Выступление на ММО учителей начальных классов "Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке."
статья по теме

Лукоянова Наталья Николаевна

С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения,  в связи с этим возникла необходимость  пристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время.
К началу обучения нами была разработана нормативно-правовая база в соответствии с требованиями ФГОС. Ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов - формирование универсальных учебных действий (УУД).
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая  культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_uud.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ММО учителей начальных классов

Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке.

                                                        Выполнила     Лукоянова Наталья Николаевна  

                                                                            учитель начальных классов

                                     МАОУ Зарёвской средней общеобразовательной школы

с углубленным изучением отдельных предметов

  г.о. Домодедово Московской области                                

                                          Содержание.

  Введение                                                                                                     с. 2-

 I.  Теоретические аспекты универсальных учебных действий.                с.

    1.1.Что такое УУД?                                                                                     с.

    1.2.Виды универсальных учебных действий.                                          

II.  Универсальные учебные действия – формирование на уроке.

    2.1. Формирование УУД на уроках в начальной школе.

    2.2. Поурочное распределение УУД – большое подспорье в работе.

    2.3. Действия учителя, которые позволяют сформировать УУД.

  Заключение

   

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 Введение        

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать (из доклада ЮНЕСКО В новое тысячелетие).

 Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.     Достаточный для младшего школьника уровень учебной деятельности  сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса.

Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. Например, механизм чтения предполагает следующие действия ученика: фонемный анализ слова; ориентировка на гласную букву (определение особенностей звука, который стоит до гласной (мягкий согласный, твердый согласный); объединение букв в слоги (буква а, читая твердо ма; буква я, читаю мягко мя), слогов в слова и т.д. Таким образом, учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребенок проговаривает каждую операцию, которую он выполняет, затем из развернутого они становятся «свернутым» сокращенным умственным действием (интериоризуются, как говорят психологи).

На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает акт сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного. Теперь ученик владеет универсальным учебным действием: он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.

В этом году я работаю в первом классе по внедрению ФГОС в НОО. Главная цель моей педагогической деятельности это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

 Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

Вот именно поэтому решила рассмотреть данную тему в практикозначимой работе.

I.    Теоретические аспекты универсальных  учебных действий.

1.1   Как я уже говорила,  начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения.

Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

1.2 В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов ( выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

 Познавательные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

II. Универсальные  учебные  действия  – формирование на уроке .

2.1 Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Назову ряд примеров из моей практики по формированию УУД в контексте разных учебных дисциплин начальной ступени обучения.

В составе основных видов универсальных учебных действий  выделяют  4 блока:

 1. Личностные – обеспечивают умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, самоопределение и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

 Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне пришлось проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.

Привитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Поэтому на уроках поэзии два вида искусства- стихотворения  и музыка -часто находятся рядом. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность. Для этого урок поэзии начинаю с мини-сочинений. Мини-сочинение «Наступает вечер» перед стихотворением А. С. Пушкина «Зимний вечер». Сравниваем осень у Ф. Тютчева и С.Есенина, зиму А. Пушкина и Е. Баратынского. Много времени отвожу самостоятельному чтению «Читай самому себе». Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Особое место отвожу экскурсиям. (Хрустальный день осени, березу в бахроме, лес под шапкой зимы показываю в природе, а не по словарю.) Вскоре учащиеся сами начинают наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: «А вы видели…», «А я любовался…». Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов «Мне кажется…», «Я думаю…»

      2. Регулятивные УУД  – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Например, для формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, провожу самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляем правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.
Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание
3.
Познавательные УУД – включают общеучебные, логические, знаково – символические. Данные виды УУД формируются также в процессе изучения различных учебных дисциплин.   Например, на уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Схемы используем при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. Использование таких схем приносит положительные результаты. В результате контрольных работ только 2-3 ученика допускают ошибки при решении задач, остальные решают безошибочно.

 Также в своей работе использую единый алгоритм решения задач , «круговые» схемы задач, комплекты карточек разрядных чисел.

Идея использования данных пособий позволяет учащимся моделировать свои действия.

На уроках русского языка широко ввожу разные формы представления  учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используем единую памятку «Пишу грамотно». Кроме этого, пользуемся карточками- орфограммами . Цвет квадратиков знаком детям с 1 класса. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме.

Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

 Уверенна, что на протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная.

4. Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

 Поэтому ежедневно создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.

Уроки технологии, литературного чтения и окружающего мира провожу по технологии «Педагогические мастерские в практике начальной школы», которая основана на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.

Например, на уроке чтения по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» при работе над текстом дается задание по группам: 1- охарактеризовать старика, 2- охарактеризовать мальчика, 3- назвать и охарактеризовать второстепенных героев, 4- определить главную мысль произведения.

Или, урок окружающего мира по теме «Жизнь животных» проводится в форме пресс – конференции.

- У нас в гостях  Мудрая сова . Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам).

Вопросы журналистов:

- Как тебя зовут?

- Где ты живешь?

- Чем ты питаешься? и т.д.

