Cтатья "Игра как средство активизации учебной деятельности на уроках в начальной школе".
статья на тему

Селихова Вера Георгиевна

Предлагаю вниманию коллег статью о роли игр в процессе обучения младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство активизации учебной деятельности на уроках в начальной школе.

                                                                                       «Учение может стать для детей интересным,

                                                                                        увлекательным делом, если оно озарено ярким

                                                                                        светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры»

   В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формирования их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок школьников. Одним из средств, содержащих в себе реальные возможности осуществления обеих этих важных задач, является игра.

     Игра – одно и важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С. Макаренко: «Каков ребенок в игре – таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

     В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В ней происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов общественно значимой деятельности, развитие умственных действий символами и значениями, становление элементов произвольного поведения, формирование воображения. В ролевой игре осуществляется ориентация детей в смыслах и мотивах деятельности взрослых и первичное овладение нравственными нормами.

     С приходим ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную. Основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого в учении должны широко использоваться игровые формы активности. Учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.

     И, наконец, игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

     Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся. И такой формой активности является игра.

     Н.К. Крупская отмечала, что игра воспитывает наблюдательность, ловкость, самообладание, и другие черты характера.

     В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка: для него игра – это самое серьезное дело, в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

     Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают.

     Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять здания и соблюдать правила игры.

     Для детей прежде всего игра – это увлекательное занятие. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Игра также требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мысленную деятельность играющих.

     Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов начальной школы.

    Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией, которая дается изначально в готовом, ярком виде, не требующем дополнительной работы и осмысления. Телевидение, радио, компьютерные сети обрушивают на учащихся огромный объем сведений. Приоритетной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации в соответствии с поставленной задачей.

     Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Мы учим детей не так как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

    Предлагаю вашему вниманию примеры игр:

  1. «Чиполлино». В качестве примера сюжетной игры на уроках математики в 1 классе используем игру «Пришел Чиполлино». Он приносит числа: 1, 2, 3, 4, 5…….Чиполлино просит детей составить примеры с использованием данных чисел.
  2. «Живые слова». Детям предъявляется изображение ежа с яблоками и предлагается выполнить задание: составить предложение из трех слов и каждый ребенок при этом представляет свое слово: первый – «ежик», второй – «несет», третий ребенок – «яблоко».
  3. Фонетические игры: на столе расставлены игрушки - кукла, кубики, уточка, детям предлагается назвать слова с изучаемым звуком.
  4. «Назови слово»: детям предлагается назвать слова на тему «Зима» с изучаемым звуком, например, «и»: зима, коньки, санки…….
  5. «Какой звук заблудился»: предложить детям назвать слово с «потерявшимся» звуком:

                                         Куклу выронив из рук,

                                         Маша мчится к маме,

                                         Там ползет зеленый ЛУК

                                         С длинными усами.

  1. «Дополни слово»: предложить ребятам изображение Каркуши, которая приносит детям слоги и буквосочетания: ка, кан, кн, ко, ку. Предложить детям составить слова, дополняя слоги.
  2. «Строим дом»: игра, используемая на уроке математики. На доске записаны примеры:

                         5+9          9+9         8+8

                         8+5          4+8         7+8

                         7+6          6+5         4+9

                         6+6          7+7         5+4

              Учащиеся выходят к доске, по команде приступают к «строительству» домов: решают    

             примеры и прикрепляют аппликацию с решенным примером к изображению «домика»:  

             стенка к стенке. Выигрывает команда, быстрее построившая дом.

  1. «У кого больше фигур» - игра на проверку табличного умножения и деления, на словарные слова, на падежные окончания – то есть любую грамматическую или математическую тему.  У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры: круги, треугольники, квадраты, и т.д. Назначается пять ведущих. По сигналу учителя они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Ученик, к которому подошли, дает задание ведущему. Водящий тихо, чтоб никто не услышал, дает ответ или называет результат. Если ответ верный-он получает фигуру. Набравший больше фигур за определенно время, является победителем.

 

     Игра вводит учащихся в реальный констекст  сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения. Игра – это самореализация и социализация личности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе

В статье указываются формы организации учебной деятельности на уроке,  дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества на уроке как важ...

Активизация познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Публичное представление педагогического опыта...

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе...

Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе.

Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать вниманиеучащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимостьили пользу изучения материала...

Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию.    Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию....

Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе.

Создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе - важное условие, позволяющее правильно спланировать ход урока на всех его этапах....