Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе
материал по математике (2 класс)

Медведева Алла Николаевна

Выступление на РМО содержит материал потеме:"Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики" (из опыта работы).Эта работа содержит основные понятия о дидактической игре; её структуре; классификации игр; приведены примеры высказываний об игре и её значении в образовательном процессе известных светил педагоггики и психологии; описан собственный эксперимент и его показатели. Из чего следует, что применяя на уроке игровые моменты, дидактические игры, активизация мылительной и познавательной деятельности у учащихся заметно повышается. Кроме того, наряду с традиционными уроками следует проводить и нетрадиционные: урок-сказка; урок-КВН; урок-путешествие; урок-спектакль; урок-викторина; урок-игра; урок-соревнование. В своей работек описаала, какие технологии, формы, методы  применяю. Перечислила игры, тренажёры, музыкальные физкультминутки, сайты, которыми пользуюсь сама и благодаря чему, качество знаний у моих учеников повысилось.     В первом приложениии разместила тест для учащихся, который использовала для диагностики. Во втором   приложении поделилась своим небольшим сборником дидактических игр для 1 и 2 класса.               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта  на РМО

учителей начальных классов

муниципального образования Темрюкский район

Тема: «Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе».

                                                       Автор:                            учитель высшей категории  МБОУ ООШ №26                                                                         Медведева А.Н.

Август 2022 г.

Цель: обосновать эффективность использования дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики в начальной школе.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, является обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Согласно обновлённым требованиям ФГОС, стало актуальным  "образование - взаимодействие", когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь ученику в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета. Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. В  первые годы обучения в школе наиболее трудным, а для некоторых детей нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что у части детей ещё недостаточно развиты такие функции мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, умение сравнивать, классифицировать, дифференцировать.  Младший школьный возраст – это сенситивный возраст ребёнка. Он должен быть насыщен средствами и формами активизации их познавательной деятельности. В практике обучения учащихся начальных классов этим средством давно считается дидактическая игра, которая помогает учителю прививать с помощью неё интерес к предмету и к обучению. Термин «дидактическая игра»  ввели     Ф. Фребель   и                             М. Монтесори как«специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры». В России термин стал употребляться с 1960 года в теории, пропагандируемой  С. Л.Соловейчиком, как формула «Учение с увлечением».      

Проблемой использования дидактических игр на уроках математики занимались многие методисты на протяжении долгих лет. Среди них А.И. Архипова, С.А. Цымбалова, Э.М. Браверман, доктор педагогических наук, профессор С.В. Кульневич, кандидат педагогических наук, доцент Т.П.Лакоценина. Идея использования дидактических игр на уроках математики рассматривалась ещё Б.А. Кордемским. «Недопустимо пренебрегать такой возможностью эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности и неподдельного интереса» - писал он.                                          В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как точность, чёткость и ясность. Необходимость использования игровых технологий в начальной школе очевидна, поскольку при поступлении в школу, дети оказываются в новой «социальной ситуации развития». Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая сменяется учебной. Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации.  

Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, воспитывает пытливость мысли и увлечённость детей, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Работа перспективна, так как работает на главные задачи образования.

 Структура дидактической игры:

  • Дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  •  результат (подведение итогов).

 При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.Развивая математические способности, формируя интерес путём активных игр, игр - путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, использование шарад,   все это помогает активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе  игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.

В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом. В своей работе я почти на каждом уроке использую дидактические игры. В приложении можно увидеть несколько фрагментов уроков, с использованием игр на разных этапах урока.

Дидактических игры, проводимые на уроке,  решают следующие задачи:

  • Создание условия, стимулирующие познавательную активность учащихся.
  • Достижения познавательной активности на уроках математики.
  • Развитие основные познавательные процессов :внимание, память, мышление, воображение, восприятие.
  •  Пробудить и развивать интерес к урокам  математики.
  • Способствовать раскрытию и развитию индивидуальности ребёнка.
  • Включение учащихся в поисковую деятельность по предмету.
  • Вести просветительскую работу по изучению исторического наследия,  особенностей флоры и фауны на территории Российской Федерации.
  • Воспитывать патриотические чувства и всесторонне-развитую личность. 

