Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »
материал

Еремина Наталья Викторовна

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию.

    Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию.  Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является одной из главных задач новых образовательных стандартов.

       Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира, и ценностно-смысловых оснований личностного выбора ученика.

Установленные новые требования к результатам обучающихся  вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе деятельностного подхода, как условия достижения  высокого качества образования.

Задача учителя - уметь конструировать новые педагогические ситуации, направленные на использование обобщённых способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Поэтому я считаю, что активизация мыслительной деятельности младших школьников – это актуальная проблема, которую необходимо решать.

Я за ученика думающего, творческого, целеустремлённого, за Личность, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в активизации мыслительной деятельности младших школьников, является ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Критическое мышление  - один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания и  объективного подхода к окружающему его информационному полю.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие критического  мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »

    Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

                                                 В.А.Сухомлинский        

1. Актуальность использования  технологии развития критического мышления  в учебном процессе

   Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию.

    Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию.  Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является одной из главных задач новых образовательных стандартов.

       Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира, и ценностно-смысловых оснований личностного выбора ученика.

Установленные новые требования к результатам обучающихся  вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе деятельностного подхода, как условия достижения  высокого качества образования.

Задача учителя - уметь конструировать новые педагогические ситуации, направленные на использование обобщённых способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Поэтому я считаю, что активизация мыслительной деятельности младших школьников – это актуальная проблема, которую необходимо решать.

Я за ученика думающего, творческого, целеустремлённого, за Личность, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в активизации мыслительной деятельности младших школьников, является ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Критическое мышление  - один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания и  объективного подхода к окружающему его информационному полю.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта

  Поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира, формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую значимость.

Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации.                        

Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, ученики начальных классов в соответствии возрастными особенностями должны уметь ее рассматривать вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Развитие критического мышления – и есть  точка опоры для учителя в данной ситуации,

это и есть естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, с окружающим миром.  

Поэтому свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность, свою «Я» концепцию и создать условия для саморазвития и самосовершенствования. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧ.

Ведущая идея моего педагогического опыта - заключается в активизации познавательной деятельности обучающихся посредством  использования технологии развития критического мышления через ЧП

Цель данной технологии – состоит в развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только  в учёбе, но и в обычной жизни.

3. Теоретическая база опыта

     Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: педагоги Джинни Стил, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер -  члены консорциума  Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в 29 странах  мира. В российской педагогической практике     технология применяется с 1997 года.

   

      В основе данной технологии лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».  

Методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются идеи деятельностного подхода  к обучению А.Н. Леонтьева, проблемного обучения (Д.В. Вилькеев) и групповых форм обучения (В.И.Андреев)

Концептуальная часть данной технологии строится на основе личностной ориентации педагогического процесса.

4.Технология описания опыта.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, т.е пробудить в нём исследовательскую и творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Через технологию  РКМЧП формируются следующие компетенции:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание многозначности точек зрения.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Формирование умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний,

умение сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать»    второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Отличительные качества технологии РКМЧП:

- надпредметный характер

- технологичность

- усвоение информации и развитие коммуникативных способностей

-применение способов работы с текстом как инструмента самообразования.

   

Инновационность технологии.

Что же принципиально нового несёт технология развития критического мышления?

    Элементы новизны содержатся в методических приёмах, которые ориентированы  на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы, их достаточно много.

Урок, построенный по технологии РКМЧП, строится в соответствии технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия.

Первая стадия - вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по изучаемой теме.

Ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной теме, проблеме.

Кому-то этот этап, наверняка, знаком. С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. Но стройная система приемов критического мышления вызывает потребность узнать нечто новое, что поможет решить возникшие проблемы нехватки имеющегося опыта и знаний. (Слайд с приёмами)

Вторая стадия – осмысление. 

Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию, осмыслить её, соотнести уже с имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На данной стадии ребенок задаёт себе вопрос «Что я хочу узнать?».

На стадии осмысления ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные  знания.

(Слайд с приёмами)

Третья стадия  - рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

 «Что я узнал?» на уроке по данной теме, проблеме, так звучит вопрос ученика на данном этапе.

(Слайд с приёмами)

Из этого следует, что особенностью данной педагогической технологии является то, что ученик в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своей деятельности, сам определяет конечный результат, что и является основой для активизации познавательной деятельности ученика.

В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определённом этапе урока, так и в качестве стратегии ведения урока в целом. Каждый приём имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся.

