Амонашвили).

Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельной деятельности  учащихся и  формирование целостной системы универсальных  учебных действий.

На мой взгляд, проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование  у них познавательных универсальных учебных действий имеет очень большое значение.

Считаю, что содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса  в условиях традиционного обучения.

        Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке. Проблемное обучение даёт возможность обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье; овладение им элементарной культурой деятельности и тем самым заложить основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию. Проблемное обучение – одно из средств повышения творческих возможностей личности.

       Актуальность   рассмотрения данной проблемы связана с тем,  что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.  

Новый стандарт говорит нам о «школьнике нового типа – внутренне свободном, умеющем творчески относиться к действительности, к другим людям, способном не только решить старую, но и сформулировать новую проблему, способном делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения».

        При обзоре литературы по теме я столкнулась с некоторыми взглядами учёных. По мнению Матюшкина А.М. в работе «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» принцип проблемности позволяет изучать явление целостно, выделять в нём существенные связи в форме законов, явлений, закономерностей, в то же время видеть динамику развития явления, формировать у учащихся диалектическое, творческое мышление. Махмутов М.И. в работе «Проблемное обучение» рассматривает специфику постановки проблемной ситуации - она должна охватывать весь круг проблем, которые будут изучаться в данной системе уроков, включать в учебный процесс субъективный опыт ученика, затрагивать его личную сферу, способствовать духовному росту и развитию личности. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Проблема: выявление наиболее эффективного подхода к формированию РУУД младших школьников.

Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования умения видеть учебную проблему и решать её посредством использования технологии проблемного диалога.

При изучении поставленной проблемы возникли следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать технологию проблемно-диалогического обучения.

2. Выявить особенности технологии создания проблемного диалога на уроке.

3. Апробировать на практике технологию проблемно-диалогического обучения:

  • провести анкетирование по выявлению школьной мотивации Н.Г. Лускановой, модифицировав его для учащихся начальной школы;
  • разработать и провести серию уроков с использованием ПДТ;
  • Разработать и внедрить дидактические материалы ( карточки, тесты, блок-схемы для групповой работы)

Гипотеза исследования: проблемный диалог становится фактором, реализующим возможности проблемного обучения, если:

- он создаётся систематически,

- учитывает индивидуальные особенности обучающихся,

- ведёт к развитию мотивации к учению и познавательных интересов младших школьников.

Трудность, с которой придётся столкнуться при создании различных видов проблемных ситуаций - это необходимость добиться того, чтобы ученики обнаружили проблему, осмыслили её и встали перед выбором необходимости её разрешения. Однако я считаю, что именно такой подход в обучении наиболее эффективен, нацелен на развитие индивидуальных особенностей учащихся, он увлекает и развивает.

Объект: деятельность учителя по формированию умения видеть учебную проблему и решать её посредством технологии проблемного диалога

Предмет: формирование  умения видеть учебную проблему и решать её  посредством ТПД

 Предполагаемые результаты:

 1. Метод будет мотивировать учеников к усвоению нового материала (постановка проблемы происходит в форме диалога и в работу включается практически весь класс)

2. Развитие речевой и личностной активности.

           В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.   

Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

       Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая развитие умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счет использования диалога - коммуникативных, за счет развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.д. - познавательных.

Методы постановки учебной

                                              проблемы.   

Учебная проблема существует в двух основных формах:

1) как тема урока;

2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

 

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации «с удивлением» и «с затруднением»;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Подводящий к теме диалог. Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но с применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Методы поиска решения

учебной проблемы

  Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.

Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое открытие:

  1. побуждающий к гипотезам диалог;
  2. подведение к знанию.

Побуждающий к гипотезам диалог

Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Подводящий к знанию диалог

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами, подводить учеников к новому знанию можно, либо так или иначе проработав звено постановки проблемы, либо пропустив его вообще.

Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы:

  1. побуждающий к гипотезам диалог;
  2. подводящий от проблемы диалог;
  3. подводящий без проблемы диалог.

Сходство методов постановки учебной проблемы заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь, творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения те мы с мотивирующим приемом незначителен.

Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

Воспроизведение знаний, решения или выполнение упражнений.

            Посредством подводящего диалога на уроках открытия нового знания я сначала помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым, вызывая у них интерес, а затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Такой подход делает процесс обучения более демократичным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, я не акцентирую на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаю следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др. Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Открытие новых знаний всегда наиболее интересный и творческий этап урока. Ученики быстрее и легче делают выводы, определяют тему урока и составляют правила правописания, если предшествующим этапом будет этап актуализации тех знаний, умений и навыков, которые будут необходимы для открытия новых знаний по теме урока. Обобщающий вопрос помогает детям сформулировать тему урока, самостоятельно вывести понятие. Благодаря зрительному восприятию детям легче было удерживать логическую цепочку знаний, которые помогли осознать создавшееся противоречие. Знакомство с правилом в учебнике, после того как оно самостоятельно составлено детьми, вызывает у учащихся, как правило, положительные эмоции, так как правило в учебнике совпадает с выводами детей. Создается ситуация успеха на уроке. Важными на этом уроке являются развивающие задачи. Учащиеся добывают знания сами, а не получают их в готовом виде.

Практическая направленность.

ПРИМЕРЫ  ЗАДАНИЙ:

А) При изучении темы «Распределительный закон умножения относительно сложения» с целью установления новой важной связи между сложением и умножением чисел предлагаю учащимся решить следующие задачи двумя способами:

Задача 1.  В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду  посажено по 5  груш  и  по 7 яблонь. Сколько  всего деревьев посажено в саду?

Решение.

1 способ.                                                        2 способ.

(7 + 5) · 10 = 120                                           7 · 10 + 5 · 10 = 120

                              Ответ: 120 деревьев.

Задача  2.  Две  автомашины  одновременно  выехали  навстречу  друг  другу  из двух пунктов. Скорость первой автомашины 80 км в час, скорость второй 60 км в  час.  Через  3  часа  автомашины  встретились.  Какое  расстояние  между пунктами, из которых выехали автомашины?

Решение.

1 способ.                                                        2 способ.

(80 + 60) · 3 = 420                                         80 ·3 + 60 · 3 = 420

                               Ответ: 420 км

Задача  3.    Найти  площадь  прямоугольного  участка,  состоящего  из  двух прямоугольных участков.

  1 способ.                        2 способ.

(7 + 2) · 5 = 45               7 · 5 + 2 · 5 = 45      Ответ: 45 м  

Организовать работу можно как в группе, в парах, так и индивидуально, все это зависит от класса.

После  решения  всех  трёх  задач  учащимся  предлагаю  самостоятельно сравнить:

а)  первые способы решения задач;

б)  вторые способы решения задач;

в)  выражения, полученные при решении все трех задач  первым  способом и вторым способом;

г) выражения, которые были получены при решении конкретной задачи (например,  задачи №1);

В  результате такого сравнения учащиеся пришли к следующим выводам:

1-й способ решения всех задач одинаков, 2-й – тоже; выражения, полученные при  решении  задач  1-м  (2-м)  способом,  отличаются  друг  от  друга  только числовыми данными.  Выражения, полученные при решении задачи №1 (№ 2, № 3)  1-м  и  2-м  способами,  отличаются  друг  от  друга  числом  арифметических действий  и  порядком  действий;  числовые  значения  выражений,  полученные при  решении  задачи  №1  (№  2,  №  3)  2-мя  способами,  одинаковы,  а,  значит, можно сделать такую запись:

(7 + 5) · 8 = 7 ·8 + 5 · 8.

(80 + 60) · 3 = 80 · 3 + 60 · 3.

(5 + 3) · 4 = 5 ·4 + 3 · 4.

Далее  предлагаю  учащимся  заменить  одинаковые  цифры  в  полученных выражениях  одинаковыми  буквами.  В  результате  получены  три  одинаковых выражения, а именно:

(а + в) · с = ас + вс.

Потом  я говорю:

-  Из  трёх  различных  числовых  выражений  получились  три  одинаковых буквенных выражения. Встречались ли вы с таким явлением?

