«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методическую копилку учителей дидактичесмкими играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra_2.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».

Цель: осмысление роли учебно-дидактических игр в учебно-воспитательном процессе.

Задачи: 

  1. Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе.
  2. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения.
  3. Пополнить методическую копилку учителей дидактическими играми.

«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

Свою работу мы построим по группам.

Первая группа «Плюс» - должны отметить положительные стороны дидактических игр.

Вторая группа «Минус» - должны отметить отрицательные стороны дидактических игр.

(В течение занятия, одна группа записывает «плюсы» игры, а другая – «минусы».)

Задачи современной школы – воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.

Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных заданий, решения задач. В современном учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков.

Одним из видов активной деятельности обучения для младших школьников остается учебно-дидактическая игра.

Характерным для каждой учебно-дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляют учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием.

Дидактическая игра – ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой материал. Дидактическая игра направлена на усвоение, расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие интереса и способностей.

Дидактическая игра предполагает наличие определенных знаний; выполнение задачи, поставленной в ней, требует от ребенка сосредоточенности, внимания, умение выделять в предметах общее и различное, восстанавливать недостающую часть, нарушенный порядок и т.д.

Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При  включении детей в ситуации дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Дидактические игры на уроках чтения и русского языка направлены на решение конкретных задач обучения школьников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Среди дидактических игр различаются игры с условной ситуацией; игры, построенные на основе стихотворений, и игры интеллектуального характера (анаграммы, загадки, метаграммы, ребусы, шарады). Близки по педагогическому значению к дидактическим играм различные занимательные задания. Иначе их называют игровыми.

Результативность таких игр зависит от методики и планомерности их проведения. Как адекватное возрастным особенностям учащихся средство решения программных задач дидактические игры полезно использовать не только на уроках или внеурочных занятиях, но и во всей системе работы с детьми.

Задачи игр по обучению грамоте, закрепление навыков чтения непосредственно связаны с программными задачами. В отдельных играх углубляются знания о том, что элементом речи является слово, в других – закрепляется умение составлять из букв слова, в третьих – отрабатываются навыки чтения отдельных слов или предложений.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Игровые элементы позволяют спрятать от детей дидактическую задачу и, таким образом. Облегчить трудный для них процесс приобретения знаний.

Сейчас мы вам предлагаем побыть в роли учеников.

На уроках обучения грамоте, русского языка и чтения используют такие виды игр:

  1. Кроссворд – это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов;

Перед вами кроссворд, который был предложен детям на уроке литературного чтения УМК «Гармония» при проверке домашнего задания.

- Давайте разгадаем кроссворд и определим, что общего в рассказах В.Драгунского «Не пиф, не паф!», «Заколдованная буква», Н.Носова «Находчивость» и Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков».

10

4

9

3

6

7

2

1

5

8

  1. Кто пришел в гости к ребятам, когда они были наказаны и сидели дома?  (Котька)
  2. Что попросил странный смешной человечек в обмен на свою машинку?   (Мозг)
  3. Кто рассказывал Дениске сказки, пропуская страшные места?   (Мама)
  4. Сыски-хыхки-фыфки. А как правильно?   (Шишки)
  5. Сколько времени убирали комнату ребята после игры в прятки?  (Час)
  6. Как звали мальчика, героя рассказов В.Драгунского?   (Дениска)
  7. Что могла делать удивительная машина?   (Уроки)
  8. Что разбили ребята в рассказе Н.Носова?  (Сахарница)
  9. Куда папа посадил сына, чтобы он не вылетел в окно?  (Клетка)
  10. Рассказ Н.Носова («Находчивость»)

- Какое слово получилось? (Комичность)

- Как вы думаете, какое значение этого слова?

- Найдите его в толковом словаре.

        - Каким словом можно заменить?  (Смешной.)

  1. Ребус – это загадка, в которой слово или предложение зашифрованы с помощью рисунков, букв или знаков;

ПЕРЕДНЯЯ

  1. Метаграммы – это загадки, в которых загаданные слова отгадывают по признакам, сформулированным в сжатом рифмованном тексте, причем в содержании такого задания обязательно указаны буквы, изменение которых меняет смысл слова. Например:    Я с «П» - кругла, желта, на вкус приятна

И прячусь под поверхностью земли,

А с «К» я – то мала, то необъятна

И поднимаю часто корабли.

