«Игра, как средство познавательной активности на уроках в начальной школе».
методическая разработка на тему

 

 Работать учителем в начальной школе очень сложно. Дети маленькие и быстро устают на уроках, а любой материал, даже самый простой им надо излагать в интересной и увлекательной форме. Для ребят важно, чтобы их деятельность не была однообразной и монотонной. Ведь к семи годам учебная деятельность только начинает формироваться ,преобладающей же остается игровая деятельность. В игре происходит формирование правильного поведения ребенка,  дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, воспитывает самостоятельность, настойчивость, выдержку, без которой не будет успеха. А использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает наблюдательность, внимание,  память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает для ребенка процесс обучения занимательным. Игра приучает детей к согласованным действиям, соблюдению определенных правил, преодоление препятствий, возникающих в ходе игры, к точности выполнения заданий, к ответственности перед командой (если игра-соревнование). Помня слова В.А.Сухомлинского о том, что игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, это искра,  зажигающая огонек пытливости и любознательности я часто на своих уроках использую различные игры.

Игра может проводиться на  разных этапах урока. Если я использую игру в начале урока, то она помогает мне организовать и заинтересовать детей. В середине урока игра призвана решать задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Мои ученики с удовольствием играют......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра,  как средство познавательной активности на уроках в начальной школе».

 Работать учителем в начальной школе очень сложно. Дети маленькие и быстро устают на уроках, а любой материал, даже самый простой им надо излагать в интересной и увлекательной форме. Для ребят важно, чтобы их деятельность не была однообразной и монотонной. Ведь к семи годам учебная деятельность только начинает формироваться ,преобладающей же остается игровая деятельность. В игре происходит формирование правильного поведения ребенка,  дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, воспитывает самостоятельность, настойчивость, выдержку, без которой не будет успеха. А использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает наблюдательность, внимание,  память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает для ребенка процесс обучения занимательным. Игра приучает детей к согласованным действиям, соблюдению определенных правил, преодоление препятствий, возникающих в ходе игры, к точности выполнения заданий, к ответственности перед командой (если игра-соревнование). Помня слова В.А.Сухомлинского о том, что игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, это искра,  зажигающая огонек пытливости и любознательности я часто на своих уроках использую различные игры.

Игра может проводиться на  разных этапах урока. Если я использую игру в начале урока, то она помогает мне организовать и заинтересовать детей. В середине урока игра призвана решать задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Мои ученики с удовольствием играют.

Вот некоторые  фрагменты моих уроков с использованием игр.

Урок для будущих первоклассников по теме «Сказки». На уроке помогали инсценировать отрывки из сказок ребята-четвероклассники. Урок составлен в форме игры-беседы (диалога). В основе лежит общение учителя с детьми. Такая игра воспитывает умение слушать и слышать, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Основным средством игры-беседы является слово ,словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.

Учитель:            Здравствуйте, гости дорогие!

        Не стесняйтесь! Располагайтесь поудобнее!

        Давайте знакомиться. Я хозяйка этого дома. Зовут меня                                     Светлана Павловна.

        А вы как в нашу страну попали? Небось сказки любите. Вижу раненько встали, притомились уже. Вот и отдохните у меня. Домик у меня небольшой, да уютный. Сама все сделала, люблю порукадельничать. Не подумайте, что хвастаюсь. Нас таких в сказках много. Может и вы вспомните героинь сказок, которые были прекрасными хозяйками, хорошо шили, готовили? Дети называют такие сказки. Например, «Морозко», «Царевна-лягушка», «Марья-искусница», «12 месяцев» и т.д.

Учитель:        Молодцы! Хорошо знаете героинь сказок. А эту знаете?

        Красна- девица грустна,

        Ей не нравится весна.

        Ей на солнце тяжко,

        Слезы льет бедняжка.

        Как зовут героиню?  Из какой сказки?  Кто автор?

Четвероклассники инсценируют  отрывок из сказки «Снегурочка»

Учитель: Назовите главную причину исчезновения Снегурочки

Ученик-четвероклассник: Отгадайте и мою загадку

        Ой, вы гости-господа

        Долго ль ездили, куда?

        Ладно ль за морем, иль худо?

        И какое в свете чудо?

           Узнали из какой сказки?

Учитель: А теперь, ребята ответьте царю-батюшке на его вопрос

        И какое в свете чудо?

Четвероклассники инсценируют начало сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»                                

Следующим видом дидактической игры являются игры-загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Примером может служить урок в 1 классе по теме  «Прибавить и вычесть 2. Название чисел при сложении».

Это решение веселых задач :

1) Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел.

Два под березой,

Один у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине?

2) На поляне у дубка

Крот увидел  три грибка.

А подальше у осин

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов

Сколько крот нашел грибов?

3) В два уселись в электричку мы на станции «Пески».   Ну а в семь все как обычно прибыли на  «Васильки». Сколько времени в пути были мы? Ответ найди.

4) Дядя ежик в сад зашел, десять спелых груш нашел.   Две из них он дал ежатам, остальные же зайчатам. Сколько груш отдано зайчатам?