 

       Наблюдая за детьми, я заметила, что познавательная активность младших школьников на уроках математики недостаточна для усвоения материала. Большинство учащихся  на уроках были пассивны, с трудом включались в учебную работу; не пытались искать собственное решение и ждали готовый ответ; без особого интереса усваивали материал. Я решила, что успешного обучения детей, необходимо  пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, активизировать их деятельность. Для этого, как нельзя лучше, подходит «Учение с увлечением» - дидактическая игра. Существует огромное количество дидактических игр, поэтому, естественно, встаёт вопрос об их классификации. Педагогическая классификация, представленная мной, призвана стать ориентиром в многообразии игр, источником информации о них. Данная классификация не является полной и включает в себя лишь некоторые основания для классификации.

Классификация дидактических игр:

1) По цели обучения: обучающие, контролирующие, воспитывающие, обобщающие, развивающие (направлены на развитие личности учащегося).

2) По количественному составу:

групповые (коллективные) - они привлекают учащихся тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям;

 индивидуальные - они помогут учащимся проявить себя, а учителю – диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития.

3)По реакции:

 подвижные, так как детям, которые подвержены быстрой утомляемости, необходима «разрядка»;

тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т. д.

4)По темпу: «скоростные», так как способствуют доведению навыка до автоматизма; «качественные».

5)По применяемости в учебном процессе: одиночные,универсальные.

6) По характеру деятельности школьников: репродуктивные, частично-поисковые, поисковые, творческие.

7) По форме проведения: игры - путешествия, игры-поручения, игры - предположения, игры-загадки - разгадывание загадок развивает способность к анализу,обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы; игры-беседы.

      Игра имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Чаще, к сожалению, господствуют методы внешнего побуждения – отметка, похвала, поощрение, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно и интересно. А следовательно, необходимо активизировать познавательные процессы, используя различные способы.

Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребёнка, как нельзя лучше, помогает легче запомнить, повышает работоспособность.   Учёба – это серьёзный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, побуждает к процессу мышления, вызывает желание понять явление.  Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая, как им кажется, непреодолимые трудности.

Существуют различные пути активизации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа учащихся
  • проблемное изложение материала
  • творческая работа детей
  • комментированные упражнения

      Но я хотела бы  выделить и другие способы активизации, позволяющие добиваться определённых результатов:

  • игровые методы
  • моделирование
  • занимательность
  • проведение нетрадиционных уроков.

Младший школьник имеет специфические возрастные особенности:

  • неустойчивое внимание
  • преобладание наглядно-действенного мышления
  • повышенная двигательная активность
  • стремление к игровой деятельности
  • разнообразие познавательных интересов.

Все это требует творческого подхода учителя к своей работе.  Обучение не должно быть скучным занятием для ребёнка. Работая с детьми младшего школьного возраста, убеждаюсь, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.  Для того, чтобы поддерживать в течение всего урока внимание детей, при подготовке к урокам, я уделяю большое значение организации активной и интересной мыслительной деятельности.   Перед тем, как приступить к изучению какой – либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок. Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.    Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза встречающих меня детей. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, в частности, интересный урок. Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес, активность и познавательную деятельность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Продолжительность игры 8-12 минут.Дети играют,а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют  навыки  вычисления.

Элементы игры, занимательные задания, всё необычное и неожиданное, вызывает у детей, богатое своими последствиями, чувство удивления. Живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры, на моих уроках математики,
 незаметно для себя, учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой.
     Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

  • фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
  • задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
  • игры типа: "Кто первым получит 10»;

Фокус.  Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.                                                                                                 Задумайте число, прибавьте к нему 13, к результату прибавьте 7, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.    