- Встречались, - отвечают ученики, - например, при записи переместительного закона умножения.

-  И  в  этом  случае,  -  продолжаю я,  -  мы  получили  новый  закон умножения: распределительный закон умножения относительно сложения.

Ученики с моей помощью формулируют этот закон словесно и на примерах убеждаются в целесообразности усвоения и запоминания этого закона: он облегчает вычисления.

При работе над этими задачами мною был организован  подводящий  диалог.

Какие же познавательные универсальные учебные действия формируются при выполнении данного задания?  Это,  прежде всего,  анализ текстов задачи; структурирование информации в тексте задачи; определение способов решения задачи; сравнение; обобщение; перевод из одной знаковой системы в другую (из числового выражения в буквенное).

 

Б)  Возьмем другой пример. При изучении темы  «Признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2»  для решения проблемной  ситуации учащимся необходимо было выдвинуть гипотезу, проверить её и  сформулировать выводы.

На доске записаны числа: 1 289 565, 246 560, 24, 188 536, 1873.  Предлагаю  учащимся,  не производя деления,  из предложенных чисел, найти те, которые делятся на 10, на 5 и на 2.

Затем  предлагаю самостоятельно написать несколько многозначных чисел, делимость которых на 10, на 5 и на 2 они могут предугадать.

После того как, учащиеся выполнят эту работу, я предлагаю им попытаться найти признаки делимости чисел на 10, на 5 и на 2.

После того как учащиеся попытаются сформулировать признаки, предлагаю им высказать своё мнение: стоит ли этим заниматься? Не проще ли разделить?

После высказывания предположений ученики проверяют их непосредственным делением. Затем организуется сопоставление с учебником, и формулируются окончательные выводы, которые записываются в форме таблицы:

Признаки делимости натуральных чисел

Если оканчиваются

На 10

На 5

На 2

0

0 или 5

0; 2; 4;5; 6 ;8

При работе над этими задачами мною был организован  побуждающий диалог.

Какие же познавательные универсальные учебные действия формируются при выполнении данного задания?  Это,  прежде всего,  анализ предложенной информации; выдвижение гипотезы, доказательство гипотезы; структурирование информации; поиск информации в учебнике (справочниках).

Проблемный характер изложения учебного материала, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся, даёт им возможность переживать радость самостоятельных открытий, формирует универсальные учебные действия.

В)                                       Побуждающий диалог.

1.Теме: «Умножение двузначного числа на однозначное» подвела класс к постановке проблемы через задания устного счёта. Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений: 4х6, 20х3, 9х8, 10х6 и т. д. Последним был о выражение 14х6, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.

Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата?

Дети. – Мы такие ещё не решали.

Учитель. – В чём затруднение?

Дети. – Не умеем умножать двузначное число на однозначное.

Учитель. – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?

Дети. – Научиться умножать двузначное число на однозначное.

Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «с затруднением».

Далее приступаем к поиску решения. Дети работают в группах. Каждая группа получает карточку с выражением 14х6 и пытается выдвинуть свою гипотезу решения. По окончании работы начинается фронтальная дискуссия. Представители групп озвучивают свой вариант решения. Принимаю каждую гипотезу, даже ошибочную. Карточки помещаю на доску. Начинаю подводящий диалог, который помогает выбрать верный вариант решения.

Учитель: – Какой вариант решения наиболее удобный? (Сравнивают).

Дети: – Тот, который основан на знании таблицы умножения. (Были и другие варианты).

Учитель: – Какие выражения, встретившиеся в устном счёте, помогли бы найти значение выражения 14х6?

Дети: – 10х6=60 и 4х6=24. 60+24=84

Опираясь на свои наблюдения и в результате диалога, составляем алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Ученики работают в парах. У каждой пары набор карточек, которые необходимо разложить в нужном порядке, чтобы вывести алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. В результате очередной дискуссии выводим алгоритм, который фиксируется на доске.

1. Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых. (10+4)

2. Записываю новое выражение. (10+4)х6

3. Умножаю десятки на число. 10х6

4. Умножаю единицы на число. 4х6

5. Складываю произведения. 10х6+4х6

6. Нахожу результат. 60+24=84

Новое открыто!

Затем подвожу к реализации знания. Предлагаю учащимся сформулировать вопросы по изученному материалу и задать их друг другу. При помощи диалога анализируем вопросы и ответы. Затем дети сами придумывают выражения нового вида и делают вычисления, пользуясь алгоритмом.

2.Проблемная ситуация, содержащая противоречие,  которое вызовет у детей удивление. (противоречие между двумя фактами,столкновение мнений)

Тема: «Задачи на проценты»

Учитель: Предположим, что сначала цена товара была равна А. Затем цена повысилась на 10%, а в новом году снизилась на 10%. Изменилась ли первоначальная цена на товар? (Вопрос на ошибку!)

Ученики: Цена товара не изменилась. (Житейское представление

Учитель: Давайте посчитаем. Цена товара была 100 рублей. После повышения на 10% цена стала 110рублей. А после понижения на 10% стала 99 рублей. (Предъявление научного факта)

Ученики: Испытывают удивление. (Возникновение проблемной ситуации)

Учитель: Итак, что вы сказали сначала? А что оказывается на самом деле?

Ученики:- Что цена не изменится. А цена уменьшилась. (Осознание противоречия)

Учитель: Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы)

Ученики: Задачи на проценты. (Учебная проблема как тема урока)

3.Проблемная ситуация, содержащая противоречие, которое вызовет у детей затруднение (задание, не сходное с предыдущим)

Тема: «Умножение на двузначное число»

- Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56см и 21см. (Практическое задание, не сходное с предыдущим)

Дети испытывают затруднение. (Возникновение проблемной ситуации)

- Вы смогли выполнить задание? (Нет, не смогли)

- В чём затруднение? Чем это задание не похоже не предыдущие? - Побуждение к осознанию противоречия.

(Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров ещё не решали - Осознание противоречия)

- Какова сегодня тема урока? - Побуждение к формулированию проблемы

(Умножение на двузначное число - Учебная проблема как тема урока)

4.Поиск решения через выдвижение версий, гипотез (побуждающий диалог).

Тема: «Умножение на двузначное число»

- Сейчас вы разобьётесь на группы и будете решать пример 56*21=?

( Разбиваются на группы, начинают работу)

- Какие есть гипотезы? С чего можно начать? (Побуждение к выдвижению гипотез)

- Воспользуйтесь распределительным свойством (Подсказка к решающей гипотезе)             50*20+6*1=1006  (Гипотеза 1)

                             56*20+56*1=1176 (Гипотеза 2)

- Как можно проверить, какой из способов верный? (Побуждение к практической проверке)

- Можно проверить на калькуляторе (План проверки)

- Может быть, воспользуемся каким-то прибором? (Подсказка к плану проверки)

- Что у вас получилось? ( 1176. Формулируют правило умножения на двузначное число (Открытие нового знания)

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике.

   Г)   Подводящий диалог на основе актуализации имеющихся у детей знаний. 

Тема   урока: «Сравнение долей»

Цель:  сравнивать дроби с разными знаменателями

Работа в парах

Сравните  дроби:

5/9 * 8/9     11/23* 6/23    4/13* 9/13   3/4* 3/8

(после выполнения работы учитель организует выступление пар)

Учитель: Какие дроби смогли сравнить? Как это сделали?

- Почему не смогли сравнить последнюю пару?

- Какова тема урока?

- Поставим цели урока ( на карточке УЗНАТЬ,  РАЗВИВАТЬ, ВОСПИТЫВАТЬ)        

(Учитель организует подводящий диалог)

У: Какую часть полосок закрасили?

- Запишите дроби, назовите числитель и знаменатель каждой из них.

- Что общего у этих дробей?

- Чем они отличаются?

Длина каждой полоски 16 см. Найдите длину ¼, 1/8 полоски.

- Какая из этих долей больше? меньше?

- Как сравнить доли с разными знаменателями?

