Учебно-дидактическая игра как средство развития познавательной активности
статья на тему

Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из таких  подходов является дидактическая игра – сильнейший фактор психологической адаптации ребенка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного внедрения ребенка в мир познания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из таких  подходов является дидактическая игра – сильнейший фактор психологической адаптации ребенка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного внедрения ребенка в мир познания.

Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучаемых сравнима или даже преподавателя.

Возможность представления заданий в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребенка в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отмечающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Единой классификации дидактических игр пока не существует. Поэтому разделим их по некоторым признакам. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные  признаки присущи всем играм, однако в одних играх отчетливее выступают одни признаки, в других – иные.

Изучение педагогического опыта учителей показывает, что чаще всего они обращаются к настольно-печатным и совестным играм – викторинам, тренажерам, лото, домино, кубикам и пятнашкам, шашкам, картам, ребусам, головоломкам, загадкам, криптограммам, кроссвордам.

Загадок для детей никогда не бывает мало, ведь столько в школе мероприятий, где они могут пригодиться. Загадки можно разделить на загадки-складки / или загадки-рифмы/ и загадки-обманки. Загадки-складки – это наиболее любимый детьми вид загадок, т.к. они содержат подсказку-рифму. Особенно они хороши для коллективного ответа. Загадки-обманки вызывают еще большее оживление детской аудитории, смех, веселье в случае ошибок. Они учат детей вниманию, умению сомневаться и доказывать свою правоту.

Например:

Я румяная девица:

С молоком смешала кровь.

Огоньком глаза сверкают

И дугой над каждым….(бровь)

Шьют и варят холодцы

Нам, конечно же, ….(не отцы, а мамы)

Шарады – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждая часть представляет отдельное слово.

В шараде требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не сразу, а по частям.

Например: Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноту? (арфа)

Метаграммы – загадка, в которой зашифровано слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой и значение слова изменится.

Например: Я приношу с собою боль

                Лица по форме искажение,

                А «ф» на «п» заменишь коль, -

                То я всего лишь знак сложения                (Флюс-Плюс)

Логогрифы.

В них нужно догадаться, о каком слове говорится вначале. Затем в расшифрованное слово надо вставить добавочную одну или две буквы, и получится новое слово.

Например: Арифметический я знак

                В задачнике меня найдешь во многих строчках.

                Лишь «о» ты вставишь, зная как,

                И я – географическая точка                (плюс - полюс)

Ребус – это загадка, в которой вместо слов поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, название которых надо отгадать. При отгадывании ребусов надо знать некоторые правила:

1. Название всех изображений на рисунке нужно читать в именительном падеже.

2. В перевернутом  виде рисунок, - нужно читать слово с конца.

3. Если слева или справа стоят запятые, то у слова нужно отбросить первую, либо вторую, либо последнюю буквы.

4. Предлоги в, на, под, над и т.д. изображаются определенным расположением рисунка.

Кроссворд – это игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова.

Чаинворд – в переводе с англ. «цепочка слов». Нужно отгадать все слова и записать их так, чтобы первая буква каждого нового слова совпадала с последней буквой предыдущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.

Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером ...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся

Эта презентация была использована на педсовете, посвященном учебно-дидактическим играм,которые нужно использовать на уроках и не надо относиться к ним как к устаревшим формам работы....

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащизся

Одним из требований ФГОС является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусмативали бы целеноправленное развитие мыслительных способно...

«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».

Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности (доклад на МО учителей начальных классов).

Данный методический материал можно использовать на заседаниях МО учителей начальных классов и педагогических советах.Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школь...

Мастер класс « Учебно - дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся»

Главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на...