 Формула для разгадывания фокуса: а + 13 + 7 – а = 20. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже.
Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, учащиеся несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность. Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу только при разгадывании его сути.
    Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью детей:
«Засели домики», «Лови мяч», «Решето».                                                              Игра "Решето" способствует закрепление знаний таблицы умножения на «3»
Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в "решете".                                                                                                          
Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям.  Вот некоторые из задач: 
Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки? (Для решения задачи нужно знать:сколько минут в одном часе)
Самый длинный бал королевства продолжался с 17 сентября по 7 октября включительно. Сколько дней продолжался праздник? (Нужно применить знание: сколько дней в сентябре)
Три поросёнка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок? (А в этой задаче нужна сообразительность, а не холодный расчёт)
Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему? (Пригодятся знания и смышлённость)
Дети очень любят «Весёлый счёт» - рифмованные задачки. Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить весёлые стихотворения. Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.
Поддерживать интерес детей к учёбе мне помогают яркие наглядные пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок – весёлых человечков. Это Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями.                                                          Шарады, ребусы, кроссворды никого не оставят равнодушными. Большую ценность на уроке представляют загадки. К.Д. Ушинский писал: «Загадка заляжет прочно в памяти, увлекая с собой и всё объясняя к ней привязанное». На различных этапах урока я использую загадки ( в основе которых лежит сравнение) в качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность.  

Для экономии времени,  часто, в начале урока провожу игру «Молчанка»   с ламинированным листом А4 (во втором классе пользуемся небольшими досками для рисования с магнитным стержнем).                                             Условия игры: Предлагается решить пример, а дети быстро записывают ответ на лист и поднимают. Кто первым поднял ответ, получает житон. В конце игры определяем победителя по количеству заработанных житонов. В эту игру можно играть группами. Можно читать детям задачи, а они, решив её устно, показывают ответ. Так можно определить детей, которым нужна помощь в решении задач. Тогда нужно её решение объяснить всему классу. Это может сделать кто-то из желающих.
В качестве релаксации, на этапе рефлексии, можно предложить детям игру «День-ночь».                                                                                                Оборудование: ламинированный лист А4 и маркер на водной основе, или детская доска для рисования с магнитным стержнем.                                        Условия игры: Детям, сидящим за партой предлагается закрыть глаза ладошками или положить руки на парту и опустить голову на руки.Это будет означать «ночь». В это время учитель читает цепочку примеров. (если это первоклассники, двух, трёх примеров в пределах десяти достаточно). Когда учитель произносит слово «день»,  ребёнок, на которого указал учитель, называет ответ. Если ответ неверный, остальные дети держат руку, чтобы сказать правильный ответ.
     
На мой взгляд, наряду с традиционным уроком, должен  быть использован нетрадиционный  в начальной школе, так как является одним из действенных способов активизации учебной деятельности.
Наиболее распространённые типы нетрадиционных уроков :

  • урок-сказка,
  • урок-КВН,
  • урок-путешествие,
  • урок-спектакль,
  • урок-викторина,
  • урок-игра,
  • урок - аукцион,
  • урок-соревнование,  

Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала. К ним относятся:
Урок-путешествие
Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.                                                                    
Урок-сказка
Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, Карабас-Барабас, Злючка-Грязнючка(для экологических сказок). В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победой добра над злом.
Урок-игра
Названный вид урока может быть проведён в форме игр
«Что? Где? Когда?»,

Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, даю выход их энергии в музыкальных физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер. В своей работе не обязательно использую ИКТ :
Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание учащихся, по сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня?   Что интересного?»  А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших творческих задач учителя. При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток. На уроках математики я постоянно провожу устный счёт, используя при этом игровые и занимательные задания, тренажёры, дидактические интерактвные игры: "
Собери букет", "Математическая рыбалка", "Кто быстрее?", "Молчанка", "Собери грибы", "Математический футбол"и другие.

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." - гласит народная пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала. Поэтому часто использую видеоматериалы образовательных платформ «РЭШ и Уч.ру». Создаю свои презентации и пользуюсь уже готовыми разработками уроков с презентациями коллег, адаптируя материал, согласно своим образовательным условиям. Чаще всего обращаюсь на образовательные сайты: «инфоурок», «videouroki», «kopilkaurokov», «nsportal», «pedsovet» и  др. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, могут поменяться, иногда, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несёт познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийные технологии  использую:

  • для объявления темы урока;
  • при объяснении нового материала;
  • как информационно – обучающее пособие;
  • для контроля знаний.

