Отчёт по теме самообразования "Формирование акцентологических норм у младших школьников на уроках русского языка".
статья по русскому языку

корешкова юлия юрьевна

Отчёт

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Отчёт по теме самообразования Корешковой Ю.Ю.

 Тема моего самообразования «Формирование акцентологических норм у младших школьников на уроках русского языка». Меня заинтересовала эта тема, т.к   современная языковая ситуация  переживает сложный этап своего развития.

  Постановка неправильного ударения в словах является одной из самых распространенных ошибок.

 В ФГОС начального общего образования, особо подчеркивается  необходимость  формирования у младших школьников первоначальных  представлений о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических); формирования позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.

 Появление в речи учащихся акцентологических ошибок связано с рядом причин, одной из которых является влияние внелитературного просторечия окружающих. Особенно сложно обстоит дело с сельской школой, где учащиеся ограничены в  широком общении, далеки от очагов культуры, слышат, в основном, неграмотную речь односельчан. Исходя из этого, можно предположить, что знание определенных акцентологических норм и развитие способности следовать этим нормам, должно привести к уменьшению числа акцентологических ошибок в речи учащихся.

Я считаю, что процесс овладения акцентологическими умениями младшими  школьниками будет успешным при соблюдении ряда условий:

- если используются разнообразные методы и приемы обучения;

- если подобраны специальные   акцентологические упражнения;  

 - если учащиеся поймут важность овладения акцентологическими нормами.

- если работа будет систематической.

На уроках русского языка я использую упражнения как практического характера, которые способствуют совершенствованию и закреплению орфоэпических навыков и умений, так и аналитического характера, направленные на выявление и анализ собственных орфоэпических ошибок, а так же на развитие речевого слуха, самостоятельности учащихся в правильном решении вопросов произношения, ударения, интонации.

Упражнения провожу планомерно, систематически, параллельно с изучаемыми разделами и темами курса русского языка.

Обращаю внимание учащихся на орфоэпический словарь.  Знакомлю их:

1)  со структурой словаря (слова даются в алфавитном порядке );

2)  с произносительными пометами;

3)  подачей частей речи.

Работа с орфоэпическим словарём является основой для формирования орфоэпических знаний, умений и навыков учащихся.

Ввожу разнообразные упражнения, способствующие формированию орфоэпических умений и навыков.

 Следующую типологию упражнений:

1. Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм произношения.

1) Задание. Прочитать вслух данные слова, делая акцент на мягкости-твёрдости согласных, глухости-звонкости:

Дуб, мода, гриб, нюня, жёлудь, подлиза, грипп.                

             2) Задание. Произнесите слова: (I) с твёрдым согласным перед [э]; с (II) с мягким согласным перед [э].

I.  Интервью, метрополитен, модель, пюре, теннис, термос, энергия.

II.  Академия, девиз, крейсер, музей, пресса, текст.

После ознакомления школьников с теоретическими сведениями о нормах произношения я предлагаю упражнения на закрепление и расширение этих сведений.

3). Задание. Прочитайте текст. Какова основная мысль автора? Какие явления в области произношения могут войти в состав нормы? Приведите примеры, доказывающие сосуществование в пределах нормы вариантов произношения.

2. Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм ударения.

1). Задание. Расставьте ударения в данных словах, пользуясь, при необходимости, словарями-справочниками.

Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод, хвоя, кулинария, ходатайство, изобретение, документ, премировать, звонит, силос, средства, начать, углубить, алфавит, километр, крапива, магазин, процент, случай, хозяева, щавель, приговор, дефис, петля, творог, мышление, компас, рапорт, металлургия, добыча, музыка, арбуз, цыган, ржаветь, молодежь, ненависть, ремень, цемент, шофер, ходатайствовать.

2)  Задание. Данные   глаголы   поставить   в   прошедшем   времени, изменить по лицам. Объяснить, почему изменяется место ударения.

Начать, передать, призвать, попить, поднять, принять.

3)  Задание. Выписать слова с правильным ударением. При необходимости пользоваться орфоэпическим словарём.

Грубы - грубы, густо - густо; (лента) дорога - дорога; (идут) дружно - дружно; (ребята) дружны - дружны; (трава) зелена - зелена; (горница) светла - светла; (собака) сыта - сыта.

3. Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков.

1). Задание. Произнесите приведённые ниже фразы с выражением восторга, радости, огорчения, обиды, недоумения.

Снег пошёл. Солнца не видно. Все ушли. Меня выбрали. Голубое небо. Умеешь делать.

В целях предупреждения и исправления орфоэпических ошибок я предлагаю ряд упражнений аналитического характера:

1. Упражнения, направленные на предупреждение и исправление орфоэпических ошибок.

1). Задание.

а) Произнесите несколько раз подряд сочетания: расскажите про оазис, за аэродромом лес так, чтобы все гласные слышались отчетливо.

б) Прочитайте отчетливо следующие строчки с повторяющимися звуками, например:

Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А. С. Пушкин)

Произвести орфоэпический разбор выделенных слов.

в) Чётко по слогам произнесите слова коридор, электрификация, лаборатория (и подобные). Произнесите те же слова в быстром темпе, повторив несколько раз. Составьте с каждым из них предложение и произнесите его сначала в медленном, а затем в более быстром темпе.

2. Упражнения, направленные на предупреждение ошибок в области ударения.

  • отбивание ногой или простукивание рукой ударяемых слогов;
  • искусственное изменение ударения в слове, перенесение его с одного слога на другой (комната, комната, комната), что помогает детям лучше осознать, какой слог в данном случае действительно является ударным;
  • сопоставление омографов типа: кружки - кружки, пропасть - пропасть;
  • скандирование стихов с отстукиванием ударных слогов.  

Задание. Разгадайте загадки. Какую роль играет в словах ударение?

1.  Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.    (ирис)

2.  Я – сборник карт;

От ударения зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.  

(атлас)

3. Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков.

Предложенная типология заданий и  ее систематическое использование  существенно повышает уровень коммуникативной культры.

 Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагаю подобрать рифмующееся слово к предложенному. Наиболее созвучные пары слов записываем на доске, после этого дети работают в группах по составлению рифмующихся строчек. Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.

Разучиваем рифмовки, повторяем хором  во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.  

Орфоэпические минутки . Во время орфоэпических минуток на уроке с учащимися провожу различные игры и упражнения, направленные на закрепление полученных знаний и навыков.

Игра «Переведи слово». Незаметно от класса несколько человек получают задание изобразить какое-либо слово из карты. Задача остальных — расшифровать пластический образ, сделать его «перевод» на русский язык, правильно произнести слово.

Игра «Озвучь слово». Учитель предлагает детям карточки с разными словами, которые нужно правильно произнести.

Игра «Придумай историю». Устно по одному или в живой цепочке, составляя по предложению, в котором должно воспроизводиться то или иное слово из карты, школьники составляют небольшой законченный текст на определенную тему.

Считаю, что данные упражнения и средства при систематическом использовании на уроках русского языка повышают уровень усвоения орфоэпических норм. Учащиеся стали задумываться над своей речью и речью окружающих. Стараются говорить правильно.

Работая над данной темой по самообразованию, я имею персональную страницу на сайтах «Про школу», «Продлёнка», « Инфоурок». В результате расширился  круг моего профессионального общения, моя методическая копилка  пополнилась материалами учителей, размещенными в данных сообществах.  Моя  работа над темой  самообразования продолжается.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка

курсовая работа на соискание высшей категории "Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка" (в рамках системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)  с презентацией....

«Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка».

Актуальность. Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших...

Статья "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"

Статья на тему "Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка"...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка....