Выступление на МО учителей начальных классов по теме: "Портфолио, как средство развития УУД младших школьников"
статья на тему

Пчельникова Елена Владимировна

Статья знакомит с основными этапами работы с портфолио ученика начальной школы, направленных на формирование УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_portfolio.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио, как средство развития УУД младших школьников

                                                                                Пчельникова Е.В

                                          учитель начальных классов

                                                                                МБОУ СШ №41

                                                                                города Липецка

Технология «Портфолио» – это целенаправленный продукт и коллекция работ обучающихся, демонстрирующая их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности.           (Моисеева Г.Ю.).

В соответствии с требованиями ФГОС НОО система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Один из основных показателей в оценке освоения младшими школьниками ООП –показатель динамики их образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебной деятельности, работы учителя или образовательной организации, системы  образования в целом.

        Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие:

педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием;

психологическую,связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений обучающегося.

   Портфолио - является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

 

        Таким образом, портфолио (портфель достижений) представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно­оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

Портфолио как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

            Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая  культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Эффективным средством развития универсальных учебных действий обучающихся является портфолио, представляющий собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной деятельности, предназначенными для презентации, анализа, оценки, развития рефлексии, для осознания ими результатов своей деятельности.

Характерными чертами портфолио, позволяющими рассматривать его как средство развития универсальных учебных действий младших школьников, являются следующие:

1. Помогает открывать, углублять и осознавать личностные смыслы обучения.

2. Развивает познавательные интересы учащихся и формирует готовность к самостоятельному познанию.

3. Создает ситуации успеха у каждого ученика, что повышает самооценку и уверенность в собственных возможностях.

4. Максимально раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка, создавая условия для его самореализации и самоактуализации в разных областях школьной и внешкольной жизни.

5. Позволяет соединить субъективную оценку ученика с оценкой, данной другими людьми. В ходе совместной работы с учителями и одноклассниками более глубоко осознаётся содержание материала портфолио, его значение для школьника и других людей, т. е. портфолио служит средством сближения личностных смыслов, улучшения понимания другого.

6. Развивает навыки саморефлексии, формирует умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

7. Превращает оценку из разовых акций в непрерывный процесс. Постоянно происходит накопление материала, соотнесение промежуточных результатов с поставленными целями. Учащиеся осмысливают и оценивают свои работы, которые становятся ещё одним источником информации. Чем младше школьник, тем чаще осуществляется презентация портфолио, его регулярное обсуждение.

8. Развивает межпредметные умения рефлексии, критического мышления, эмоционально-ценностной оценки своего опыта (в том числе знаний).

9. Формирует установку на творческую деятельность, развивает  мотивацию дальнейшего творческого роста.

Каждый этап работы над портфолио способствует развитию тех или иных универсальных учебных действия младших школьников. Потенциал каждого этапа создания портфолио в развитии универсальных учебных действий обучающихся представлен в таблице.

Развитие универсальных учебных действий младшего школьника в процессе создания портфолио

1. Этап мотивации

(1-е полугодие 1 класса)

Личностные

УУД

у обучающегося формируется внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности, включающая учебные и познавательные мотивы

Регулятивные

УУД

прогнозирование (предвосхищение результата)

Познавательные УУД

формулирование проблемы

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем,  сверстниками и родителями

2. Этап определения цели ведения портфолио, его структуры и критериев оценивания

(1-е полугодие 1 класса)

Личностные

УУД

действие смыслообразования (установление обучающимся  связи между целью учебной деятельности, ее мотивом и результатом)

Регулятивные

УУД

целеполагание, прогнозирование и планирование предстоящей деятельности

Познавательные УУД

построение логической цепи рассуждений, создание алгоритма деятельности для достижения цели, рефлексия способов и условий деятельности

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем,  сверстниками и родителями

3. Этап накопления материалов, формирования портфолио

(2-е полугодие 1 класса, 2, 3, 4 классы)

Личностные

УУД

действие смыслообразования, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, развитие ответственности

Регулятивные

УУД

волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии)

Познавательные УУД

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера,  поиск и выделение необходимой информации (синтез, анализ, классификация, структурирование)

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем,  сверстниками и родителями

4. Этап представления и оценивания портфолио (промежуточное – каждое полугодие 2, 3, 4 классов; итоговое – 2-е полугодие 4 класса)