-Найдём длину3/4, 3/8 полоски.

16:4*3= 12см

16:8*3= 6см

-Какая из этих частей больше?

-Значит, какая дробь больше? меньше?

-Как думаете, можно ли сравнить эти дроби, не вычисляя?

-Сформулируйте правило сравнения дробей с разными знаменателями

- Сравним с правилом в учебнике

Д)                               Мотивирующий  приём «актуализация»

Тема: «Проценты»

 – Сегодня на уроке мы начинаем новую тему, а какую вы легко догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Вы приходите в магазин и видите объявление: «В дневные часы у нас скидка 10 …». Чего? Верно, процентов. Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,5…». По телевизору идёт реклама, и вы слышите: «В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13…». Как видите, термин «процент» прочно вошёл в нашу жизнь. Это и есть тема нашего урока

               Итак, на уроках математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?»  При отсутствии знаний по новой теме это задание, как правило, вызывает разброс мнений учеников. В какой бы форме не создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания, полученные результаты я озвучиваю. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением. Далее организую с классом побуждающий диалог.

 Так же уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске, этап постановки проблемы завершается.

          Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных детей, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.

Данная технология делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

    Проблемно-диалогические методы хорошо взаимодействуют с различным   формами обучения: групповой, парной, фронтальной  

Например, проблемная ситуация с разбросом мнений легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением во фронтальной работе с классом.

         На этапе совместного «открытия» знаний можно организовать групповую работу учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе – одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы.

         Средствами обучения здесь могут служить: опорные сигналы, учебник и ТСО.

        Преимущества ТПД : повышается интерес учащихся к учёбе; обеспечивается развивающий эффект; создаётся атмосфера сотрудничества;  происходит развитие речи, логического мышления; вырабатывается активная позиция детей.

     Доказательством тому служат исследования, проведённые в классе.    Чтобы отследить формирование ключевых компетенций провела анкетирование по выявлению школьной мотивации Н.Г. Лускановой, модифицированная мною для учащихся начальной школы. Она определила уровень школьной мотивации учащихся. При помощи данной диагностики выясняется эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям до активного использования проблемных ситуаций (анкетирование проводила в начале третьего класса и во второй половине учебного года). Здесь можно увидеть, какие изменения произошли по тем же вопросам и характер этих изменений. 

№ п/п

Вопрос

Начало года (сентябрь)

Конец года (март)

1.

Нравится ли тебе учиться в школе?

а) да

10 чел.

 11 чел.

б) не всегда

 1 чел.

1 чел.

в) нет

1 чел

г) не знаю

2.

Трудно ли тебе дается учеба?

а) да

 4 чел.

    3 чел.

б) не всегда

 3 чел.

    4 чел.

в) нет

 5 чел.

    5 чел.

г) не знаю

3.

Возникают ли у тебя трудности усвоении нового материала?

 а) да

   4 чел.

   3 чел.

б) не всегда

   4 чел.

   3  чел.

в) нет

   4 чел.

   6 чел.

г) не знаю                                              

   

4.

Если трудности возникали, то какие они? (возможен выбор нескольких вариантов)

▪ трудно сразу понять новую тему

  4 чел.

 3  чел.

▪трудно самостоятельно выполнять задания по новой теме

  4 чел.

 2 чел.

▪ в новых темах всегда сложные задания

 2 чел.

  1  чел.

▪ неинтересно изучать новый материал

▪ я боюсь трудностей на уроках

2  чел.

1 чел.

5.

Нравится ли тебе преодолевать трудности, искать пути решения сложных задач?

а) да

 5 чел.

   7 чел.

б) иногда

 3 чел

   4 чел.

в) нет

 3  чел.

   1 чел

г) не знаю

 1 чел.

6.

Как ты относишься к новым сложным заданиям?

▪ мне интересно

 7  чел.

 8 чел.

▪ я их боюсь

 3 чел.

2 чел.

▪ с неохотой выполняю их

2 чел.

2 чел

▪ мне требуется помощь в их выполнении

 6 чел.

  6  чел.

7.