(Репа – река);

  1. Анаграммы – это слова из одних и тех же букв, но обозначающие названия разных предметов (пила – липа, весна – навес);

  1. Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, представляющих, в свою очередь, отдельное слово;

Слог первый – восклицание,

Второй – достоин порицания,

А все – на севере далеком обитает

И жителей тех мест и греет, и питает.

(О – лень);

  1. «Веселая азбука» - короткие образные стихотворения помогающие детям быстрее запомнить буквы и  отличать их по внешним характерным признакам;

  1.  Занимательные задания «Волшебницы – буквы» помогают детям убедиться в том, при замене одной или нескольких букв меняется весь смысл слова. Задание интересно тем, что оно эмоционально окрашено рассказом о волшебницах буквах, во власти которых различные чудесные превращения – домашнего кота буква может превратить в огромного кита, вредную моль – в соль, бак для воды в рогатого быка;

  1. Задания «Составь новое слово» способствует обогащению речи на основе овладения словообразованием и закреплению навыков чтения практическими действиями с буквами. В начале, дети выполняют задания на составление слова на основе изменяющего корня и указанного суффикса или суффикса и окончания. Значение нового слова ученики осознают после того, как самостоятельно прочитают его;

  1. Слова – перевертыши и предложения – перевертыши необычны тем, что при чтении слева направо и справа налево имеет один и тот же смысл;

  1. «Орфограммы в загадках» помогают учителю разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

При разгадывании загадок:

  1. Формируется любовь к народному творчеству, родному языку;
  2. Ребенок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;
  3. Мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой;
  4. Развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции;
  5. Расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.

Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

  1. Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

              (Кувшинка)

  1. Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит.

               (Шиповник)

  1. Пять амбарушек –

Одни ворота.

                (Перчатка)

  1. Черненько,

Горяченько,

А все любят.

                 (Чай)

  1. А ну-ка ребята,

Кто отгадает:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает.

                (Рукавичка)

  1. Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Оставила вас –

Закончила рассказ.

             (Точка)

- Назовите знакомые орфограммы.  

Приведем некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые мы применяем на своих уроках.

  1. «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закреплении любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

  1. Игра «Почтальон».

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 человек) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород               парк                 море                  школа           столовая            зоопарк

гря-ки                 доро-ки            пло-цы              кни-ки            хле-цы                кле-ка

кали-ка              бере-ки             фла-ки              обло-ки          пиро-ки              марты-ка

реди-ка             ду-ки                   ло-ки                тетра-ка          сли-ки                тра-ка

морко-ка          ли-ки                   остро-ки          промока-ка    голу-цы             реше-ка  

Задания: 1. Подобрать к данному приглашению подходящие по смыслу слова с парными согласными в середине слова.    

2.  Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

  1. Игра «Шифровальщики».

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико – фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло – различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

ЖЫИЛ                         АНСКИ                              КЬОИНК

___________________________________________

ЛЫЖИ                        САНКИ                               КОНЬКИ  

 

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово, записать его по памятке 4. (Дети, которые занимаются по УМК «Гармония», знают, что это значит – знаешь  орфограмму – пиши и подчеркивай, не знаешь – оставляй «окошко».)

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Участникам (индивидуально или по группам) предлагаются карточки с перепутанными буквами. Необходимо за отведенное время прочесть правильно пословицу или поговорку. Можно предложить несколько карточек. Побеждают участники, разгадавшие большее количество карточек.

Аякадж укриац сойв сатесн хлатив

Каждая курица свой насест хвалит.

Кот тезве, огот и ноготяюп

Кто везет, того и погоняют.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отработать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

А сейчас мы предлагаем задания, которые требуют элементарных умений редактировать текст и способствует отработке таких умений:  удаление символа, вставка пропущенного символа, замену одного символа другим.

  1. Лишь буквы – те, что в этих строчках

Даны не более, чем раз,

Тебе помогут быстро, точно

Секретный выполнить приказ.

ЭПСБТКУЭШЭДЯЖЬФЮЭ

ФТШВЗЧПКРСАГИОМ                            БУДЬ ВРАГОМ ЛЕНИ!

ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ

Примечание. Удалите буквы, которые встречаются более, чем один раз и прочитайте приказ. Запишите по памятке 4.

  1. Звук заблудился.

НА БОЛОТЦЕ НЕТ ДОРОГ.

