Дидактическая игра как одно из средств познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах
методическая разработка по математике на тему

Челпанова Елена Леонидовна

Одна из центральных задач начальной школы – подготовить детей к обучению в средних и старших классах, к усвоению математики.

Важной стороной такой подготовки выступает формирование познавательных способностей, совершенствование интеллектуальных умений. Общеизвестно, что результатами обучения математики является не только знания, но и возможности для развития мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, речи детей. Кроме того математика играет особую роль в гумманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности, включающее умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и развитие.

Известно, что организованная учебная деятельность учащихся носит однообразный характер, который является воспроизводящим. Большая часть времени на уроке затрачивается на выполнение тренировочных упражнений, отсутствует ориентация на развитие познавательных процессов.

В связи с этим  проблема изысканий, методических путей активизации познавательной деятельности на уроке математики в начальной школе является по сей день актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_po_matematike_chelpanova.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

как одно из средств активизации

познавательной деятельности

на уроках математики в начальных классах

Разработчик: Челпанова Е.Л.

Учитель начальных классов

МБОУ Начальная общеобразовательная школа ЗАТО п. Звёздный


Одна из центральных задач начальной школы – подготовить детей к обучению в средних и старших классах, к усвоению математики.

Важной стороной такой подготовки выступает формирование познавательных способностей, совершенствование интеллектуальных умений. Общеизвестно, что результатами обучения математики является не только знания, но и возможности для развития мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, речи детей. Кроме того математика играет особую роль в гумманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности, включающее умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и развитие.

Известно, что организованная учебная деятельность учащихся носит однообразный характер, который является воспроизводящим. Большая часть времени на уроке затрачивается на выполнение тренировочных упражнений, отсутствует ориентация на развитие познавательных процессов.

В связи с этим  проблема изысканий, методических путей активизации познавательной деятельности на уроке математики в начальной школе является по сей день актуальной.

Тема: дидактическая математическая игра как одно из средств активации познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Объект исследования: процесс организации познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах.

Предмет исследования: учебная деятельность учащихся начальной школы.

Гипотеза: применение системы целесообразно составленных дидактических математических игр, может способствовать активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, а также формированию мотивации учения.

Цель работы: показать, что система целесообразно подобранных дидактических математических игр способствует созданию математической, познавательной деятельности.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы в частности (А.Н.Леонтьев, Л.С.Высотский, В.В.Давыдов и другие), мы можем сказать, что в основу современной теории обучения положена базисная психологическая концепция. Суть её в том, что обучение рассматривается, как формирование деятельности и всякая практическая деятельность является внешним отражением некоторой мыслительной деятельности.

В связи с этим понятие деятельности можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Понятие «деятельности» имеет свою структуру. Мотивы – (побуждение к деятельности), цель (то на что непосредственно направлена деятельность),

внешние предметные операции и внутренние умственные операции.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают, как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Учёные определяют познавательную активность как качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Обучение математике, основываясь на том, что в основу его обучения положена базисная психологическая концепция, предполагающая формирование математической деятельности.

Поэтому учение должно быть организованно таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной младшими школьниками является игра. Не являясь ведущей деятельностью, дидактическая математическая игра усиливает мотивационно-познавательную сторону урока.

Учитывая изложенное выше, можно выделить конкретные признаки проявления познавательной деятельности:

  1. Качество знаний.
  2. Характерные особенности учебной деятельности.
  3. Отношение к внеучебной деятельности.

С позиции, заложенных рядом учёных и методистов, рассмотренные некоторые приёмы активизации познавательной деятельности через систему математических дидактических игр:

  1. включения в различные этапы урока;
  2. во внеклассные занятия;
  3. тестовые контрольные работы.

Охарактеризуем каждый этап.

На I этапе – игры были включены на различных этапах урока, они  (игры) были проведены по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».

Пример: Урок №З. Чтение и запись чисел от 212 до 99. Подготовка к введению составных задач. Что мы использовали?

Арифметическая мозаика, поиск закономерности – на этапе закрепления изученного материала; мыслительные операции, которые могут развиваться, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

По такому плану был проведён 21 урок. На каждом уроке использовались игры и отражено их влияние на активность учащихся на различных этапах урока.

Этап II – закрепление знаний через систему занятий, куда вошли занятия математического кружка – «Математический огонёк», математической газеты – «Математический паровозик» и Математическая сказка.

