Главные вкладки

    Игра как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха
    статья по математике на тему

    В статье описан опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а точнее, с неслышащими детьми . Применение игровых технологий на уроках математики в школе I, II вида позволяет решать  не только общеобразовательные задачи, но и  специальные коррекционные задачи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igra.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра как  одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха

          Одной из главных целей современного образования видится развитие личности ребёнка на основе развития и формирования системы универсальных учебных действий. Развитие системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метопредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнидеятельности обучающихся. Одной из форм организации учебного сотрудничества в начальных классах в школе для детей с проблемами слуха является  игра.

         Психологами  установлено, что для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являются деятельность и общение. В дошкольном детстве основным видом деятельности детей была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу, особенно для глухих и слабослышащих   детей.
    Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место. Эдуард Сеген (19 в.), Декроли (19 - нач.20 в.), Мария Монтессори (19-20 в.), Блехер Ф.Н. (20 в.), Сорокина А.И. (кон.20 в.) и многие другие широко использовали игры и подчёркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Они считали, Что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха, моторики. В игре все внешние чувства упражняются,  а следовательно, игра действует на них развивающе. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора,  уточнения понятий.

        Использование игры  в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную и речевую активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому,  развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для   ребенка с проблемами слуха.

        Таким образом, проведение уроков в начальной школе  для детей  с проблемами слуха диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.

          Применение игровых технологий  повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если игры:

    -отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков;

     - используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала или закреплении;

    - четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

    - играм с более трудным заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности;

    - организуются игры с различными вариантами, одну и ту же игру следует видоизменять;
    - уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).

            Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами.

                Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.

         Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходима, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.
    При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
    *Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития
    * Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию
    *Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья

        Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока математики, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление, урок-путешествие).

        В первом, втором классах детей в большей степени увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками и дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом, построения в шеренгу и т.д. Им нравятся такие игры как «Расставь матрёшек по росту», «Разложи кольца», «Угадай, что спрятано в мешочке», «Кто куда хочет пойти и кто что хочет найти?», «Подбери по величине», «Угадай, что в руке», «Глазки спят, а ручки делают», «Расставь палочки», «Хлопки», «Стук-стук» и т.д.

         С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например игры «Магазин», «У нас в гостях матрёшки», «Школа», «Почта», «Детский сад», «Зоопарк», «Три медведя», «Кому что?» и др. Ведущую роль в игре исполняю я, также я, как педагог, направляю развитие сюжета, распределяю роли, слежу за выполнением роли каждым учеником и выполнением счётных и измерительных операций, учу детей применять математические знания в игре, тактично, не заменяя ребёнка, слежу за правильностью выполнения математических действий.  В этих играх они играют определённые роли, пользуются речью. Роль увлекает их, а увлечённые игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя решают развивающие и учебные задачи. Со временем  игры, данного типа, становятся сюжетно-ролевыми, право организации всей игры предоставляется более сильным ученикам. В сюжетно-ролевой игре учащиеся не только в игровой форме становятся перед необходимостью выполнять математические действия, но и убеждаются в необходимости использовать математические знания и навыки в конкретных жизненных ситуациях.

         Малыши любят, когда на урок приходят любимые ими герои сказок, игрушки, которые выступают в различных ролях, нуждающихся в математической помощи или просто зрителей. Дети с удовольствием выполняют зрительные математические диктанты, решают задачи, примеры, отвечают на вопросы,  выполняют поручения.  Доктор Айболит, Буратино, Петрушка, Незнайка создают игровой фон урока и эмоциональный настрой у учащихся, а, следовательно, повышается  познавательный интерес и познавательная  деятельность детей на уроке.

           Особый интерес ребята проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания неожиданности, например в играх «Что изменилось?», «Который по счёту?», «Весёлый счёт», «Живые числа» и т.д.

       Учащихся больше привлекает в игре результат. У них появляется тяга к играм на соревнование. Их увлекает желание одержать личную победу, стать победителем в соревновании между учениками в  классе. Поэтому большой популярностью пользуются игры «Лучший счётчик класса», «Лучший знаток таблицы умножения», «Кто вернее и быстрее?», «Кто первый догонит пилота?», «Какая команда лучше?» и т.д.

           С интересом дети воспринимают игры «Лабиринт», «Арифметическое лото», «Занимательные квадраты», «Угадай, какое число я задумал?», «Какой ответ должен получиться?».

         На протяжении всего периода обучения детей в младших классах, я включаю в уроки математики занимательные упражнения и провоцирующие задачи, типа «Сколько пальцев на одной руке? На двух руках?», Катя и Света решили встретиться. До места встречи каждая из них шла 10 минут. Сколько времени потратили обе девочки?», «Что легче: 1кг ваты или 1кг мёда?» или «Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить?». Ребята с удовольствием  выполняют задания типа «Найди ошибку», «Найди отличия», «Найди общее», «Разложи правильно», играют в игры, развивающие наблюдательность (Игра «Развиваем наблюдательность»), восприятие (Игры «Измеряем на глазок», «Развиваем глазомер»,, «На какой странице закладка?», «Развиваем чувство времени», Игра «Муха»), внимания (Игра «Каждой руке - своё дело»), память (Игра «Калькулятор», «Выполни поручения»), творческое воображение (Игра «Дорисуй ….», «Дочерти ….», «Сложи ….»)

         Таким образом, игровые технологии, применяемые на уроке математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха, позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательную деятельность учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

    ГАОУ   ДПОНСО

    НИП И ПРО

    Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии

    Игра как  одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха

                                                            Выполнила:  Нагорнева Е.В.

                                                            Должность:  учитель начальных классов I категории

                                                                                    МКС К ОУ С К ОШ  №  37 I , II  вида      

    Новосибирск

    2012г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Актуализация умственной и познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах"

    Методическая работа по развитию умственной и познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках математики...

    Мастер - класс на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах

    Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных дейс...

    Реализация компетентностного подхода на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха.

    В своей работе для реализации компетентностного подхода в обучении глухих школьников на уроках математики в начальной школе я применяю различные педагогические технологии: проектную деятельность...

    Дидактическая игра как одно из средств познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах

    Одна из центральных задач начальной школы – подготовить детей к обучению в средних и старших классах, к усвоению математики.Важной стороной такой подготовки выступает формирование познавательных спосо...

    Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

    Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

    Развитие коммуникативных умений и навыков через использование групповой формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках.

    Эта статья, с которой я выступала на областной научно-практической конференции "Ресурсы развития современного урока" в г.Кирове Кировской области. Все участники делились  материалами из опыта раб...

    Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время

    Экскурсии создают условия для  работ  исследовательского характера, что  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...