Я ПО КОШКАМ - СКОК ДА СКОК!

НАЕВШИСЬ РЫБЫ ДО ОТВАЛА, НА МОРЕ ГАЙКА ОТДЫХАЛА.

ВОЛКАМ И БЕРКУТАМ НА СТРАХ КАБАН ПАСЕТ ОВЕЦ В ГОРАХ.

Такие задания часто выполняются на уроках литературного чтения УМК «Гармония», при актуализации знаний.

  1. Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый.

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня … - ну и ну! –

Все они сбежали.

             БРБН  СТРТ  СТКН  РССД  МРК  ПРТ  СХР  КРНДШ

Такие задания вносят смысл в работу по использованию навыков редактирования текста при изучении текстового редактора.

Для развития логического мышления мы используем разнообразные упражнения и игры. Вот некоторые из них, которые используем на уроках русского языка:

  1. Игра «Зашифрованное слово».  (Эта игра формирует такие мыслительные процессы,

как анализ и синтез.)

Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.

Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) – по первому слогу.

Пуговица, молоток, лава (голова) – по второму слогу.

Колесо, молоток, панама (солома) – по последнему слогу.

Сапоги, парашют, фантазия (сарафан) – найти самим спрятанное слово.

Зашифровывать можно новые словарные слова, название темы урока.

  1. Составление предложений.  (Развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.)

Предлагается несколько слов, не связанных между собой по смыслу.

Задание. Составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти слова.

Например:  река, ручка, собака.

(Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака ее нашла.- Такие предложения составили дети.)

  1. Игра «Составь цепочку».  (Игра учит сравнивать, находить общие и различные свойства предметов.)

Даются два слова.

Задание. Назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму.

Например: лес – пирог; доска – синица.

Ответы:  лес – земляника – начинка – пирог;

 доска – кормушка – семечки – синица.

Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания того, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка и чтения в начальной школе по любым программам.

А сейчас, пожалуйста, посовещайтесь и напишите: 1 группа – положительные стороны игры, 2 группа – отрицательные стороны игры.

Подводя итог нашему занятию мы пришли к выводу: дидактическая игра имеет как положительные стороны, так и отрицательные.

Отрицательные стороны игры:

  1. Игра отвлекает от учебного материала.
  2. Игра – это развлекательный момент (в лучшем случае организационный этап) урока.
  3. Трудно поддерживать дисциплину на уроке.
  4. Игра – это потеря времени на уроке, т.к. на объяснение правил игры и заданий уходит много времени.
  5. Трудно оценить работу каждого ученика на уроке при игровом способе обучения.
  6. Часть детей вообще не хотят играть, считая, что это не учеба, а развлечение, а часть включаются в игру слишком поздно.
  7. Много времени уходит на подготовку дидактической игры к уроку.
  8. Трудно детей ввести в игру и вывести из нее.
  9. Нарушение детьми правил игры.
  10. Возникновение конфликтных ситуаций.

Положительные стороны игры:

  1. Игра – это средство познания ребенком действительности.
  2. Игра обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.
  3. В играх учащиеся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе, бороться за честь класса.
  4. Повышается активность детей (все хотят быть продавцами, покупателями, пассажирами, космонавтами, капитанами и т.п.).
  5. Игра – это школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение.
  6. Игра – это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
  7. Игра облегчает межличностное общение.
  8. В дидактической игре происходит развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.).
  9. В игре закрепляются и применяются в нестандартной обстановке знания, полученные на уроках.
  10. Игра носит обучающий характер.

Итак, мы пришли к тому, что учебно-дидактические игры проводить нужно по ряду причин:

  1. Игра в «школьном возрасте не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде», - писал Л.С.Выготский. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
  2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);
  3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов;
  4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальной школе в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание не соответствует друг другу. Существуют значительные трудности адаптации (освоение им роли ученика, установление взаимосвязей со сверстниками и учителями). Дидактическая игра способствует преодолению указанных трудностей.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе

Методическая роль игр на уроках английского языка с примерами самых результативных разработок в начальной школе....

Доклад по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка через дидактические игры».

Использование дидактических игр на уроках  русского языка для достижения познавательной активности учащихся...

Активная познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий

«Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы  передать  русским языком». ( К. Паустовский). Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знани...

Занимательный дидактический материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Презентация к работе "Занимательный дидактический материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"...

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...