Изменилось ли твое отношение к изучению новых тем?

а) да

  8 чел.

б) немного изменилось

  4 чел.

в) нет

г) не знаю

8.

Если изменилось, то как?

▪ стало интереснее изучать новые темы

 9 чел.

▪ стало сложнее изучать новые темы

3 чел.

▪ стало интереснее учиться

▪ захотелось узнать много нового

 11 чел.

▪ исчез интерес к учебе

▪захотелось преодолевать трудности на уроках

 7 чел.

▪захотелось самостоятельно искать пути решения трудных заданий

 8 чел.

▪ я перестал бояться трудностей на уроках

 1  чел.

9.

Как ты теперь относишься к новым сложным заданиям?

▪ мне стало интересно их разбирать

  7 чел.

▪ мне не хочется их выполнять

 1 чел.

▪ мне хочется искать пути решения

  5 чел.

▪ мне хочется самостоятельно искать пути решения заданий

  7 чел.

▪ мне нравится искать разные способы решения заданий

  6  чел.

       Вывод: Анкетирование помогло более точно отследить изменения, произошедшие в эмоциональной и познавательной сфере учеников, а также характер этих изменений. В начале эксперимента выяснилось, что большинству детей нравится учиться в школе, но многие из них испытывают трудности в обучении, в основном это трудности, связанные с усвоением нового материала, с невозможностью самостоятельного выполнения сложных заданий.  В этом случае необходима помощь. При этом детям нравится преодолевать трудности и хочется самостоятельно искать пути решения задач. Анализ анкет второго этапа показал, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий

Личность Методика Р.С.Немова «Какой Я?»

 Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнком наличия у него некоторых качеств личности.

                                                               Вывод: при изучении таких качеств

                                                             личности, как любознательность, прилежание,

                                                               ответственность, культура поведения можно                                        

                                                              проследить, как идёт формирование

                                                             ценностно-смысловой, социально-трудовой,                    

                                                              общекультурной, компетенции личностного

                                                              самосовершенствования.

     Вывод:     

Из проведённых исследований видно, что проблемный диалог стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Он активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление и особенно речь. Проблемный диалог воспитывает активную личность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость и решительность. Таким образом, проблемный диалог сначала накрывает ученика волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний

Почему же проблемный диалог даёт более прочные знания?

1. Постановка проблемы происходит в форме диалога и в работу включается практически весь класс, отсюда следует, что этот метод мотивирует учеников к усвоению нового материала.

2. Диалогический поиск решения обеспечивает понимание нового знания каждым учеником.

           Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым, вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования города Москвы Северное Окружное Управление Образования Частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Первая Школа»

Слайд 2

Учитель начальных классов Сиротинская Галина Геннадьевна Отчёт по теме самообразования Формирование умения видеть учебную проблему и решать её посредством технологии проблемного диалога у учащихся начальной школы ( средствами учебного предмета «Математика»)

Слайд 3

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.

Слайд 4

Проблема: выявление наиболее эффективного подхода к формированию РУУД младших школьников.

Слайд 5

Цель педагогической деятельности : создание условий для формирования умения видеть учебную проблему и решать её посредством использования технологии проблемного диалога

Слайд 6

Задачи Изучить и проанализировать технологию проблемно-диалогического обучения. 2. Выявить особенности технологии создания проблемного диалога на уроке. 3. Апробировать на практике технологии деятельностного типа: - провести анкетирование по выявлению школьной мотивации Н.Г. Лускановой, модифицировав его для учащихся начальной школы; - разработать и провести серию уроков с использованием ТДТ; - разработать и внедрить дидактические материалы ( карточки, тесты, блок-схемы для групповой работы)

Слайд 7

Гипотеза: проблемный диалог становится фактором, реализующим возможности проблемного обучения, если: - он создаётся систематически, - учитывает индивидуальные особенности обучающихся, ведёт к развитию мотивации к учению и познавательных интересов младших школьников. Объект: деятельность учителя по формированию умения видеть учебную проблему и решать её посредством технологии проблемного диалога Предмет: формирование умения видеть учебную проблему и решать её посредством ТПД

Слайд 8

Предполагаемые результаты: 1. Технология будет мотивировать учеников к усвоению нового материала (постановка проблемы происходит в форме диалога и в работу включается практически весь класс) 2. Развитие речевой и личностной активности.