        Урок по русскому языку в 4 классе по теме «Повторение. Предложение».

На партах у ребят листки. Задание перевернуто , чтобы нельзя было прочитать. Учитель:- Ребята, возьмите листки. Переверните. Это шифровка. Спишите с листка к себе в тетрадь, вставив пропущенные буквы.

П.см.три  в.кру. , кр.снеют  .сины , х.лодный веет.р , б.ре.ки скл.нилис. , пр.плыва.т тучи , д.жди.

Учитель:- Объясните написание.

        -Выделите в кружок в первых словах следующие № букв: 1 , 6 , последнюю , 5 , 8 , 3.

        - Прочитайте слово. (пейзаж)

        - Что такое пейзаж? Прочитайте в толковом словаре значение слова пейзаж.

        Давайте напишем это слово по чистописанию. Я предлагаю несколько написаний. Расположите по порядку, начиная с зимнего.

Урок по обучению грамоте по теме «Буква Р.Звуки |р| |р´| »

«Доскажи словечко»

1) Широка и глубока

        Наша быстрая…река

        2)До чего же скучно, братцы,

        На чужой спине кататься!

        Дал бы кто мне пару ног,

        Чтобы сам я бегать мог,

        Я б такой исполнил танец!

 Да нельзя, я - … школьный ранец .                                  

3) Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок,

Врос он в землю крепко.

 Что же это …репка

        4)Над рекой повисло

        Цветное коромысло.

        Ребятишек радует

        Цветная …радуга.

        5) Ей не скажешь: «Кошка, брысь! »

Потому что это…рысь                                                            

Очень часто игры загадки я использую на уроках окружающего мира.

Еще один вид дидактической игры – это игра-путешествие. Игры- путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Цель игры- путешествия- усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность. Игры-путешествия облегчают преодоление трудностей, обостряют внимание, наблюдательность. Они всегда несколько романтичны. Хочу привести фрагмент такого урока.

              Урок по русскому языку по теме «Звуки и буквы» во 2 классе

 Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Почему? Это вы узнаете если правильно прочитаете транскрипцию слова. Посмотрите на экран.

[п у т´ и ш э с т в´ и й´ э]

Учитель: Почему наш урок необычный? Куда мы с вами отправляемся?

        Запишите слово в тетрадь.

        Назовите гласные буквы. Что можете сказать о слове? Разделите слово на слоги. Поставьте ударение. А теперь отгадайте на чем мы отправимся в путешествие : Крыльев нет у этой птицы,

        Но нельзя не подивиться:

        Лишь распустит птица хвост-

                                                 И поднимется в полет (ракета)    

 Но ракета не может отправиться в полет т.к. нет окон. Давайте поставим пропущенные буквы в слова и посмотрим на что похожи окна ракеты. Запишите слова в тетрадь.

В.сток, д.рога, к.рабль, быстр.

Учитель: Как называют слова которые записали? Соотнесите звук и букву, которую написали.(в слове восток слышим звук «а» пишем «о», в слове дорога слышим звук «а» пишем «о» и т. д.)

        Как иначе называют ракету?

Учитель: Как думаете на какую букву похожи окна ракеты?  Как называют у ракеты окна? (иллюминаторы)

        А теперь в путь. Давайте напишем путь нашей ракеты. Чистописание: ооОООоо  ооОООоо  ооОООоо

        Молодцы! Ракета приземлилась на планете, где хозяйничает злая Клякса. Помогите  жителям планеты избавиться от Кляксы. Для этого нужно решить несколько задач.

  1. Найдите лишнее. Объясните почему.

И   Л   М   Н    З   Р

Я    Е    Э    Ю    Е

  1. Какие слова спрятались?

[кот]                                  [ кот]

Что нужно знать,чтобы правильно написать слова. В каком значении употреблены  данные слова?Какое правило поможет написать правильно слова? Запишите , рядом напишите проверочные.

  1. Посмотрите на экран.

Кто узнал сказку? Назовите автора.

Посодил дет репку- вырасла анна бальшая- пребальшая. Стал дет ребку тинуть, а вытащить не может.

Какую орфограмму нужно знать,чтобы написать правильно? Спишите, в скобках записывайте проверочные слова.

Учитель: Ура! Злая Клякса повержена и волшебная страна свободна. Но, чтобы вернуться на землю нужно выполнить еще задание…

Но все же хотелось бы предостеречь учителей. Слишком частое использование игр может привести к тому, что детям надоест играть. Поэтому урок-игру следует проводить не чаще 1-2 раз в месяц, а вот игровые моменты можно и нужно применять на каждом уроке в начальной школе. Задача учителя- научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности на уроках математики начальной школы.

В статье представлен материал о развитии познавательной активности на уроках математики начальной школы....

Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе.

Данная работа представляет собой теоретическое обоснование использования дидактической игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников...

Презентация "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе"

Представлена презентация к докладу по теме "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе". В презентации представлен материал, отражающий представл...

Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию.    Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию....

«Облако слов» как средство познавательной активности на уроках в начальной школе

quot;Облако слов" отличное средство для развития познавательной активности на уроках в начальной школе....