Дидактическая игра – как средство развития познавательной активности на уроках математики.
методическая разработка по математике на тему

Клименкова Ирина Владимировна

Примеры дидактических игр на уроках математике можно использовать с 1 по 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра – как средство

развития познавательной активности.

 

     Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию и по структуре, формируется у ребёнка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник приобрёл умение учиться. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми её компонентами в равной мере.

       Структурными элементами учебной деятельности являются:

- учебные мотивы

- учебные задачи

- учебные действия

- контроль

- оценка

         Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым. 

         Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

          Выделяют четыре принципа игровой деятельности:

  1. эмоциональной комфортности;
  2. активности;
  3. открытости;
  4. индивидуализированности (дидактическая игра делает учебную деятельность субъективно – значимой, где каждый ребёнок находит свою «нишу», получает возможность максимально реализовать себя и продемонстрировать свой успех в деятельности)

         Дидактические игры направлены на:

- формирование познавательной активности и интереса учащихся;

- желание сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь освоить социальные роли;

-развитие умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

            Основными условиями проведения дидактической игры являются:

  1. методическая подготовка учителя по использованию дидактической игры в учебном процессе;
  2. выразительность проведения игры;
  3. включенность педагога в дидактическую игру. Он является и участником, и руководителем игры.
  4. оптимальное сочетание занимательности и обучения, при этом наглядность, используемая  в дидактической игре должна быть простой, красочной, ёмкой;
  5. между учителями и детьми должна быть атмосфера доверия, сопереживания и взаимопонимания.

Педагогам необходимо соблюдать ряд требований к проведению дидактической игры.

- подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи;

- доступно изложить сюжет, распределить роли;

- поставить перед детьми познавательную задачу;

- участвовать должны все дети;

- характер дидактической игры зависит от этапа урока, на котором он проводится;

- итоги игры должны быть всегда положительные: отмечаются не только достижения учащихся, но и над чем следует ещё поработать.

        По характеру познавательной деятельности выделяют:

а)игры, направленные на формирование исполнительской позиции в деятельности;

б)игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность;

в)игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся;

г)игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;

д)игры, включающие элементы поисковой деятельности.

          Важно продумать поэтапное распределение дидактической игры на уроке. В начале урока  цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решать задачи усвоения, обобщения или повторении учебного материала. В конце урока игра должна носить поисковый и творческий характер.

           Таким образом, дидактическая игра – это игра только для детей. Для учителя – это эффективный способ обучения, воспитания и развития.

            Дидактическая игра помогает традиционное обучение приблизить к инновационному, развивающему.

          Дидактическая игра создаёт «зону ближайшего развития» для каждого ученика, совершенствует познавательные процессы детей (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально - пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям.

             Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. Она даёт возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости.

Дидактические игры на уроках  математики.

  1. Игра «День и ночь»

Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика.

Содержание игры: учитель говорит «Ночь». Дети опускают головы на парту, закрывают глаза. Учитель: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5 (4, 3, …). Какие числа я задумала? Кто отгадал эти числа, для того наступил день» (Дети поднимают головы и показывают числа)

  1. Игра «Опусти рыбку в море».

         Оборудование: На плакате изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке написан свой пример. Изображение Нептуна. Слова Нептуна говорит учитель.

         Содержание игры. Нептун: «Мои рыбки попали в неволю. Дети помогите им вернуться в море.» Дети решают примеры, спасают рыбок и отпускают их в море. Если ученик решил пример неправильно, то рыбка остаётся в аквариуме.

  1. Игра «Незнайка математик».

        Оборудование: изображение Незнайки, примеры могут быть записаны на доске или на плакате.

       Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляют ошибки.

        Итог урока: Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.

  1. Игра «Сбор плодов»

         Оборудование: изображены два дерева, около каждого корзинки. На одном дереве прикрепляются рисунки яблок, на другом – груш. На обратной стороне рисунков различные примеры на сложение и вычитание.