Комбинируя их, я планирую уроки с  учётом возрастных и индивидуальных особенностей учеников, целями урока и объемом учебного материала.

Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию следующих универсальных учебных действий:

  • личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
  • метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
  • предметных (новые знания по конкретному предмету).

 

И, самое главное, обеспечивает включение каждого  в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Формы урока РКМЧТ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученик - главное действующее  лицо урока, дети получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа повышает уровень самооценки каждого ребенка,  обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.

(слайд )

5. Анализ результативности применения данной технологии.

     

Данную технологию изучаю с 2014 года.

   Разработанные и проведѐнные уроки наглядно показывают эффективность использования приѐмов технологии развития критического мышления для активизации познавательной деятельности.

   Промежуточный контроль показывает рост качества успеваемости учащихся, а также  формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами дети справляются без затруднений, показывают устойчивые результаты (КО – 63 %, успеваемость- 100%).

(слайд – диаграмма)

 

  В результате работы большинство ребят научились слаженно работать в группах, избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ.

Дети активно принимают участие в предметных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

(слайд с грамотами)

    В конце учебного года совместно с психологической службой школы будет проведена диагностика интеллектуальных способностей учащихся с использованием методики Замбицявичене Э.Ф.

(слайд с грамотами)

6. Перспективность

        Технология РКМЧП открыта для решения большого спектра задач в образовательной сфере, т.к. представленный  набор особых приёмов, позволяет строить процесс обучения, обеспечивая самостоятельную и сознательную деятельность учащихся на любом уроке, вооружают ученика и учителя методами конструирования собственного образовательного маршрута.

6. Заключение.

Подводя итоги выше сказанному, могу сказать:

Я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и атмосфера радости на уроке, сопутствующая поиску и творчеству,  считаю, является залогом успешности в совместной деятельности учителя и учеников.

      Поэтому ориентиром в моей дальнейшей педагогической деятельности есть и останутся слова педагога, автора гуманной педагогики Ш. Амонашвили:

Урок – это когда ребёнок набирает света. Но…если вести урок без сердца, нас увидят дети, запомнят что-то, мы поставим оценки….

…Откроем  своё сердце!!! Ведь наша главная задача – воодушевить того, кто в этом нуждается. Воодушевить ученика Верой в него!!!

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

(слайд) адрес сайта

В основе современного образования лежит активность учителя, и что не менее важно, активность ученика.

Формы урока РКМЧТ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученик - главное действующее  лицо урока, дети получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа повышает уровень самооценки каждого ребенка,  обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.

      Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, я  к выводу, что эта технология актуальна на современном этапе развития образования и позволяет реализовать основные концепции нового стандарта.

Подводя итоги выше сказанному, остановимся на главных выводах:

Технология Развития Критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному пространству. Главная роль на уроке отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Для работы с текстом применяют разнообразные приѐмы.. Разработанные и проведѐнные уроки наглядно показывают продуктивность использования приѐмов технологии развития критического мышления для работы с текстами.

    Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, я  пришла  к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта.

 Ориентиром в моей педагогической деятельности есть и останутся слова педагога –новатора Ш.Амонашвили:

Урок – это когда ребёнок набирает света. Если вести урок без сердца, нас увидят дети, запомнят что-то, мы поставим оценки….

…Откроем  своё сердце!!! Ведь наша главная задача – воодушевить того, кто в этом нуждается. Воодушевить Верой в него!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как средство познавательной активности на уроках в начальной школе».

Работать учителем в начальной школе очень сложно. Дети маленькие и быстро устают на уроках, а любой материал, даже самый простой им надо излагать в интересной и увлекательной форме. Для ре...

Развитие познавательной активности на уроках математики начальной школы.

В статье представлен материал о развитии познавательной активности на уроках математики начальной школы....

Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».

В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы  на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...

Активизация познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Публичное представление педагогического опыта...

Статья на тему:РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  В статье рассказывается об овладении учащимися начальных классов универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах да...

Реализация ИКТ как средство активизации познавательной активности на уроках окружающего мира

В статье рассматриваются особенности применения ИКТ на уроках окружающего мира как средство активизации познавательной активности младших школьников....

«Облако слов» как средство познавательной активности на уроках в начальной школе

quot;Облако слов" отличное средство для развития познавательной активности на уроках в начальной школе....