Главные вкладки

    Статья по русскому языку (1 класс) на тему:
    Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.

    Пономарева Оксана Валерьевна
    Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: 
    Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа выполнена учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы

    Пономаревой Оксаной Валерьевной, II квалификационная категория

    Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования:

    Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.

    Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей.

    В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность.

    Ребёнок в школе, помимо прочего учится излагать свои мысли, а не просто повторять вычитанные из книги слова – значит, он учится мыслить, и мыслить в речевой форме. В результате идёт одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребёнка.

    Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызывать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Младшие школьники, старшеклассники,  а в последствие и студенты не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Основная причина заключается в том, что практика обучения в школе, в частности на первой ступени обучения не учитывает специфику функционирования и развития письменной речи и не задаёт её как умение строить семантически самостоятельные высказывания.

    В целом для изучения в начальном звене выделено три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение ( на уровне ознакомления), а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых появляются лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц.

    В своей работе использую упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений младших школьников. (Приложение 1, задания для детей 1-5).

     Для формирования правильной речи использую:

    • Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках (Лучше нас лесных… (ежей) нет на свете… сторожей);
    • Согласование существительных и местоимений - «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга);
    • Употребление прилагательных «Из чего предмет?» (деревянный карандаш),

    Уточнение словарного запаса возможно через:

    • Беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ними);
    • Беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному селу…;
    • Формирование значения слова.

    Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонемии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем. (Приложение 1, задания для детей 6-11).

    Огромное значение имеет подбор материала и работа над предложением на уроках русского языка, развивающих коммуникативные навыки.

    В подборе материала я выделяю следующее:

    • Содержание всех упражнений на уроке подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам;
    • Обязательное введение новых слов (минимум – 1, максимум – 7),  так как ученику прежде всего не хватает речевого арсенала  для выражения понятий, мыслей, чувств;
    • Введение в урок крылатых слов, пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.

    Упражнять детей в произвольном перемещении  внутри предложения можно, предлагая различные коммуникативные установки, под которыми подразумевается стремление выделить тот аспект содержания, который является важным для данной речевой ситуации.

    Например:

    составь предложение из слов: шкатулка, на, мы, чердак, деревянный, найти. Расставь их в таком порядке, чтобы было понятно:

    • Что нашли на чердаке?
    • Где нашли деревянную шкатулку?
    • Что сделали с деревянной шкатулкой на чердаке?

    В работе над предложением я выделяю следующее:

    • Распространение;
    • Дополнение неоконченных предложений;
    • Изменение порядка слов;
    • Восстановление деформированного текста;
    • Составление предложения по образцу;
    • Увеличение количества слов предложения и усложнение содержания достигается перечислением предметов, т.е установление причинно-следственных связей.

    Напомню! Главное требование к речи: содержательность, логичность, ясность, точность.

    Приложение .

    ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    • Какой новый звук появился? Назови звук, который изменил слово.

    СЫЧ – СЫР – СЫТ – СЫН – САН – СОН – СОР – СОМ – СОК – СУК – СУП – СУД – САД – САМ

    • Замени первый звук в слове на звук [Х]. Прочитай новые слова.

    САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, ГРИБ, СВАЛИТЬ.

    • Я вставлю в середину слова «МАКИ» звук  [Й], и оно превратится в слово «МАЙКИ». А теперь вы с помощью звука [Й] совершите эти превращения.

    МАКИ, РЕКИ,ЛАКИ, СОКИ, СТРОКИ, БАКИ.

    • «Распутайте» слова.

    БОСАКА, ПОСАГИ, ЛЕКОСО

    КАСЫНКА, МОСАВАР,МОСАЛЕТ.

     5. «Договори слово».

    СИ…(РЕНЬ), СИ…(ТО), СИ…(НИЦА), СИ…(НИЙ), СИ…(РОП).

    6. Назови действия (перекидывая мяч):

    МЕТЕЛЬ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – МЕТЁТ,

    ГРОМ - …, ВЕТЕР - …, СНЕГ - …, СОЛНЦЕ - …, ЛИВЕНЬ - ….

    Назови другой предмет с тем же признаком:

    МЕЛ БЕЛЫЙ (И СНЕГ БЕЛЫЙ), ПОЯС УЗКИЙ (И ЛЕНТА УЗКАЯ), ДЫНЯ ЖЁЛТАЯ (И ТЫКВА ЖЁЛТАЯ).

    7. Укажи четвёртое «лишнее» слово. Обоснуй свой ответ.

    • ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ;
    • ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ЛТВАЖНЫЙ;
    • СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ.

    8. Укажи в словосочетаниях близкие по значению слова:

    • СВЕЖАЯ ПИЩА, ЗАПАС КОРМА, ВКУСНАЯ ЕДА;
    • ЦЕННЫЙ ГРУЗ, ТЯЖЁЛАЯ НОША, РУЧНАЯ ГЛАДЬ, ГРОМОЗДКИЙ БАГАЖ.

    9. Объясни, какое слово употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи. Укажи слова, имеющие неодобрительный оттенок.

    • ПРИЕХАЛ, ПРИБЫЛ, ПРИКАТИЛ;
    • ПРИШЁЛ, ПОЖАЛОВАЛ, ЗАЯВИЛСЯ;
    • БРОСИЛСЯ, РИНУЛСЯ, НАКИНУЛСЯ;

    10. Вставь в пословицы пропущенные слова: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ.

    • …ПЕНЁК ОПРОКИННЕТ… ВОЗ….
    • …   ДЕЛО ЛУЧШЕ … БЕЗДЕЛИЯ.

    11. Укажи оба значения каждого слова: Образец: шашки – игра, шашки – оружие.

    • КОЛОННА;
    • ОБСЯНКА;
    • КОШКИ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

    В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность....

    Выступление учителя начальных классов по теме: «Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»

    «Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»...

    Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

    Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования:  Развитие логического мышления  на уроках математики  у младших школьников...

    Презентация к выступлению на МО учителей начальных классов по теме "Современный урок"

    Презентация к выступлению на МО учителей начальных классов по теме "Современный урок"...

    Выступление на МО учителей начальных классов по теме:«Методика Д. Дейвиса по устранению дислексии».

    Суть методики: помочь ребенку освоить механизм "выключения" дезориентации с помощью установления так называемой "точки ориентации", из которой с помощью богатого воображения можно увидеть окружаю...

    Выступление на МО учителей начальных классов по вопросу: «Система упражнений для профилактики и диагностики ошибок на письме»

    Выступление  на  МО  учителей начальных  классов  по вопросу:   «Система  упражнений  для  профилактики и  диагностики  ошибок на  пись...