      Содержание игры: Девочки собирают в корзины «яблоки», мальчики – «груши». Ученик подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвёт» её с ветки. Если он правильно решит пример, то положит плод в корзину, если же нет – вернёт на дерево, а к доске выйдет следующий ученик.

  1. «Детский сад» (игра в парах)

В детский сад с соответствующим номером подбираются игрушки. Например, в наборе две большие карточки: на первой написано число 36 (номер детского сада), а внизу приклеен медвежонок, на второй число 24 (номер второго детского сада) и медвежонок. В конверте ещё 16 маленьких карточек: на каждой медвежонок и один пример, в ответе которого либо 24, либо 36 (например. 72: 2, 12*3, 18*2, , 9 * 4, 48:2, 72:3 и т. д.)

   Каждый из играющих берёт себе по одной карточке и затем ходит по очереди. Выигрывает тот, кто скорее «завезёт» в свой детский сад всех медвежат, то есть подберёт 8 карточек с примерами, ответ которых соответствует номеру детского сада. Ценность игры в том, что у неё большое число вариантов (меняются игрушки и примеры).

  1. «Лучший считающий в классе»

           Работа  в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ для быстрой проверки). Считает, сколько примеров решено за 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Кто больше всех решит примеров за 2 минуты, является лучшим считающим в классе.

  1. Игра «Обгонялки»

          Каждый ряд получает карточку  с примерами. (Сколько учеников, столько и примеров.) Решив один пример, ученик передаёт следующему эту карточку.

  1. Игра «Математическая рыбалка».

Оборудование: на 3-х альбомных листах нарисован плакат с рыбками – примерами.

Содержание: 

- Наше путешествие продолжается. Мы летим над синим морем. А у самого синего моря жил старик со своею старухой. Какая это сказка? Кто её автор?

- Вот мы в гостях у золотой рыбки. Она приплыла к нам не одна, а со своими подружками и предложила поиграть в игру. Посмотрите на рисунок.

Кто из рыбаков поймал больше рыбок?

- Раскрасьте удочку каждого рыбака и рыбок, которых он поймал, одинаковым цветом.

  1. Игра «Лабиринт»

Карточки.

- Надо пройти через двое ворот так, чтобы сумма чисел, стоящих в воротах, равнялась 11 (12)

  1. Игра «Цветик – семицветик».

Оборудование: Макет цветика – семицветика, с обратной стороны задания – карточки.

- Добрая старушка из сказки «Цветик – семицветик» прислала нам свой волшебный цветок. Теперь мы стали волшебниками и будем исполнять желания своих товарищей. Кто сорвёт лепесток и выполнит задание верно, имеет право на три желания, которые волшебники исполнят. Но эти желания математические.

      По команде учителя выходит ученик, срывает лепесток, правильно отвечает и задаёт свои три вопроса классу.

      Итог игры: победили те, чьи желания выполнились.

Задания на лепестках:

1 лепесток: Прочитай примеры и посчитай

                     14 – 7 + 8

                     12 – 8 + 9

                     13 – 5 + 6

2 лепесток: Ребусы. Прочитай слова, которые здесь написаны:

ВИ  3   НА                      100 Л

3 лепесток: Отгадай загадки.

1) Два братца пошли купаться;

    один купается,

    а другой у воды дожидается.

    Что это?   (ведра)

                    2) У него 4 лапки,

                         Лапки – цап-царапки,

                         Пара чутких ушей.

                         Он – гроза для мышей.       (кот)

4 лепесток: Задача

Утром над окном висело 11 сосулек. За день 4 сосульки растаяли. Сколько сосулек было над окном вечером?

5 лепесток: Задача.

Маша нарисовала 5 ромашек, а васильков – на 2 меньше. Сколько васильков нарисовала девочка? Сколько всего цветов нарисовала Маша?

6 лепесток: Используя краткую запись, составь задачу.

                  1 ваза – 6 яблок                 ? яблок

                  2 ваза – 11 яблок    

 7 лепесток: Сравни выражения:

                         6 + 8 … 12 – 4

                         0 + 7 … 11 – 3

  1. Игра «Корабль стартует в космос»

 Оборудование: макеты 3 кораблей, на отдельных трёх листах записаны примеры.