Слайд 9

Образовательные технологии ОС «Школа 2100» «Ставьте ребёнку вопросы, доступные его пониманию и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял», - французский философ Ж.Ж.Руссо

Слайд 10

Технология проблемного диалога Постановка учебной проблемы Поиск её решения это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования этап формулирования нового знания

Слайд 11

Регулятивные УУД От осознания цели через планирование действий к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке к проведению коррекции

Слайд 12

Технология проблемного диалога

Слайд 13

Методы постановки учебной проблемы Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Слайд 14

Этап постановки проблемы Цели: - обеспечить мотивацию деятельности - привлечь внимание учеников - стать единомышленниками - создать интригу урока, его зачин

Слайд 15

Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление + Максимально близок к жизненным ситуациям - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведет к нужному результату коротким путем - Меньше творчества Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: Побуждающий диалог Подводящий диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом. Сообщение темы с мотивирующим приемом (приём «яркое пятно» приём «актуальность»)

Слайд 16

Как поставить учебную проблему? 1 способ – Побуждающий диалог Приемы создания проблемной ситуации: 1. Столкновение мнений учеников (задание можно выполнить по-разному) 2. Задание на новый материал (включив его в состав ранее изученного) Побуждение к формулированию проблемы: Какой вопрос возникает? (Сформулируйте проблемный вопрос) Какой будет тема урока? Побуждение к осознанию противоречия: - Как вы выполнили задание? - Почему так получилось? - Чего ещё не знаем? - Какое противоречие заметили? - В чем затруднение? - Что вас удивило?

Слайд 17

Предположим, что сначала цена товара была равна А. Затем цена повысилась на 10%, а в новом году снизилась на 10%. Изменилась ли первоначальная цена на товар? Проблемная ситуация, содержащая противоречие, которое вызовет у детей удивление. (противоречие между двумя фактами, столкновение мнений) Тема урока: «Задачи на проценты» 100% 110% 99% Тема: «Умножение на однозначное число или двузначное число» 14 ∙ 6 56 ∙ 21 50 ∙ 20 + 6 ∙ 1 = 1006 56 ∙ 20 + 56 ∙ 1 = 1176

Слайд 18

Ситуации на уроке при побуждающем диалоге: Ситуация успеха (эмоциональное удовлетворение) Ситуация «интеллектуального разрыва» (эмоциональное переживание всеобщего неуспеха) Формулирование учебной задачи вместе с учителем (признание дефицита своих способностей)

Слайд 19

Как поставить учебную проблему? 2 способ – Подводящий диалог Прочитай (прослушай, отгадай, запиши) Проанализируй (найди, определи, подчеркни, выдели, обозначь ) Сравни ( сопоставь, найди отличие ) Сделай вывод о теме, проблеме урока

Слайд 20

5/9 * 8/9 11/23* 6/23 4/13* 9/13 3/4* 3/8 Тема урока: «Сравнение долей»

Слайд 21

Как поставить учебную проблему? 3 способ – Мотивирующий приём Приемы Яркое пятно Актуальность Разновидности Фрагменты из художественной литературы, сказки, притчи Случаи из жизни Что-то необычное: загадки, шутки, кроссворды, парадоксы Зачем это нужно знать? Почему это важно? Какую роль играет в нашей жизни?

Слайд 22

– Сегодня на уроке мы начинаем новую тему, а какую вы легко догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Вы приходите в магазин и видите объявление: «В дневные часы у нас скидка 10 …». Чего? Верно, процентов. Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,5…». По телевизору идёт реклама, и вы слышите: «В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13…». Как видите, термин «процент» прочно вошёл в нашу жизнь. Это и есть тема нашего урока Тема урока: « Проценты»

Слайд 23

Преимущества ТПД повышается интерес учащихся к учёбе; обеспечивается развивающий эффект; создаётся атмосфера сотрудничества; происходит развитие речи, логического мышления; вырабатывается активная позиция детей.