Через год, при диагностическом обследовании второклассников     (тест в приложении), а так же по результатам самостоятельных и контрольных работ, выяснилось, что уровень знаний у моих второклассников по математике соответствует, требованиям ФГОС.

.Это можно объяснить систематическим использованием на уроках дидактических игр, соответственно заинтересованностью учащихся. Таким образом, включение в учебный процесс дидактической игры, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлечённые игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки по математике. Я пришла к выводу, что игра - мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности.   Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, помогают донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.

Отсюда можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр необходимо использовать при обучении детей младшего школьного возраста на уроках математики в начальных классах.

В приложении 2 предлагаю несколько дидактических математических игр для учащихся 1 и 2 классов.

Используемая литература:

Давайте поиграем. Под ред. А.А. Столяра. М.: “Просвещение”, 1991.

Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.: “Просвещение”, 1989.

Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., 1985.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: “Просвещение”, 1990.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.

Жиренко О.Е. ;Обухова Л.А. Интегрированные уроки математики 1-4 классы М. «Вако»2008.

Ссылки на источники:

hhttps://cyberpedia.su/11x415d.html

ttps://moluch.ru/th/4/archive/139/4458/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест для учащихся

1. Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?

а) да

б) нет

2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?

а) часто;

б)изредка;

в) никогда;

3. Какую форму игры ты любишь больше:

а)индивидуальную;( играешь один)

б) групповую; (играет весь класс или ряд)

в) парную( играете вдвоём с товарищем)

4. Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра?

а) да

б) нет

5. Что тебе больше всего нравится в игре?

а) урок становиться интересней;

б) желание победить

в) не чего не нравиться

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дидактические игры для учащихся 1-го класса

  1. «Весёлое путешествие»

Дидактическая цель: формирование вычислительных навыков

Средства обучения: карточки с примерами

Содержание игры: карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз. Класс делится на несколько команд. По сигналу учителя первый ученик из

команды берёт одну из карточек, читает примеры и называет ответы. При

затруднении ответ даёт кто-либо из команды. Решив все примеры на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот берёт другую карточку и начинает отвечать.Взяв последнюю карточку и назвав ответы, ученик переворачивает карточку и читает: «Весёлое путешествие окончено». Он поднимает руку - его команда выполнила задание. При подведении итогов учитывается не только время, но и количество допущенных ошибок, а также сколько раз команда оказывала помощь участнику.

  1. «Подарки для Незнайки»

Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 3  ( 5, 6, 7, 8, 9).

Средства обучения: иллюстрации Буратино, Незнайки и Весёлого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.

Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Буратино с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Весёлый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Буратино решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их?

Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.

  1. «Весёлый клубочек»

Средства обучения: клубок

1 вариант

Дидактическая цель: Воспроизведение приёмов сложения и вычитания, умножения и деления, состава чисел.

Содержание игры: Учитель бросает клубок ученику и составляет пример. Ученик, получивший мяч, называет ответ примера и возвращает клубок учителю.

2 вариант

Учитель, бросая мяч, называет число 10, затем 9 и т.д. Поочерёдно он даёт ученикам задание: «Назвать число на 1 меньше». Каждый, получивший мяч, называет нужное число. Эта игра имеет множество вариантов. Часто в роли учителя выступает один из учеников.

  1. «Математическая рыбалка»

Дидактическая цель: Закрепление приёмов сложения и вычитания умножения и деления.

Средства обучения:Рисунки 10 рыбок, удочка с магнитом.

Содержание игры: Рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры, размешаются в «ёмкости-море» . Учитель поочерёдно вызывает детей к доске, они «ловят» рыбку, с помощью удочки с магнитом, читают пример, решают, называют ответ. Все ученики находят ответ и показывают карточку с цифрой учителю.

  1. «Лучший космонавт»

Дидактическая цель: Формирование навыков сложения и вычитания.

Средства обучения: карточки с примерами

Содержание игры: учитель на доске рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10.

Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и декламируют:

«Ждут нас быстрые ракеты

На такую полетим!

Для прогулок по планетам.