Содержание: На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа корабля (в одном экипаже 7 человек). Выполнив своё задание, каждый ученик передвигает свою ракету на ступеньку вперёд.

Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» - и первой летит в космос.

  1. Игра «Поставь стрелку правильно»

На доске круг, разделённый на несколько секторов. В каждом секторе – геометрическая фигура (треугольник, квадрат, овал, круг, прямоугольник, прямая), в центре круга подвижная стрелка.

- Один из учеников перечисляет признаки геометрической фигуры, но не называет её, а другой указываете стрелкой и называет.

  1. Игра «Выиграй миллион»

 Цели игры: Развитие произвольной сферы, умение     сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания.

Эту игру можно проводить на уроках закрепления или проверки знаний на любом предмете и по многим темам.

Оборудование: карточки.

Ход игры: Играющий берёт карточки по порядку. За каждый правильный ответ даётся бонус.

Условия игры: Выбери верное утверждение.

1 карточка      5 + 4 = 10

                        5 + 5 = 10

        2 карточка      6 + 3 = 10

                                6 + 4 =10

        3 карточка      7 + 1 = 10

                                8 + 2 = 10

        4 карточка     1 + 3 + 6 = 10

                               1 + 2 + 5 =10

13 «Занимательные квадраты»

Материал игры: не заполненный занимательный квадрат, то есть в котором отсутствуют числа в клетках.

Содержание: Заполнить квадрат так, чтобы сумма, расположенная в рядах, в столбиках и по диагонали получилась одинаковой.

135

120

195

165

  1. Игра «У кого больше рыбок»

Материал для игры: иллюстративное наборное полотно, на котором изображён пруд; в прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках написаны числа (трёхзначные)

Содержание игры: Соревнуются 3 команды по 3 – 4 человека в каждой. Каждый член команды (поочерёдно) ловит рыбку, громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен сказать, сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ его по десятичному составу. Если ответы его правильные, то он поймал рыбку;. Если ученик ошибся, то рыбка уплыла (её снова вставляют в наборное полотно). Команда, которая поймала больше рыбок, выигрывает.

  1. Игра «Кто быстрее и верно назовёт числа по порядку от большего к меньшему и наоборот?»

21

28

30

23

35

27

36

32

26

34

25

33

22

29

31

24

Соревнуются 2 ученика. Эта игра развивает внимание, наблюдательность, способствует отработке счёта.

  1. Игра «Кто больше составит чисел?»  Содержание игры:  учащимся предлагают три цифры 4, 7, 9.

Задание: Какие числа и сколько их можно составить из этих цифр?

Задание оказывается более сложным, если одна из цифр равна 0.

Тот, кто, составил все возможные числа выиграл.

  1. «Круговые примеры или цепочка»

Особенность этих примеров заключается в том, что ответ 1-го примера является началом 2-ого примера, ответ 2-го примера является началом 3-ого примера и т. д.

  1. Игра «Какое число я задумал?»

Содержание игры:

Даётся задание: - Я задумал число, ты его отгадаешь, если правильно от 100 отнимешь 50, к результату прибавишь 25, а сумму разделишь на 3, Какое число я задумал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.

Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером ...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся

Эта презентация была использована на педсовете, посвященном учебно-дидактическим играм,которые нужно использовать на уроках и не надо относиться к ним как к устаревшим формам работы....

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащизся

Одним из требований ФГОС является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусмативали бы целеноправленное развитие мыслительных способно...

Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Дидактические игры, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры на уроках ру...

Дидактические игры как средства развития познавательной активности младших школьников

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Их применение направлено на решение конкретных задач в обучени...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности (доклад на МО учителей начальных классов).

Данный методический материал можно использовать на заседаниях МО учителей начальных классов и педагогических советах.Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школь...

Учебно-дидактическая игра как средство развития познавательной активности

Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти пр...