Так, для примера возьмём занятие №1: мы видим, что сначала проводилась разминка в форме индивидуальной дидактической математической игры «Математическая улитка».

Затем беседа «Что может математика?» Причём в дальнейшем детям сообщалась тема следующей беседы и дети сами, просто, потому что им интересно, подбирали познавательный, математический материал.

Далее проводилась групповая, дидактическая, математическая игра «Смекай, считай, отгадывай», в которой были задействованы нами все три группы учащихся, результаты вносились в дневник наблюдения.

Этап III – через систему контроля, за знаниями, были проведены тестовые контрольные работы на начало эксперимента и на его завершение.

В начале была проведена срезовая тестовая контрольная работа, с целью выяснения следующих знаний, умений и навыков.

  1. Знание названия чисел в пределах 100 и порядок их следования при счёте. Умение называть числа в порядке увеличения или уменьшения, начиная с любого заданного числа.
  2. Умение читать и записывать числа в пределах 100.
  3. Умение сравнивать числа по месту, которое они занимают в ряду.
  4. Закрепление навыков табличного сложения и вычитания.

Анализируя результаты контрольной работы «5» - 7 учеников

                                                                                       «4» - 9 учеников

                                                                                        «3» - 11 учеников и

Обобщая наблюдения за учащимися, считаем целесообразным, условно выделить три группы, по уровню развития познавательной активности. Для проведения более качественных наблюдений за работой учащихся – из каждой группы выделено по 1 ученику. Цель: проследить влияние системы дидактических игр на активизацию учебной, познавательной деятельности. Данные представлены в виде выписок из дневника наблюдения.

Приведём некоторые высказывания детей из дневника наблюдения:

Игра «Математические следопыты». На заданный вопрос «Что понравилось в игре?» Казымова Л. Ответила: «В игре есть интересные задачи, надо думать побыстрее и то, что надо искать следы».

Богдашкина Т.: « Понравилось вставлять числа в треугольник». Наумова Л.»Понравилось искать клад и вместе решать задачи, вместе легче».

Мы привели высказывания трёх девочек, которые по уровню развития познавательной активности, относятся к разным группам.

Мы наблюдаем, что для 1 и 2 группы на первом плане характерен познавательный интерес: «интересные задачи», «вставлять числа в домик». На втором плане игровой мотив. У третьей же группы учащихся, наоборот: на первом плане игровой мотив, а потом только познавательный.

Затем была проведена итоговая контрольная работа, с целью выяснить, как дети владеют следующими знаниями, умениями и навыками:

  1.  правильно и достаточно быстро находить сумму и разность чисел;
  2. Уметь сравнивать длины двух данных отрезков, сравнивать величины (сантиметр и дециметр).
  3. Результаты итоговой тестовой контрольной работы: «5» - 9 учеников

                                                                                                          «4» - 11 учеников

                                                                                                           «3» - 6 учеников.

Сравнительный анализ результатов тестовых контрольных работ, проведённых в начале и конце опытно-практической работы, говорит о том, что большее количество детей выполнило работу на оценки «4» и «5», после того, как мы использовали систему математических, дидактических игр, направленную на активизацию математической, познавательной деятельности младших школьников.

Дидактические, математические игры могут выполнять различные функции. Кроме того, они усиливают мотивационный аспект урока, способствуют возникновению познавательного интереса.

Игра является одним из действенных средств активизации познавательной деятельности большинства учащихся, может служить одним из средств повышения эффективности классной и внеклассной работы по математике.

Конечно, не следует преувеличивать значение игры и игровых форм занятий в учебной работе.

Учение, особенно математика, есть и всегда должно быть трудом полным творческого напряжения мысли. Нельзя стремиться придавать учению игровой оттенок, нельзя учить «играя», но использовать форму игры в целях учения, подчинить её учению, можно и нужно.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Актуализация умственной и познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах"

Методическая работа по развитию умственной и познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках математики...

Игра как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха

В статье описан опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а точнее, с неслышащими детьми . Применение игровых технологий на уроках математики в школе I, II вида позволяет решать ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА По теме: «Приёмы устного счёта как средство повышения познавательного интереса на уроках математики в начальных классах»

Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению ко...

Мастер-класс:"Приемы организации учебно- познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе"

Рассказать о приемах организации учебно-познавательной деятельности на уроках математики...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....

Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Выступление на РМО содержит материал потеме:"Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики" (из опыта работы).Эта работа содержит основные поня...