Выступление по теме: «Планирование учебной деятельности на уроках в начальной школе. Регулятивные универсальные учебные действия – формирование и значение в образовательной деятельности»
методическая разработка (1 класс)
Особенности Формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 370.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО по теме:
«Планирование учебной деятельности на уроках в начальной школе. Регулятивные универсальные учебные действия – формирование и значение в образовательной деятельности», учителя начальных классов МАОУ СОШ №1, Сорокиной С.В.
Деятельность не может реализовываться автоматически, не будучи снабженной специальными психическими процессами, обеспечивающими ее регуляцию. Данные процессы называются регулятивными.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. По данным ряда исследователей, от 20 до 60% обучающихся начальных классов испытывают трудности в обучении, в частности, нарушены процессы саморегуляции. На начальном этапе обучения необходимо формировать процессы регуляции, умения самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, которые являются основой успешности всего обучения в школе.
Поэтому, в качестве одной из основных задач начального образования, является создание условий для формирования РУУД. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения и действие саморегуляции.
К ним относятся:
• целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны х характеристик;
• контроль – сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий
На каждом уроке, педагоги работают над формированием процессов целеполагания, оценивания и коррекции деятельности учащихся. А другие, не менее, а иногда даже более важные, регулятивные действия упускают и они остаются недостаточно развитыми и сформированными у обучающихся. Отсутствует четкая система и методика формирования данных универсальных учебных действий, в частности регулятивных универсальных учебных действий планирования, в рамках разных учебных предметов.
А между тем, любая деятельность немыслима без плана, что требует реализации другого процесса – процесса планирования. План - это своеобразный мост от цели деятельности к конкретной программе её реализации. Планирование может быть краткосрочным и перспективным; может выступать либо в относительно жестком (алгоритмизированном), либо в «мягком» виде - гибкое, или вариативное, планирование. Оно может быть либо детализированным и конкретным, либо намеренно обобщенным. Наконец, оно может носить индивидуальный характер либо быть коллективным.
В любом случае план так же, как и цель, формулируется до начала деятельности или ее отдельных этапов, и поэтому сначала он выступает в идеальной форме. Однако в отличие от цели, отражающей представления о будущем результате деятельности, в плане отражаются стратегия и тактика процесса ее осуществления. Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
Формирование универсального действия планирования происходит с введения определения понятия «план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным или графическим планом, словесным планом, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Начинать учиться планировать деятельность на уроке необходимо с самых первых уроков в 1 классе, параллельно с формированием навыков целеполагания. Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи, достижению целей урока и всей своей учебной деятельности.
Первоначально план решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме (как в нашем примере урока): познакомимся с новым числом; узнаем, как пишется это число, какой цифрой обозначается; научимся писать новую цифру; научимся решать примеры с этим числом.
Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен картинный или графический план урока из условных обозначений учебника. План урока или его этапа должен быть рабочим. Необходимо, по ходу урока, периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Например, в первом классе на уроках по обучению грамоте и при знакомстве с новой буквой, с первых уроков я использую картинный или схематичный план.
Вначале, несколько уроков (2-5), зависит от уровня развития детей и каждого класса индивидуально, большая роль и направление со стороны учителя. Постепенно дети самостоятельно работают и составляют план.
После постановки целей урока, совместно с учителем, дети составляют план работы на уроке.
ПЛАН работы: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ «А, а».
1.Узнать «лицо» буквы, как она выглядит, печатное лицо и прописное.
2.Провести исследование! Выяснить, что это за буква? Какие звуки обозначаются этой буквой?
3.Научиться читать и произносить звуки
5.Научиться писать букву и соединять с другими буквами.
6. Хорошенько всё запомнить
7. Проверить и оценить свою работу
Эти картинки–этапы плана вывешивали на доску сами ребята. Для формирования навыка планирования можно использовать другие, не подходящие картинки, например спящий ученик, чтобы дети могли выбирать нужные этапы работы к данному уроку.