На уроке технологии выполняем поделки по технике оригами, но не по готовому алгоритму. Каждой группе даю свою поделку. Постепенно разобрав ее, нужно составить алгоритм складывания данной поделки и обменяться с другой группой. Вторая группа, в свою очередь, должна по составленному их одноклассниками алгоритму, сложить поделку.

Вижу большие плюсы в использовании групповой работы на уроках для формирования коммуникативных УУД:  1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

 С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав кроссворд или ребус , самостоятельно формулируют тему урока.

 При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения о Луне, после чего они должны ответить на вопросы: Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.

 А, почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

 Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

 -личностные (формирование интереса)

 - регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

 - познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

 - коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

 В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций;

 На данном уроке прослеживались межпредметные связи с уроками русского языка и окружающего мира  давайте послушаем, как идёт дождь.

 - Как называется дождь, который льёт как из ведра?

 - Какой дождь мы называем грибной?

 На доску прикрепляется название дождей. Начинается работа в группах. Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте, какой дождик нарисован на вашей картинке?

 К слову дожди подберите родственное слово. И вновь работа в группах. Задание: составьте предложение из слов с новым словом дождевик. Все выполненные работы помещаются на доску.

 Перед детьми возникает новая проблема:

 - Знаете ли вы, почему дождь бывает косой?

 - Откуда появляется ветер?

 - Почему он дует?

 Ребята отвечают на эти вопросы после небольших опытов. Проводится физминутка:

« Ветер дует нам в лицо»

 - Что вы чувствуете, когда машете  руками у себя перед лицом?

 Ребята сделали вывод о том, что ветер это движущийся воздух. Свой вывод учащиеся сравнили с выводом, данным в учебнике. Итогом данного этапа урока послужило задание: Какой ветер бывает, а какой не бывает? За активную работу на уроке каждая группа получила в подарок капельку дождя.

 Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

 - Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

 - А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

Работать по ФГОС в этом учебном году, значит грамотно распределять все блоки УУД  на каждом этапе урока.

2.2.  В работе помогает  поурочное  календарно-тематическое  планирование, где подробно  расписаны все УУД. Такие таблицы составляются  по всем предметам начальной школы. И учитель быстро ориентируется в распределении   универсальных учебных действий  на уроке.

Календарно-тематическое планирование по математике, 1 класс

 (4 часа в неделю, всего 132 часа)

Учебник: «Математика», 1 класс, автор М.И. Моро и др., УМК «Школа России»

Разработчик: Лукоянова Н.Н. , учитель начальных классов.

(См. приложение №1)

       В своей педагогической практике использую общие рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса.  Уровень сформированности  универсальных учебных действий находит отражение в Требованиях к результатам освоения содержания общего образования соответственно ступеням образовательного процесса.  Развитие универсальных учебных действий  составляет психологическую основу успешности усвоения учащимися предметного содержания учебных дисциплин.  С внедрением УУД в практику своей работы  у  значительного большинства детей класса присутствует интерес к учебе, развита мотивация – а это залог будущих успехов.  Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке.  

2.3. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия? Изучив большое количество  психолого-педагогической литературы, для себя определила следующие действия, которые формируют УУД и считаю, их большим подспорьем в работе:

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

7. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

8. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

9. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

10. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

11. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

12. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Заключение.

Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи УУД, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей. Поэтому постоянно обращаюсь к портрету выпускника начальной школы и всегда  представляю каждого своего обучающегося  таким:

Портрет выпускника начальной школы.

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир
  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки пред семьей и обществом
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.  Но всё-таки ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке.  «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.  Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! 

Список литературы

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2010.

2.Хрестоматия  «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики»  Составители: Л.В. Алфёрова, Е.А.Башмакова,А.М. Водянский, М.Н. Гоглова, В.Г. Кирсанова, Г.Ф. Кумарина, Р.Ш. Мошнина, В.М. Шепель. ГОУ Педагогическая академия, М: 2011

3. Алексеева Л.Л. Анащенкова С.В., Биболетова М.З.  и др. Планируемые результаты начального общего образования ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. –  (Стандарты второго поколения).

4. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. – М.: Просвещение , 2010.

5. Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации// Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

6.Дусавицкий А. К.  Урок в развивающем обучении: Книга для учителя.  – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

7.Татьяченко, Д. Развитие общеучебных умений школьников. / Д. Татьяченко // Народное образование. - 2003. - № 8.

8. Маркова А.К.  Формирование мотивации учения в школьном возрасте. –

М., 2002.

9. Петрова И. В.   Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника .  / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия-формирование и развитие на уроке.

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего поте...

Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроках музыки

Содержание:1 Понятие УУД - разъяснение2 Характеристика ценностных ориентиров содержания начального общего образования;3 Связь УУД с содержанием учебных предметов;4 Формирование и развитие УУД на урока...

План профессионального самообразования учителя начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

Тема по самообразованию:«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»....

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ

laquo;УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕИ РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ»...

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме "Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе", ноябрь 2018 г

Данная разработка содержит теоретический и практический материал по теме "Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе" ......

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....