Мастер - класс на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах
статья по математике (2 класс) по теме

Рябухина Татьяна Владимировна

 

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер -класс131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах.

Цель: научить ребят работать в парах(умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого).

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Современный выпускник начальной школы — это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.   

В учебниках УМК «Планета Знаний» по всем предметам и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это имеет большое значение для формирования коммуникативных  (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого) универсальных учебных действий.

Так как я работаю по УМК «Планета знаний»  2 года, то дам характеристику результатов  формирования УУД за 1 и 2 классы.

Характеристика результатов формирования УУД в начальной школе

на разных этапах обучения по УМК  «Планета Знаний»

Наблюдая  за  детьми, которые приходят в первый класс, составляю диагностику и на её основе строю работу по формированию коммуникативных навыков.

 Диагностика учащихся 1 класса (начало  2009-2010 учебного года)

 Тема: «Готовность к школе».

 +    выражено ярко                     -     не выражено

Ф.И. уч-ся

Уч.

мо

тив.

Ори

ент.

в простр.

Разв.

фонем.

слуха

Мышл.

(общ.

осведомл.)

Разв.

тонк.

мот.рук.

Па

мять

Вним.

Во

об

раж.

Усидч.

старан.

Об

ще

ние

1.

Ардатьев Н.

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

2.

Артёмов А.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3.

Бурняшева М.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

4.

Ворушилина К.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5.

Голованов С.

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

6.

Демонова Л.

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

7.

Евсеев Ю.

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

8.

Зайкина О.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

9.

Ивлева В.

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

10.

Крылов А.

-

-

-

-

-

+

-

+

-

+

11.

Косоротова К.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12.

Казаченко Г.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

13.

Мамедов А.

-

-

+

+

-

+

-

-

-

-

14.

Сашков С.

+

-

-

+

-

+

+

+

+

-

15.

Терехова Н.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

16.

Ханин Ю.

-

-

-

-

-

+

-

+

-

+

17.

Хапсирокова А.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

18.

Шурупин М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

19.

Юренко Е.

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

Всего (-)

10

11

9

8

10

7

11

9

11

10

                               

      Из таблицы мы видим, что половина детей не умеют общаться, это дети нерусской национальности и дети, которые не посещали детский сад. Они не знают слов приветствия, благодарности, прощания, не умеют общаться со взрослыми и  сверстниками.

На основе диагностики строю работу по формированию коммуникативных навыков. Знакомлю учащихся с правилами устного  общения, учу сотрудничать с товарищами, соблюдая эти правила.

                                   Коммуникативные УУД 1 класс

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Опираясь на эти правила, обучаю ребят работать в паре. На основе наблюдений за работой учащихся в парах делаю диагностику.

         

         Диагностика учащихся 2 класса  ( 2010 - 2011 учебный год)

  Тема: «Формирование коммуникативных навыков  и навыков организации совместной деятельности». 

                                                                                                          +    выражено ярко

                                                                                                          -     не всегда                                                    

п/п

Ф.И. уч-ся

нормы речевого этикета  

умение вступать в диалог

соблюдать очерёд-ность

выслушивать партнера

договариваться

приходить к общему решению

1.

Артёмов А.

+

-

-

-

-

-

2.

Бахарева Е.

+

-

-

-

-

-

3.

Березнева В.

+

+

+

+

+

+

4.

Ворушилина К.

+

+

+

+

+

+

5.

Газимагомедова Д.

+

+

+

+

+

+

6.

Голованов С.

+

+

+

+

+

+

7.

Григоращенко Д.

н

8.

Гуденко И.

+

-

-

-

-

-

9.

Демонова Л.

+

+

+

+

+

+

10.

Евсеев Ю.

+

-

-

-

-

-

11.

Зайкина О.

+

+

+

+

+

+

12.

Ивлева В.

+

+

+

+

+

+

13.

Крылов А.

+

+

+

+

+

+

14.

Кривенко И.

+

+

+

+

+

+

15.

Косоротова К.

+

+

+

+

+

+

16.

Мамедов А.

-

+

+

+

+

+

17.

Меджидов М.

+

+

+

+

+

+

18.

Меджидов Ш.

+

+

+

+

+

+

19.

Ненилина Е.

-

+

+

+

+

+

20.

Сашков С.

+

+

+

+

+

+

21.

Терехов Д.

+

+

+

+

+

+

22.

Ханин Ю.

+

+

+

+

+

+

23.

Чаннанов М.

+

+

+

+

+

+

24.

Шурупин М.

+

+

+

+

+

+

25.

Юренко Е.

+

+

+

+

+

+

26

Юсупова Г.

+

+

+

+

+

+

Всего  (-)

2

4

4

4

4

4

                                   

                                 

    Из этой таблицы мы видим, что уже большая часть  ребят научилась общаться. Двое учащихся знают нормы речевого общения, но не всегда соблюдают их в повседневной жизни. Четверо учащихся ещё не умеют работать в паре. Они ссорятся, не всегда могут договориться с партнёром, не сдержанны. На основе диагностики продолжаю работу  по формированию коммуникативных навыков во 2 классе.

      Коммуникативные УУД 2 класс

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.

5. Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

6. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

В 3 и 4 классах мы с ребятами будем учиться работать в малых и больших группах.

                               

    Коммуникативные УУД 3 класс

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников,  художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

5. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

6. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

                             

     Коммуникативные УУД 4 класс

1. Владеть диалоговой формой речи.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

5. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.

6. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь.

7. Адекватно использовать речевые средства.

Многие задания в учебниках по УМК «Планета знаний», в том числе и по математике имеют маркировку. Задания для работы в паре  в учебнике обозначаются значком – пара вишен.