Но в игре один секрет:

На какую захотим,

Опоздавшим места нет».

Как только сказано последнее слово, учитель выдаёт каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.

  1. «Составь круговые примеры»

Дидактическая цель: Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Средства обучения: мел, доска

Содержание игры: учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи:

7-5=2    2+6=8     8+2=10     10-8=2   2+5 =7

Учащиеся составляют цепочку примеров по заданному правилу. Игру можно проводить в любом классе, усложняя задания.

  1. «Почтальон»

Дидактическая цель:Закрепление приёмов умножения и деления (табличные случаи).

Средства обучения: Рисунки домиков, карточки с примерами.

Содержание игры: Учитель вызывает к доске учеников, они выбирают карточку с примером, решают, указывают номер дома, квартиры, куда отправлено письмо.

  1. «Математическая эстафета№1»

Дидактическая цель: Обучение навыкам быстрого счёта.

Содержание игры: Класс разбивается на команды. Для каждой команды учитель на доске пишет примеры. Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды решат все примеры.

Побеждает та команда, которая раньше других правильно решит примеры.

  1. «Математическая эстафета №2»

Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.

Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках.

Аналогичные упражнения выполняют из второй и третий команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

  1. «Молчанка» (поможет в отработке установления связи между устной и письменной нумерацией)

Средства обучения:абак или карточки с кружочками как на кубике для игры в нарды.

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

  1. «Украсим ёлку игрушками»

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся.

Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке – звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.

  1. «Хлопки»

Цель игры: закрепления знания десятичного состава двузначного чисел.

Средства обучения: набор счётных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящие справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.

  1. «Стук-стук»

Дидактическая цель: закрепление знания по нумерации чисел в пределах 20.

Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:

Десятки

Единицы

 

 

Содержание игры: учитель молча стучит карандашом один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.

Для закрепления навыков счета предлагаю игру «Слушай и считай»:

Средства обучения: карточки с числами

Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игр: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.

  1. «Посмотри вокруг»

Дидактическая цель: закрепить представления о геометрических

фигурах, учит находить предметы определенной формы.

Содержание игры: игра проводится в виде соревнования на личное или командное

первенство. В этом случае класс делится на команды. Учитель предлагает

назвать предметы (которые их окружают) круглой, прямоугольной,

квадратной, четырёхугольной формы, форму предметов, не имеющих

углов, и т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает

фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два

раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце

игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее

количество очков.

Дидактические игры для учащихся 2-го класса

  1. «Умеете ли вы считать?»

Дидактическая цель: развитие логического мышления.

Содержание: для конкурса нам понадобятся по 5 болельщиков от каждой

команды. (Команды выделяют участников конкурса).

Постройтесь в шеренгу. Вы должны досчитать до 30, называя по

очереди числа, начиная с 1, при этом вместо чисел, которые делятся на 2

или оканчиваются на 2 нужно говорить: «Не скажу!». Тот, кто ошибется,

выбывает из игры и счет начинается сначала. Игра продолжается до тех

пор, пока не останется один участник, команда которого становится

победителем.

  1. «Назови соседей»

Дидактическая цель: закрепить знание ряда чисел и умения

называть соседей числа.

Средства обучения: мячик

Содержание игры: играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мячик должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч

ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.

  1. «Цифровая акробатика»

Дидактическая цель: формировать вычислительные навыки.

Средства обучения: набор цифр на карточках.

Содержание игры: учитель вставляет карточки с цифрами в

наборное полотно и сообщает правила игры «Цифровая акробатика». В

этой игре ученики поочерёдно выходят к магнитной доске и располагают

одну карточку с цифрой над другой, строя пирамиду цифр таким образом,

чтобы их сумма равнялась числу 20. По ходу её составления все ученики

класса по знаку учителя хором называют каждый раз сумму полученной

пирамиды цифр. Последний ученик дополняет полученную сумму до 20.

После коллективной работы каждый ученик составляет свою пирамиду

цифр с ответом 20. Здесь возможны разнообразные варианты набора чисел,

при сложении которых получается число 20. Эти варианты пирамид

учитель проверяет у трёх-четырёх учеников. У большинства учащихся они

совпадают.