Слайд 24

Анкетирование по выявлению школьной мотивации Н.Г. Лускановой № п/п Вопрос Начало года (сентябрь) Конец года (март) 1. Нравится ли тебе учиться в школе? а) да 10 чел. 11 чел. б) не всегда 1 чел. 1 чел. в) нет 1 чел г) не знаю 2. Трудно ли тебе дается учеба? а) да 4 чел. 3 чел. б) не всегда 3 чел. 4 чел. в) нет 5 чел. 5 чел. г) не знаю 3. Возникают ли у тебя трудности усвоении нового материала? а) да 4 чел. 3 чел. б) не всегда 4 чел. 3 чел. в) нет 4 чел. 6 чел. г) не знаю

Слайд 25

4. Если трудности возникали, то какие они? (возможен выбор нескольких вариантов) ▪ трудно сразу понять новую тему 4 чел. 3 чел. ▪ трудно самостоятельно выполнять задания по новой теме 4 чел. 2 чел. ▪ в новых темах всегда сложные задания 2 чел. 1 чел. ▪ неинтересно изучать новый материал ▪ я боюсь трудностей на уроках 2 чел. 1 чел. 5. Нравится ли тебе преодолевать трудности, искать пути решения сложных задач? а) да 5 чел. 7 чел. б) иногда 3 чел 4 чел. в) нет 3 чел. 1 чел г) не знаю 1 чел. 6. Как ты относишься к новым сложным заданиям? ▪ мне интересно 7 чел. 8 чел. ▪ я их боюсь 3 чел. 2 чел. ▪ с неохотой выполняю их 2 чел. 2 чел ▪ мне требуется помощь в их выполнении 6 чел. 6 чел.

Слайд 26

7 Изменилось ли твое отношение к изучению новых тем? а) да 8 чел. б) немного изменилось 4 чел. в) нет г) не знаю 8. Если изменилось, то как? ▪ стало интереснее изучать новые темы 9 чел. ▪ стало сложнее изучать новые темы 3 чел. ▪ стало интереснее учиться ▪ захотелось узнать много нового 11 чел. ▪ исчез интерес к учебе ▪ захотелось преодолевать трудности на уроках 7 чел. ▪ захотелось самостоятельно искать пути решения трудных заданий 8 чел. ▪ я перестал бояться трудностей на уроках 1 чел. 9. Как ты теперь относишься к новым сложным заданиям? ▪ мне стало интересно их разбирать 7 чел. ▪ мне не хочется их выполнять 1 чел. ▪ мне хочется искать пути решения 5 чел. ▪ мне хочется самостоятельно искать пути решения заданий 7 чел. ▪ мне нравится искать разные способы решения заданий 6 чел.

Слайд 27

Изучение личности учащихся Методика Р.С.Немова «Какой Я?»

Слайд 28

Выводы: проблемный диалог стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Он активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление и особенно речь. воспитывает активную личность, так как для диалога с одноклассником или учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Таким образом, проблемный диалог сначала накрывает ученика волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний.

Слайд 29

Источники: 1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя - М., 2008. 2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М, 1985. 3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1990. 4. Мельникова Е.Л. Проблемно_диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286. 5. Кокарева З.А. Постановка целей и задач с позиции педагогической технологии. //Источник. – 2002 – №3. http://standart.edu.ru/ h ttp://pedsovet.su/ http://wiki.iot.ru/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования: «Формирование нравственных качеств личности учащихся через решение текстовых задач»

Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства...

Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебны...

Презентация "Различные виды учета личных достижений учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности"

Презентация" Различные виды учета личных достижений учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности"...

"Различные виды учета личных достижений учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности"

Выступление на МО "Различные виды учеты достижений учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности"...

Формирование ключевых компетенций младших школьников посредством технологии проблемного диалога

Данная презентация была использована для сообщения на методическом объединении учителей начальных классов...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....