Личностные

УУД

нравственно-этическое оценивание результата, самооценка процесса и результата деятельности, понимание причин успеха/неуспеха

Регулятивные

УУД

волевая саморегуляция, контроль, коррекция, оценка

Познавательные УУД

установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

аргументация своего мнения, использование критерий для обоснования своего суждения

Технология «Портфолио» способствует формированию ключевых компетентностей обучающегося (Н.П. Дутко):

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизационной (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразовательной (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Таким образом, портфолио– это эффективное средство развития личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, а также способ фиксирования, накопления и оценки  индивидуальных образовательных достижений обучающихся в период его обучения с 1 по 4 классы.

Структура и анализ портфолио.

Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.

В зависимости от конкретных целей обучения выделяют следующие типы портфолио:

–  «Портфолио документов»;

–  «Портфолио отзывов»;

–  «Портфолио процесса»;

–  «Портфолио результатов».

По составу портфолио бывают простые (тематические портфолио: документальные, процессуальные) и комплексные (отражают несколько позиций: отзывы и результаты; процессы и результаты).

В зависимости от вида портфолио различают его функции:

  • Диагностическая –  фиксирует изменения и рост учащихся за определенный период времени.
  • Целеполагания –  поддерживает учебные цели.
  • Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.
  • Содержательная –  раскрывает весь спектр выполняемых работ.
  • Развивающая –  обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
  • Рейтинговая –  показывает диапазон навыков и умений.

В нашей школе разработано положение о портфолио  индивидуальных достижений

учащихся начального общего образования.

В соответствии с положением  утверждена  следующая структура портфолио

  • Титульный лист (оформляется родителями, педагогом)
  • Раздел «Моя маленькая планета», характеризующий социально-личностное развитие ученика
  • Раздел «Хочу все знать», характеризующий учебно-познавательное развитие ученика
  • Раздел «Здоровье – это здорово», характеризующий физическое развитие и здоровье ученика
  •  Раздел «Дорогою добра», характеризующий духовно-нравственное развитие ученика
  • Раздел «Разные разности»  (заполняется учеником по его усмотрению).

Содержание разделов портфолио

1.Титульный лист содержит фамилию, имя, отчество учащегося, наименование общеобразовательного учреждения, класс, фотографию учащегося (по желанию).

2.Раздел «Моя маленькая планета», включает  

  • характеристику ученика;
  •  характеристику социума,  сведения о родителях,  интересы и увлечения;
  • режим дня;
  • расписание уроков и занятий внеурочной деятельности;
  • успехи в освоении новых видов деятельности (школа, дом, внеурочная деятельность);
  •  любимые игры и книги, фотографии,  классные поручения и т.д.  

3.     Раздел «Хочу все знать»: включает:

  • достижения ученика в различных предметных областях,  успехи в проектной и исследовательской деятельности (сертификаты, грамоты, благодарности, дипломы и др.);
  • материалы, фиксирующие достижения учебных результатов (свидетельства;  отзывы педагогов школы и учреждений дополнительного образования и др.)
  • результаты  диагностики,   стандартизированных работ по предметам и т.д.  

4.  Раздел «Здоровье – это здорово» включает:

  • мониторинг физического развития ребенка,  мониторинг здоровья ребенка;
  • фиксирование достигнутых результатов в спорте (свидетельства о присвоении разрядов, грамоты, дипломы и др.),  участие в соревнованиях,  освоение основных движений,  новых видов спорта и т.д.

5. Раздел «Дорогою добра» включает:

  • участие в социально-значимых мероприятиях проводимых на уровне класса, школы и т.д. (отзывы классного руководителя, организаторов акций, администрации, родителей).

6. Раздел «Разные разности» включает материалы, которые являются дополнением к разделам портфолио и фиксируют значимые для ученика результаты (решение поставленных задач, путешествия, значимые события и др.)

Порядок  формирования, хранения и представления портфолио

1.Портфолио оформляется всеми учащимися 1-4-х классов в соответствии с п. 3 настоящего Положения.

  1. Учащиеся имеют право включать в портфолио дополнительные материалы, отражающие их индивидуальные интересы, возможности (потребности).