  1. «Загадка»

Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.

Средства обучения: таблица

Содержание игры: учитель загадывает загадку «Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?». Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.

 

5 ед.

6 ед.

7 ед.

3 дес.

К

Д

Ч

7 дес.

Т

Л

М

9 дес.

И

Ю

Ё

IMG_256

Ответ: лётчик.

  1. Сбежавшие числа

Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.

Средства обучения:домики с числами.

Учитель вывешивает на доску готовые домики (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: «Здесь каждое число живёт в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты – из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома». Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

  1. Рыболовы

Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.

Средства обучения: рыбки из картона

Содержание игры: на наборном полотне изображён пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды «ловит рыбку» (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берет её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

  1. «Тайна фигур»

Дидактическая цель: развитие умения сравнивать.

Средства обучения: карточки с заданием

Содержание игры: Каждую фигуру буквой замени,                             Полученное слово правильно прочти.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его… (квадрат)

  1. «У кого больше рыбок?»

Дидактическая цель: закрепление нумерации чисел в пределах 100.

 Средства обучения:иллюстративное наборное полотно, на котором

изображён пруд; в прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках

написаны двузначные числа .

Содержание игры: соревнуются две команды, по три – четыре

человека в каждой. Каждый член команды (поочерёдно) ловит рыбку,

громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен сказать,

сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ

его по десятичному составу.

Если ответы его правильны, то он поймал рыбку; если ученик

ошибся, то рыбка уплыла (её снова вставляют в наборное полотно).

Команда, которая поймала больше рыбок, выигрывает.

  1.  «Незнайка-математик»

Дидактическая цель: формирование умений анализировать, выявлять и исправлять ошибки.

Средства обучения: изображение Незнайки, примеры могут быть

записаны на доске или на плакате.

Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки

Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником,

музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много

примеров, и всем детям хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет

делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня

он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим,

какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров,

которые решил Незнайка, исправляют ошибки.

Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники

Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с

новой темой урока.

  1. «Треугольники»

Дидактическая цель: развитие логического мышления.

Средства обучения: изображение с заданием.

Содержание: Сколько треугольников изображено в геометрической фигуре? Почему ты так думаешь?

  1. «Тангам»

Дидактическая цель: развитие умения выкладывать из комплекта

геометрических фигур, самые различные силуэты.

Средства обучения: детали танграма

Содержание игры: В игре необходимо соблюдать следующие правила:

1. При составлении изображений используется весь комплект деталей

целиком.

2. Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу .

Начертите на картоне вот такой квадрат(см. рисунок ниже) и разделите его на части.

Для начала попросите обучающегося сложить из этих кусочков снова

квадрат. Лучше, если ребёнок справится с заданием, не глядя на рисунок

квадрата. Но если не получается, то, конечно же, можно воспользоваться

образцом. Из этих фигур выкладываются самые разные силуэты. Ребёнку

проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными

частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения. Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых создаётся с помощью игры-головоломки. В этом случае ребёнку будет легче представить изображаемый объект и, может быть, составит свой вариант. Подобные занятия полезны при подготовке детей к обучению в школе. Тем самым дети учатся систематизировать и структурировать фигуры в соответствии с рисунком.

  1. «Возраст человечка»

Дидактическая цель: развитие логического мышления.

Средства обучения: изображение с заданием.

Содержание игры: сумма всех цифр - это возраст человечка. Задание: определить, кто старше, а кто младше. (Можно выдать                                              карточки для домашнего устного счёта).      

IMG_267

Сумма всех цифр - это возраст человечка. Дайте ученикам задание: определить, кто старше, а кто младше. Или подготовьте                                               карточки для домашнего устного счёта.        

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе.   Именно на это  я направляю  усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из важнейших задач учителя. Познавательный интерес на уроке является важным мотивом учебной деятельности. Он не только активизирует познавательн...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

В работе рассмотрена проблема активизации познавательной деятельности на уроках матматики младшего школьника, приведены упражнения, занимательные задания и методика работы над данной темой....

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....