На первых уроках, на планирование уходило много времени. Но через 2-3 урока дети очень быстро составляли план, работали по нему и контролировали свою деятельность на протяжении всего урока. Отмечали, что выполнили, а что не успели, где необходимо ещё потрудиться и повторить, а что уже хорошо получилось. Составляли план работы для домашнего повторения и ставили цели на следующий урок. Например: «Завтра нам нужно ещё потренироваться читать слоги со звуком «А» и писать заглавную букву «А». Во время работы рядом с картинками кто-то из учеников отмечает галочку или другой символ, обозначающий выполнение работы, части работы.
Далее, спустя некоторое время, предоставив детям возможность первичного опыта выполнения данных универсальных действий, возможно постепенное усложнение, предоставление большей самостоятельности. Не давать цель и план в готовом виде, а например, использовать следующие приёмы:
1) для формирования действия целеполагания:
выбор цели из предложенных учителем нескольких формулировок, обоснование выбора цели;
неправильная, деформированная, «рассыпавшаяся» цель и т. д.;
моделирование цели урока из фрагментов;
использование занимательного игрового материала, загадок;
создание проблемной ситуации, ситуации затруднения, в процессе целеполагания.
2) для формирования действия планирования:
обсуждение готового, но деформированного плана решения учебной задачи;
использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
работа со схематичным планом;
составление совместно с учителем общего плана решения учебной задачи.
Нужно учитывать возрастные особенности обучающихся. Рассмотренные приёмы формирования регулятивных универсальных учебных действий планирования на уроках в начальной школе, позволяют вовлечь обучающихся в процесс формирования умения учиться. При правильной организации учебной деятельности и систематической, ежедневной работе, постепенно происходит понимание обучающимися способа (алгоритма) выполнения регулятивных универсальных учебных действий целеполагания и планирования, и их интериоризация.
Ежедневное применение планирования на уроках, позволило мне, как учителю добиться успешной осознанной работы всех обучающихся на уроках.
А формирование Регулятивных учебных действий, обеспечивают способность обучающихся к организации своей учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, оценки и коррекции, а значит и в основе успешности всего обучения в начальной школе.
Надеюсь, мой опыт будет полезен коллегам в работе.
Список используемой литературы:
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» (под ред. А.Г. Асмолова). — М.: Просвещение, 2008, 2011. — 152 с..
- Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Репкин В.В. Работы по теории учебной деятельности /https://eduherald.ru/article/view?id=11893&utm_source=alice.yandex.ru&utm_medium=referral&utm_campaign=alice.yandex.ru&utm_referrer=alice.yandex.ru
- Моисеева И.Г. «Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения» (диссертация, 2017) / https://www.dissercat.com/content/formirovanie-regulyativnykh-universalnykh-uchebnykh-deistvii-mladshikh-shkolnikov-v-protsess
- Кузнецова О.В. Работы по этапам формирования регулятивных УУД. Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников / https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-regulyativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshih-shkolnikov
- Лебединцев В.Б. «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе» (2016) / https://kco-kras.ru/wp-content/uploads/2019/04/Lebedincev_Formirovanie_UUD_variant_izdatelstva.pdf
- Морозова М.И. и др. «Поэтапное формирование универсальных учебных действий при освоении программ начального, основного и среднего общего образования в условиях введения ФГОС СОО» (2019) / https://gymnasium406.ru/sites/default/files/images/25.03._morozova_m.i._i_dr._met_rek_publ_obl-17_1-1.pdf
- Сидоров И.В. «Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников» (КиберЛенинка, 2023)./ https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-regulyativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshih-shkolnikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе
В статье указываются формы организации учебной деятельности на уроке, дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества на уроке как важ...

презентация на тему ,, Памятки как приём организации самостоятельной учебной деятельности на уроках в начальной школе,,
презентация поможет педагогам в работе по данной теме....

Cтатья "Игра как средство активизации учебной деятельности на уроках в начальной школе".
Предлагаю вниманию коллег статью о роли игр в процессе обучения младших школьников....

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе
Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ОС «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе...

Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе.
Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать вниманиеучащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимостьили пользу изучения материала...

Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе.
Создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе - важное условие, позволяющее правильно спланировать ход урока на всех его этапах....








