Мастер-класс:"Приемы организации учебно- познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе"
учебно-методический материал на тему

Макаенко Ирина Анатольевна

Рассказать о приемах организации учебно-познавательной деятельности на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx21.89 КБ
Office presentation icon priemy.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Приёмы организации учебно-познавательной деятельности

на уроках математики  в начальной школе »

Задачи:

  • Дать представление о познавательной активности на уроках  в начальной школе
  • Показать конкретные приемы организации учебно - познавательной деятельности       на уроках;
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

М.П.: Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.                                                                              Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”                                                                                                    А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.    

II. Теоретическая часть МАСТЕР – КЛАССА.

                                                                                                                                   В наших руках, чтобы ученик чувствовал себя - успешным.  Успешный ученик  - это ученик,  у которого сформированы познавательный интерес и познавательная активность.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.

Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

В наши дни тема особенно актуальна, поскольку  выпускник современной начальной школы должен не просто овладеть некоторой сумой знаний, главное он должен уметь приобретать эти знания самостоятельно.  

Задача учителя, формирующего познавательный интерес:

  • быть внимательным к каждому ребенку
  • уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
  • создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Соблюдение некоторых условий,  которые способствуют формированию, развитию укреплению  познавательного интереса учащихся:

  • Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся.
  • Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом.
  • Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие.
  • Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив».

Математика- это один из предметов, где ученики проводят наблюдения, сравнения, делают выводы и обобщения, проверяют их простыми, доступными опытами на практике. Проблемная ситуация на уроке математике, являясь движущей силой обучения, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, направляет их на ее решение, организуя его поиск Таким образом, каждый ученик становится в позицию своего обучения, и в результате он приобретает новые знания, овладевает новыми способами действия.

Проблемная ситуация создается на уроках путем применения особых методических приемов:

- столкновение противоречий в практической деятельности

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос

-предложения рассмотрения явления с различных позиций

-проблемные теоретические и практические задания

- проблемные задачи ( с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенность в постановке вопроса, с заведомо допущенными ошибками

На своих уроках для создания проблемных ситуаций  я также использую следующие приемы: прогнозирование по ключевым словам,  «корзина идей», понятий, имен.

  1. Прогнозирование по ключевым словам. Ознакомьтесь с методикой на экране.
  1. Группам раздаются наборы ключевых слов. Задача: определить, о чем может идти речь в тексте с такими словами. Опрос выделяет группу, ближе других подошедшую к пониманию смысла текста.
  2. Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально перепутанной логической последовательности.
  1. Практическая работа.

Работа в группах:

 У вас на столах наборы ключевых слов. Восстановите текст, определите о чем идет речь.

(Две части, высказывание, условие, вопрос.)

Задача -математическое высказывание, состоящее из двух частей. Первая часть- условие, вторая часть вопрос.

  1. «Корзина» идей, понятий, имен.

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой будет собрано все то, что все ученики знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  1. Задается вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме ( строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты)
  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием ( не более 3 минут). Ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного. ( Для обеспечения включенности каждого ученика мы проводим такой вид работы между группами, один из группы называет одно сведение и просит продолжит члена другой группы и т.д)
  5. Все сведенья кратко записываются учителем в «корзине» идей, даже если они были ошибочными.
  6. Все ошибки исправляются на доске по мере освоения темы.

Практическая работа.

 Что вы знаете о задаче.

Рефлексия:

- оценить работу мастер-класса

- Легко ли справились с заданием?

- Какие трудности встретились      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе.   Именно на это  я направляю  усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из важнейших задач учителя. Познавательный интерес на уроке является важным мотивом учебной деятельности. Он не только активизирует познавательн...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

В работе рассмотрена проблема активизации познавательной деятельности на уроках матматики младшего школьника, приведены упражнения, занимательные задания и методика работы над данной темой....

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.Активизация познавател...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Важнейшими условиями активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время являются умение самостоятельно работать и получать знания.  Одна из главных задач учител...

"Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе"

Современные методы и приемы, используемые на уроках математики в начальной школе....

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....