«Деловая игра как средство познавательной активности на уроках математики в начальных классах»
материал по математике

Печенкина Наталья Сергеевна

Использование игровых технологий  в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Деловая игра как средство познавательной активности на уроках математики в начальных классах»

Актуальность выбранной темы заключается в том, что современному обществу требуются люди, способные решать самостоятельно возникающие перед ними вопросы, а так же подходить творчески  к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.

До поступления в школу, у ребенка ведущим видом деятельности является игра. Игра – вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате, а в самом процессе. В целом игра рассматривается как особое отношение личности к окружающему миру; особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность: Игра – сложное социально-психологическое явление посредством чего ребенок учится управлять собой.[1]

С началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все  же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов.

Использование игровых моментов в начальной школе тесно связано с решением ряда вопросов: целесообразность ее использования, место занимательности на уроке, функции занимательности, методика проведения, систематизация игр, которые требуют разрешения образовательных задач.

В работе учитель начальных классов должен исключить ряд недостатков, которые мешают эффективному применению игры в обучении младших школьников. Первое – использование игровых моментов, не соответствующих возрастным индивидуальным особенностям детей. Второе –  методически неграмотное проведение игр в процессе обучения младших школьников.

Чтобы дети воспринимали математику не просто как учебный предмет, а понимали прикладной смысл ее изучения, следует использовать деловые игры. Через деловую игру и в игре  готовится сознание учащихся  к предстоящим условиям жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему члену общества. Но именно этот вид игры учителя в начальной школе редко используют на практике. Поэтому попробуем разобраться, что такое деловая игра, её технология, какие виды и структурные компоненты она имеет.

Деловая игра  – это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для определённого вида труда. А.А. Вербицкий выделяет психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры: принцип совместной деятельности, принцип диалогического общения, принцип двуплановости, принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности.[19,c.176]

Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой модели означает, что разработчик закладывает в игру не задачи, а систему учебных заданий в форме конкретных производственных ситуаций. В процессе игры ученик должен: выделить проблему, разработать способы и средства ее решения, осуществить соответствующие практические действия.

Принцип совместной деятельности означает, что деловая игра  – это совместная деятельность двух и более людей. Игра возможна при наличии нескольких участников, вступающих в общение и взаимодействие с целью обсуждения проблемы и принятия решения по всем вопросам содержания.

Принцип диалогического общения –  необходимое условие игры. Каждый участник игры не только имеет право, но и должен высказывать свою точку зрения, свое отношение ко всем вопросам, возникающим в игре.

Реализация принципа диалогического общения обеспечивается не только проблемным содержанием игры, но и ролевыми позициями участников, анализирующих возникающие проблемные ситуации в соответствии с требованиями роли. 

Принцип двуплановости игровой деятельности означает, что в игровых условиях разворачивается деятельность, назначение которой  –  развитие реальных личностных характеристик специалиста. «Серьезная» деятельность обучающегося по развитию этих характеристик реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет ему интеллектуально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, не бояться ошибки.

А.А. Вербицкий предлагает структурную схему деловой игры, состоящую из следующих компонентов: имитационная модель, игровая модель, цели игры, предмет игры, сценарий игры, графическая модель ролевого взаимодействия участников, комплект ролей и функций игроков, правила игры. В ходе проведения деловых игр на уроках в начальных классах поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное напряжение, участникам игры предоставляется возможность выбора своей роли, а сама игра оказывается, проникнута духом соревнования.

В деловой игре рождается взаимодействие в рабочей группе, ярко проступают отношения между членами команды, в открытой форме выступают учебные, личностные, социальные отношения участников игры друг к другу.

Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.

Задачи игр:

  • научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, вопросы учителя; 
  • развивать проективные умения у учащихся;
  • воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определенной деловой игры.

Для создания деловых игр важно знать признаки этой формы организации обучения. К ним относятся:

  • Имитация реальной жизненной ситуации.
  • Распределение ролей между участниками.
  • Различение интересов у участников игры.
  • Привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени.
  • Наличие системы группового и индивидуального оценивания. 