3. При оформлении портфолио учащиеся обязаны своевременно фиксировать индивидуальные достижения, представлять достоверную информацию, оформлять материалы аккуратно и эстетично.

4.Представление достигнутых результатов на основе портфолио осуществляется по завершении учебного года на классных и родительских собраниях.

5.При переходе учащихся в другое учреждение портфолио выдается лично родителям (законным представителям) вместе с личным делом и медицинской книжкой.

Функциональные обязанности участников образовательных отношений  при оформлении и ведении учащимися портфолио

  1. В формировании портфолио принимают участие учащиеся, администрация учреждения, классные руководители, учителя, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, родители (законные представители).
  2. При формировании портфолио функциональные обязанности участников образовательных отношений распределяются следующим образом:
  • учащиеся осуществляют работу по формированию и заполнению портфолио;
  • классные руководители оказывают помощь учащимся в формировании портфолио; проводят информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями (законными представителями) по вопросам ведения портфолио; осуществляют координирующую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляют контроль за пополнением учащимися портфолио; делают заключение об индивидуальных достижениях учеников, др.;
  • педагог-психолог проводит индивидуальную психодиагностику и консультативную работу;
  • заместитель директора осуществляет контроль за деятельностью классных руководителей начальной школы по реализации  технологии портфолио;
  • родители (законные представители) оказывают помощь учащимся в формировании и представлении портфолио.

Экспертиза индивидуальных достижений учащихся

1.Экспертиза  индивидуальных достижений учащихся осуществляется классным руководителем на основании индивидуального прогресса учеников, который делает выводы  об уровне:

  • сформированности у учащихся предметных и универсальных способов действий,  опорной (базовой) системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования на следующем уровне образования;
  • сформированности у учащихся  способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • индивидуального прогресса в основных сферах развития личности (мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой) и саморегуляции.

2. Оценка индивидуальных достижений учащихся классным руководителем проводится по следующим критериям:

Разделы  портфолио

Индикаторы

Баллы

Титульный лист

Эстетичность оформления

от 1 до 3 баллов

Раздел «Моя маленькая планета»

1.Правильность и корректность оформления, наличие расписания занятий кружков и секций, режим дня, наличие увлечений, выполнение поручений классным руководителем, родителями.

2.Грамоты, дипломы за достижения во внеучебной деятельности.

от 1 до 5 баллов;

Каждая грамота оценивается в 3 балла

Раздел «Хочу все знать»

1.Грамоты, дипломы, сертификаты участия в интеллектуальных конкурсах, конференциях и др.

2.Итоги выполнения комплексных работ.

1 балл – участие в конкурсе,

3 балла – победа

Работа, выполненная на 65и более % - 5 баллов, 50% – 64% – 4 балла,

36 – 49 % - 3 балла

Раздел «Здоровье – это здорово»

1.Занятия спортом не менее 1 года.

2. Занятие спортом не менее 2 лет.

3. Занятие спортом не менее 3 лет.

4. Присвоение разряда, победы в соревнованиях, конкурсах.

  1. балл
  2. балла
  3. балла
  4. балла

Раздел «Дорогою добра»

1.Участие в делах класса, добросовестное отношение к поручениям.

2. Участие в делах шк, города.

3. Активная позиция, инициатива в проведении социально-значимых дел

  1. балла

  1. балла
  2. баллов

3.Вывод об уровне индивидуальных достижений фиксируется в отзыве классного руководителя и вкладывается в портфолио ученика.

4.В процессе презентации портфолио учащихся принимают участие представители родительской общественности по приглашению, которые имеют право дать свою оценку портфолио в вербальной форме.

Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Литература:

2. Моисеева Г.Ю. Портфолио ученика начальной школы  // Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 35-38.

Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем.  – М.: «Школьные технологии», 1996. № 6.

Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений – «Портфолио»// Директор школы. – 2004. – № 7. – с. 45-48.

Положение о портфолио  индивидуальных достижений учащихся начального общего образования  МБОУ СОШ №41 имени М. Ю. Лермонтова города  Липецка-

Приказ № 196-0 от 02.09.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»

Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Выступление на ММО учителей начальных классов "Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке."

С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения,  в связи с этим возникла необходимость  пристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время.К...

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции нарушений дисграфии и дислексии у младших школьников.

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Цель мастер-класса: создание условий для изучения приемов диагностики и коррекции на...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...