Главные вкладки

    Игра как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха
    статья по математике на тему

    В статье описан опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а точнее, с неслышащими детьми . Применение игровых технологий на уроках математики в школе I, II вида позволяет решать  не только общеобразовательные задачи, но и  специальные коррекционные задачи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igra.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра как  одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха

          Одной из главных целей современного образования видится развитие личности ребёнка на основе развития и формирования системы универсальных учебных действий. Развитие системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метопредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнидеятельности обучающихся. Одной из форм организации учебного сотрудничества в начальных классах в школе для детей с проблемами слуха является  игра.

         Психологами  установлено, что для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу, особенно для глухих и слабослышащих   детей.
    Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место. Эдуард Сеген (19 в.), Декроли (19 - нач.20 в.), Мария Монтессори (19-20 в.), Блехер Ф.Н. (20 в.), Сорокина А.И. (кон.20 в.) и многие другие широко использовали игры и подчёркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Они считали, Что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха, моторики. В игре все внешние чувства упражняются,  а следовательно, игра действует на них развивающе. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора,  уточнения понятий.

        Использование игры  в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную и речевую активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому,  развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для   ребенка с проблемами слуха.

        Таким образом, проведение уроков в начальной школе  для детей  с проблемами слуха диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.

          Применение игровых технологий  повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если игры:

    -отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков;

     - используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала или закреплении;

    - четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

    - играм с более трудным заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности;

    - организуются игры с различными вариантами, одну и ту же игру следует видоизменять;
    - уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).

            Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами.

                Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.

         Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходима, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.
    При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
    *Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития
    * Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию
    *Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья

        Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока математики, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление, урок-путешествие).

        В первом, втором классах детей в большей степени увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками и дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом, построения в шеренгу и т.д. Им нравятся такие игры как «Расставь матрёшек по росту», «Разложи кольца», «Угадай, что спрятано в мешочке», «Кто куда хочет пойти и кто что хочет найти?», «Подбери по величине», «Угадай, что в руке», «Глазки спят, а ручки делают», «Расставь палочки», «Хлопки», «Стук-стук» и т.д.

         С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например игры «Магазин», «У нас в гостях матрёшки», «Школа», «Почта», «Детский сад», «Зоопарк», «Три медведя», «Кому что?» и др. Ведущую роль в игре исполняю я, также я, как педагог, направляю развитие сюжета, распределяю роли, слежу за выполнением роли каждым учеником и выполнением счётных и измерительных операций, учу детей применять математические знания в игре, тактично, не заменяя ребёнка, слежу за правильностью выполнения математических действий.  В этих играх они играют определённые роли, пользуются речью. Роль увлекает их, а увлечённые игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя решают развивающие и учебные задачи. Со временем  игры, данного типа, становятся сюжетно-ролевыми, право организации всей игры предоставляется более сильным ученикам. В сюжетно-ролевой игре учащиеся не только в игровой форме становятся перед необходимостью выполнять математические действия, но и убеждаются в необходимости использовать математические знания и навыки в конкретных жизненных ситуациях.

         Малыши любят, когда на урок приходят любимые ими герои сказок, игрушки, которые выступают в различных ролях, нуждающихся в математической помощи или просто зрителей. Дети с удовольствием выполняют зрительные математические диктанты, решают задачи, примеры, отвечают на вопросы,  выполняют поручения.  Доктор Айболит, Буратино, Петрушка, Незнайка создают игровой фон урока и эмоциональный настрой у учащихся, а, следовательно, повышается  познавательный интерес и познавательная  деятельность детей на уроке.

           Особый интерес ребята проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания неожиданности, например в играх «Что изменилось?», «Который по счёту?», «Весёлый счёт», «Живые числа» и т.д.

       Учащихся больше привлекает в игре результат. У них появляется тяга к играм на соревнование. Их увлекает желание одержать личную победу, стать победителем в соревновании между учениками в  классе. Поэтому большой популярностью пользуются игры «Лучший счётчик класса», «Лучший знаток таблицы умножения», «Кто вернее и быстрее?», «Кто первый догонит пилота?», «Какая команда лучше?» и т.д.

           С интересом дети воспринимают игры «Лабиринт», «Арифметическое лото», «Занимательные квадраты», «Угадай, какое число я задумал?», «Какой ответ должен получиться?».

         На протяжении всего периода обучения детей в младших классах, я включаю в уроки математики занимательные упражнения и провоцирующие задачи, типа «Сколько пальцев на одной руке? На двух руках?», Катя и Света решили встретиться. До места встречи каждая из них шла 10 минут. Сколько времени потратили обе девочки?», «Что легче: 1кг ваты или 1кг мёда?» или «Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить?». Ребята с удовольствием  выполняют задания типа «Найди ошибку», «Найди отличия», «Найди общее», «Разложи правильно», играют в игры, развивающие наблюдательность (Игра «Развиваем наблюдательность»), восприятие (Игры «Измеряем на глазок», «Развиваем глазомер»,, «На какой странице закладка?», «Развиваем чувство времени», Игра «Муха»), внимания (Игра «Каждой руке - своё дело»), память (Игра «Калькулятор», «Выполни поручения»), творческое воображение (Игра «Дорисуй ….», «Дочерти ….», «Сложи ….»)

         Таким образом, игровые технологии, применяемые на уроке математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха, позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательную деятельность учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

    ГАОУ   ДПОНСО

    НИП И ПРО

    Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии

    Игра как  одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха

                                                            Выполнила:  Нагорнева Е.В.

                                                            Должность:  учитель начальных классов I категории

                                                                                    МКС К ОУ С К ОШ  №  37 I , II  вида      

    Новосибирск

    2012г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Актуализация умственной и познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах"

    Методическая работа по развитию умственной и познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках математики...

    Мастер - класс на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах

    Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных дейс...

    Реализация компетентностного подхода на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха.

    В своей работе для реализации компетентностного подхода в обучении глухих школьников на уроках математики в начальной школе я применяю различные педагогические технологии: проектную деятельность...

    Дидактическая игра как одно из средств познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах

    Одна из центральных задач начальной школы – подготовить детей к обучению в средних и старших классах, к усвоению математики.Важной стороной такой подготовки выступает формирование познавательных спосо...

    Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

    Мастер-класс:"Приемы организации учебно- познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе"

    Рассказать о приемах организации учебно-познавательной деятельности на уроках математики...

    Урок ручного труда «Мир живой природы» в 4 классе в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Урок ручного труда в 4 классе в школе для детей с ограниченными возможностями здоровьяТема урока:  «Мир живой природы»«Живая и неживая природа», «Царства живой природы»,...