Любая деловая игра включает следующие этапы:

1) ориентировочный;

2) исполнительный;

3)итогово - оценочный.

        В деловой игре хорошо срабатывает здоровьесберегающий фактор.Большим плюсом в применении этой технологии, считает Н.Г. Люшневская, что дети с разным уровнем умственного развития могут активно принимать участие в этих игр, не чувствуя себя закрепощенными. Например, слабоуспевающий  по  математике ученик может оказаться хорошим организатором, может распределить роли в игре, следить за ходом игры, быть хорошим помощником руководителю группы. Дети не нервничают, чувствуют себя уверенно как сильные ученики, так и слабые.

В результате проведения деловых игр  учителя, использующие деловые игры, замечают, что дети, которые учатся удовлетворительно по основным предметам, с большим удовольствием выполняют задания с отсроченным ответом. Составляют большое количество вопросов. Дети с высоким уровнем развития (высокой мотивацией) могут показать более углубленные знания по предмету, они могут выступать в роли маленького учителя в классе, что очень нравится самим ученикам.

На ориентировочном этапе игры должны быть определены условия её проведения, объявлены участники, разработан план проведения, обозначены цели и задачи, распределены роли.

Исполнительный этап включает выполнения участниками различных заданий.  «Разминка» учителем предложены два утверждения, с которыми можно согласиться или не согласиться. За одну минуту следует выработать коллективное мнение и аргументировать свой ответ. Например, ряд чисел 34, -789, 4/6, 231, 7/54, 0, -46 можно разложить на четыре группы.

«Изменение планов»  здесь участники группы могут изменить своё решение (заменить человека, который был выбран на предварительном этапе, например, руководителем, а во время игры участники группы могут заменить на более активного, решительного человека).

Итогово-оценочный этап включает в себя выставление баллов после выполнения каждого задания и объявления результатов игры после её завершения. Выполнение каждого из заданий оценивается по пятибалльной системе. Итоги групповой деятельности подводила группа детей и учителей. Которые в ходе игры выступали в роли арбитров, а командиры групп оценивали индивидуально всех участников команды.

Примером деловой игры на уроке математики может служить игра «Компетентность».

I этап игры.

Участники – две команды.

Наниматели – определяющие победителя.

Арбитр – учитель, решающий спорные вопросы.

Примечание: предыдущего победителя можно определить маленьким учителем.
До игры: 

  • учитель знакомит с ходом игры;
  • формирует команды;
  • задает тему.

Команды придумывают друг для друга по пять вопросов по этой теме (можно придумать две задачи, одно творческое задание и две репродуктивных карты).

Команды задают друг другу задания, соперники выполняют. Если соперник не справился, то задающая вопрос команда выполняет его сама. Одновременно с этим «наниматели» оценивают по пяти- и десятибалльной системе участников.

Пока «Наниматели» совещаются, принимают решения – кто принят на работу, учитель делает выводы, т. е. краткий обзор, обращает внимание на ошибки.

Тема игры известна и дети могут готовиться за неделю или можно её организовать как итоговый урок по какой-то определенной теме. Можно создать третью команду, которая может искать ответы в учебниках (эта работа индивидуальная).

II. Научно-исследовательская лаборатория.

Участники - две команды – это изобретатели, инженеры.

Задачедатель – учитель (или специально подготовленный ученик).

Задания могут быть не только творческие. Желательно подать их обоснованно. Задание может быть преподнесено как мини-спектакль или доклад, реферат буквально на несколько минут.  Можно дать задание построить «дом» с различными расчетами (сколько квартир, дверей, окон, подъездов? и т. д.).

III. Точка зрения.

Участники – учащиеся двух команд, отстаивающих ту или иную точку зрения.

Наблюдатель – учитель (можно с 1-2 учениками). Учитель объявляет тему спора. 

Во время игры:

  • Группы обсуждают свои аргументы.
  • Группы вступают в диспут.
  • Группа наблюдателей оценивает, кто более убедителен, эмоционален, кто допустил ошибки в споре? 