Работа в паре представляет широкие возможности для организации разнообразной деятельности  учащихся  как на этапе отработки обязательных навыков, так и на этапе их творческого применения. 

Какие методы и приёмы я использую, обучая ребят работе в паре?

 Методы: словесные, наглядные, практические, поощрение:

1. Перед тем, как выполнять задание, учащиеся вспоминают правила  устного общения:

  •  распределять роли;
  •  говорить по очереди, не перебивая  друг друга;
  • слушать собеседника;
  • устанавливать контакт;
  • проявлять сдержанность, умение корректно указать на ошибки, если они есть;

2.Даётся образец работы в паре на примере задания.

3.Дети читают, выполняют задание в парах, а после выполнения одна из пар всему классу рассказывает, как   они выполняли упражнение.

4.Взаимопроверка, взаимооценка.

5.Поощрение лучшей пары.

Работая в паре, учащиеся выполняют задания репродуктивного характера в игровой форме, проигрывают ситуации, предложенные в заданиях, сравнивают результаты, объединяют найденные решения комбинаторных задач, приобретают навыки проверки результатов, придумывают задания друг для друга, работают по образцу.

Примерные задания, которые я использую по математике во 2 классе при работе в парах по теме: «Знакомимся с новыми действиями».

Учебник « Математика» М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова, 2 класс (2 часть).

1) с.5, з.9

Прибавляйте  по очереди пятёрки и называйте получающиеся числа пока не получится 100.

5+5=10        5+5+5=…       …

  • Запишите равенства с помощью знака умножения:

5х2=10       и т. д.

2) с.8, з.4

Восстанови пропущенные цифры.

4х7=7х…           9х…=9+9

3х5=…х…         12=…х…=…х…

3х2=3+…           2х7=2+… …

3) с.11,з.5

Выбери однозначное число. Пусть твой товарищ увеличит его в два раза. По очереди увеличивайте числа вдвое, пока не выйдете за пределы сотни.

Например:

7х2---14х2---28х2---56х2---     > 100

4) с.13, з.7

Выберите число и делите его по очереди на 2, пока это возможно.

Образец. 48---24---12---6---3

А)36---…    б)32---…    в)80---…    г)64---…

5) с.17.з.7

Составь похожие равенства из чисел 2,8 и 16. А твой товарищ пусть составит такие равенства из чисел 6,3 и 18.

6) с.19,з.7

В мешке 35 кг картофеля. Каждый покупатель берёт 5 кг. Назовите по очереди, сколько килограммов картофеля будет оставаться в мешке после каждого покупателя.

  • Какому числу человек достанется картофель?*

7) с.22,з.3

Составьте все возможные  произведения    А х Б

А – нечётное число, Б – чётное (включая 0)

  • Вычисли все эти произведения.
  • Сколько произведений можно составить?

8) с.23,з.6

А)Составьте два двузначных числа из цифр

2       4       7       5

разными способами.

Б) Составьте из этих пар чисел суммы и разности. Вычислите, если сможете.

9) с.29,з.5

Есть 3 лимона, 4 яблока и 5 груш. Сколько существует способов выбрать три фрукта – лимон, яблоко и грушу?

Выберите с соседом способы группировки фруктов. Сосчитайте их.

 Задания, предназначенные для работы в паре, направлены на формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности (распределение ролей, установление очерёдности действий, умение слушать напарника, устанавливать контакт, проявлять сдержанность).

Список литературы:

1. Программы общеобразовательных учреждений. 1- 4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний», ООО «Издательство Астрель»,2007 г.

2. М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. Поурочные разработки по математике , 2 класс     ООО «Издательство Астрель»,2009 г.

3. М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. Учебник « Математика», 2 класс (2 ч.),

ООО «Издательство Астрель»,2009 г.

 Работа в парах с группой учителей.

Выполнение упражнений.

1) с.5, з.9

Прибавляйте по очереди пятёрки и называйте получающиеся числа пока не получится 100.

5+5=10        5+5+5=…       …

  • Запишите равенства с помощью знака умножения:

5х2=10       и т. д. 

6) с.19,з.7

В мешке 35 кг картофеля. Каждый покупатель берёт 5 кг. Назовите по очереди, сколько килограммов картофеля будет оставаться в мешке после каждого покупателя.

Какому числу человек достанется картофель?* 

8) с.23,з.6

А)Составьте два двузначных числа из цифр

2       4       7       5

разными способами.

Б) Составьте из этих пар чисел суммы и разности. Вычислите, если сможете.

9) с.29,з.5

Есть 3 лимона, 4 яблока и 5 груш. Сколько существует способов выбрать три фрукта – лимон, яблоко и грушу?

Выберите с соседом способы группировки фруктов. Сосчитайте их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Актуализация умственной и познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах"

Методическая работа по развитию умственной и познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках математики...

Игра как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха

В статье описан опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а точнее, с неслышащими детьми . Применение игровых технологий на уроках математики в школе I, II вида позволяет решать ...

Игровая деятельность на уроках математики в начальных классах

Здесь даются наиболее часто употребляемые игры на уроках...

Дидактическая игра как одно из средств познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах

Одна из центральных задач начальной школы – подготовить детей к обучению в средних и старших классах, к усвоению математики.Важной стороной такой подготовки выступает формирование познавательных спосо...

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе...

Организация исследовательской деятельности на уроке математики в начальной школе

Внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Внеурочная д...

Организация игровой деятельности на уроках математики в начальной школе

Методическая статья,  и разработка урока по математике, которые могут быть использованы как для заседания МО, педагогического совета, так и для проведения урока по математике в 1 классе....