Универсальные учебные действия-формирование и развитие на уроке.
методическая разработка на тему

Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud-formirovanie_i_razvitie_na_uroke.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Обращение к разработке программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться. Выделение фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием универсальных действий. Концепция УУД рассматривает компетентность как «знание в действии» (А. Г. Асмолов). Эта концепция учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на таких компонентах «знания в действии», как способность применять на практике полученные знания и навыки, а также мотивация к эффективным действиям. Таким образом, программа развития УУД основывается на положениях культурно-исторического системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках (так называемых ЗУНах).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает

способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем

сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Функции УУД состоят:

  1. в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять

деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  1. в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе

непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению

компетенций» (Я.И. Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

  1. в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков,

формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

УУД выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и

процесса усвоения, а именно, в соответствии  со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности,  с этапами процесса усвоения,  с формой реализации учебной деятельности — в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

  1. личностный;
  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  3. познавательный;
  4. коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию

учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими

принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  1. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  2. действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между

целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

  1. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого

содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе

социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной

деятельности. К ним относятся следующие:

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование — определение последовательности промежуточных целей

с учетом конечного результата; составление плана и последовательности

действий;

  1. прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его

временных характеристик;

  1. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  1. коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов  в план и

способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и

его реального продукта;

  1. оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что

еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  1. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного

конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов

 информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  1. знаково-символические: моделирование — преобразование объекта из

чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-

символическую модель, где выделены существенные характеристики

объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов,

определяющих данную предметную область;

  1. умение структурировать знания;
  2. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной

и письменной формах;

  1. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;

  1. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и ре-

зультатов деятельности;

  1. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение

основной и второстепенной информации; свободная ориентация и

восприятие текстов художественного, научного, публицистического и

официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка

средств массовой информации;

  1. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

характера.

Логические УУД предполагают:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

  1. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание, восполнение недостающих компонентов;

  1. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  2. подведение под понятия, выведение следствий;
  3. установление причинно-следственных связей;
  4. построение логической цепи рассуждений;
  5. доказательство;
  6. выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем входят следующие:

  1. формулирование проблемы;
  2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и

поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет

позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и

оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие

решения и его реализация;

  1. управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  2. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД — уровень их сформированности, соответствующий нормативной стадии развития и «высокой норме» развития.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают,

во-первых, соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; во-вторых, соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям. Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность. Психолого-педагогические условия формирования личности в соответствии современными ценностями образования очерчены рамками

культурно-исторической и системно-деятельностной концепциями.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями.

1. Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его

содержание и организацию.

2. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

3. УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного

процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося.

Учащиеся овладевают основными видами УУД  в процессе изучения разных учебных предметов. Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять и так называемые метапредметные (т.е. «надпредметные», или метапознавательные) УУД. Они направлены на анализ и управление учащимися своей познавательной деятельностью — будь то ценностно-моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии.

Планируемые результаты формирования УУД

Личностные и метапредметные результаты.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности само-

стоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и

компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Данная  способность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

УУД делают возможным переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания. Построение содержания учебных предметов и образования с ориентацией на знания в определенных предметных областях, а также выделение качественных показателей сформированности УУД применительно к ценностно-личностному и познавательному развитию являются существенными условиями их формирования. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности. Процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий является Портфолио достижений планируемых результатов учащихся

Формирование УУД с помощью портфолио:

Познавательные (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблемы).

Коммуникативные (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).

Регулятивные (умение ставить цели, планировать, коррекция своих действий, оценка своей деятельности, полноценно использовать личностные ресурсы).

Личностные (осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, принятие нравственных норм и правил, выработка своей жизненной позиции).

IV. Список литературы:

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия, Москва «Просвещение» 2011

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.,1996.

Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения/ В.В Рубцов. – М., 1987

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроках музыки

Содержание:1 Понятие УУД - разъяснение2 Характеристика ценностных ориентиров содержания начального общего образования;3 Связь УУД с содержанием учебных предметов;4 Формирование и развитие УУД на урока...

Выступление на ММО учителей начальных классов "Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке."

С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения,  в связи с этим возникла необходимость  пристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время.К...

Доклад по теме: Познавательные универсальные учебные действия. Формирование умения решать задачи"

Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлят...

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Статья оо особенностях развития младших школьников и  необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже  в начальной школе....

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ

laquo;УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕИ РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ»...