IV. Игровая учебная деятельность.

Проводим игры-тренинги. Схема – игровая цель, т. е. необходимо проделать большое число однообразных упражнений. Учитель включает их в игру, в которой действия выполняются для достижения определенной цели.

Пример: Сложение с переходом через десяток. Вместе с детьми покоряем вершину. «Альпинисты» продвигаются на соответствующую вершину, выполняя определенное задание.

Схема «Логическая цепочка». Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда последующее действие зависит от предыдущего. 

V. Игры в случайность. 

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.

Игра «Что? Где? Когда?». Учащиеся играют картой со стрелкой, можно жребий, бумажный самолётик, шуточное гадание по книге или журналу. 

Темы на усмотрение учителя или играющих команд.

VI. «Да - Нетка» - учит связывать разрозненные факты в единую картинку, систематизировать имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников. Учитель загадывает нечто (число, предмет), задавая вопросы. Бывает, вопрос задается из дидактических соображений не очень корректно или учитель не хочет давать ответ и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестам. После игры обязательное краткое обсуждение, какие вопросы были трудными?(Задумано – дробь (треугольник, умножение).Вопросы: предмет? – нет; число? – да;? однозначное? – нет; натуральное? – нет; дробь? – да).

        А также прекрасно использую прием – отсроченная отгадка. Если дети не смогли загадку отгадать или решить какую-либо задачу – это задание они могут выполнить дома, используя помощь взрослых.

        Наряду с  этой игрой учителя часто используют в качестве «оболочки» игры «Строители», «Строим государство», «Учёный совет», «Банк».

Таким образом, деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, и  дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения 
  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.– М.: Высш. шк., 1991.- 207 с.
  3. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры – к профессиональному творчеству: Учеб..-метод.пособие.–Мн.: Университетское, 1989.- 125с.
  4. Гамезо. М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей               педагогических  вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.– Новосибирск: Наука, 1987. –с. 61–77.
  6. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. – М.: Знание, 1989.– 208с.
  7. Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. – Казань, 1972. – с. 46 – 47.
  8. Ежова Л.В.Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр.
  9. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 1961
  10. Жук.А.И.,Кашель.Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.– 96 с.
  11. Красовский.Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей). –М.: Экономика, 1989.– 175 с.
  12. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры.— Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.– 272 с.
  13. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. – М., 1973. – с. 48.
  14. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.– М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
  15. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.– 2-е изд., испр. и доп.– М.: Политиздат, 1990.– 494 с.
  16. Семенов. Н.А. Стимулирование развития познавательной самостоятельности в процессе обучения // Проблемы стимулирования активности учащихся в процессе нравственного воспитания и обучения. – Йошкар-Ола, 1974. – С. 118.
  17. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.– М.: Высш. шк., 1991.–176 с.
  18. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред.спец. учеб. заведений.– М.: Высш. шк.,1991.– 320с.
  19. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб.пос. – М.: Просвещение, 1979. – с. 49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Актуализация умственной и познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах"

Методическая работа по развитию умственной и познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках математики...

«Игра, как средство познавательной активности на уроках в начальной школе».

Работать учителем в начальной школе очень сложно. Дети маленькие и быстро устают на уроках, а любой материал, даже самый простой им надо излагать в интересной и увлекательной форме. Для ре...

Дидактическая игра как одно из средств познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах

Одна из центральных задач начальной школы – подготовить детей к обучению в средних и старших классах, к усвоению математики.Важной стороной такой подготовки выступает формирование познавательных спосо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА По теме: «Приёмы устного счёта как средство повышения познавательного интереса на уроках математики в начальных классах»

Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению ко...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности (доклад на МО учителей начальных классов).

Данный методический материал можно использовать на заседаниях МО учителей начальных классов и педагогических советах.Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школь...

Дидактическая игра – как средство развития познавательной активности на уроках математики.

Примеры дидактических игр на уроках математике можно использовать с 1 по 4 класс...

Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Выступление на РМО содержит материал потеме:"Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики" (из опыта работы).Эта работа содержит основные поня...