Главные вкладки

    Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время
    проект (4 класс) на тему

    Экскурсии создают условия для  работ  исследовательского характера, что  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников, экскурсии  способствуют видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края, дают возможность пробудить чувство гордости за свою малую родину, её народ и  почувствовать  себя частью своего родного края.  Помочь ребенку сделать свои открытия должны мы – учителя. Нужно постараться ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали. Достичь эту цель можно разными путями, но один из действенных- это экскурсии по достопримечательностям  и другим интересным местам родного края.

                                                                                                                                                                                                                           

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekskursii_1.doc133.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время

                                                                                                                                         Два мира есть у человека:                                                                                                                Один который нас творил,                                                                                                                                                                   Другой, который мы от века                                                                                                                              Творим по мере наших сил.

                  Н. А. Заболоцкий

               В  наше время востребована личность, обладающая креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни. Из школы должен выйти человек, который научится усваивать не только некоторые знания, но, самое главное, усвоит способы добывания нужной информации, сможет быть социально адаптированным.

               Познавательные способности человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс [1, с.36].Изучая методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой цель - решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.                                     Современные  родители  не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, хотя, они  заинтересованы в этом. Но только в школе тоже невозможно воспитывать и  развивать ребёнка.  Поэтому воспитательная работа  и  внеурочная деятельность в  классе направлена на тесное взаимодействие с родителями школьников, работниками музеев, библиотеками города, с учреждениями дополнительного образования, а также с другими интересными местами города. В результате такого взаимодействия семьи и школы  повышается интерес к истории и культуре родного края, расширяется  культурный кругозор не только у детей, но и их родителей.

                Современный мир существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации. Поэтому, я считаю, экскурсия как  одна из форм организации  познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время дают учителю надежный инструмент для реализации ФГОС. В начальной школе экскурсионная работа подразделяется на несколько групп:

    - группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в природу»);

    - краеведческие экскурсии (в первую очередь– знакомство с микрорайоном, в котором находится школа);

    - музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием, как «музейная педагогика».

                  Экскурсии создают условия для  работ  исследовательского характера, что  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников, экскурсии  способствуют видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края, дают возможность пробудить чувство гордости за свою малую родину, её народ и  почувствовать  себя частью своего родного края.                                                                                                                                                                                                                        Принципами организации внеурочной деятельности младших школьников стали:                                                              - учет  возрастных особенностей обучающихся; (Специфической особенностью процесса   воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы.)                                                                                                  - преемственность с технологиями учебной деятельности;                                                                                                          - опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; (Реализовать внеурочную деятельность в виде экскурсий  я начала ещё задолго до ФГОС, потому что видела и понимала полезность этого мероприятия )                                                                                                                           - опора на ценности воспитательной системы школы; (Цель работы школы - создание условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования, формирование осознанного отношения к здоровью, здоровому и безопасному образу жизни в едином здоровьесберегающем образовательном пространстве для готовности выпускников к выбору профессиональной сферы деятельности при дальнейшем культивировании здоровьесберегающих способов жизнедеятельности)                                                                                                         - свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

    Каждое путешествие  имеет свое завершение в виде творческой работы. При реализации  какого- либо проекта учитываются следующие педагогические условия:                                                                                  - организация творческой деятельности коллектива младших школьников с соблюдением таких этапов, как стартовая беседа, планирование, подготовка, проведение дела и его анализ;                                                                - создание ситуации успеха;                                                                                                                                                        - организация работы в малых группах;                                                                                                                                       - планирование коллективных дел в русле общей цели воспитания - всестороннего развития личности

    На первом собрании я познакомила родителей с  программой воспитательной работы с классом. Акцент был сделан на значение экскурсий по краеведению в развитии детей. Родители меня в этом поддержали, более того, они сами стали договариваться об  экскурсиях с различными организациями города.  За 4 года мы объездили все предприятия города (в плане молочный завод, хлебный  и  колбасный цех), музеи города, являемся активными посетителями библиотек. Но работу эту начали с изучения родословной каждого ученика класса. На празднике, посвященном дню семьи, дети презентовали их. Были показаны настоящие шедевры: красочно оформленные плакаты, фотографии в рамочках, древо родословной Юли Аниськиной, выполненное из бисера. Всё это не осталось лежать мертвым грузом. Родители говорят, что их родословные стали украшение интерьера в квартирах. Далее мы выяснили некоторые интересные сведения о своей школе.  Далее поехали за пределы школы. В 4 классе впервые совершили выезд за  город, в Национальный парк «Смольный». Поездка  была вместе с родителями. Все получили массу приятных и полезных  впечатлений. А венцом этого мероприятия было сочинение - мозаика «Хроника одного дня». После экскурсий в музеи МВД, ОМОН, ГАИ, в питомник служебных собак дети рассуждали о том, можно ли совершить геройский поступок в мирное время, выяснили, чем сказочный герой отличается от реального героя. Поездки на предприятия города привела к размышлению о важности всех профессий.

    Прогулки в лес убедили учеников в том, что необходимо охранять природу. 22 мая 2014 года наш класс принял участие в акции МВД  республики Мордовия "Спасем лес от пожара вместе!", которая состоялась  в  парке культуры и отдыха Пролетарского района Саранска. Дети на специальных стендах развесили рисунки-плакаты, в которых призвали взрослых бережнее относиться к лесу и лесным насаждениям. Ребята описали причины возникновения лесных пожаров и попросили горожан не выбрасывать окурки и стекла, не оставлять в лесу разожженные костры. Класс за это был награжден грамотой МВД.

              Большое значение имеют совместные экскурсии в музей и в библиотеки. Работники музеев и библиотек не только обогащают знания детей, показывают пример правильной коммуникации,  но и воспитывают нравственно. Дети получают возможность соприкоснуться с этими сокровищницами. Ведь если процесс образования понимать как механизм передачи ценностей науки, культуры и исторического опыта поколений, то музей и библиотеки необходимо признать основным звеном этого механизма, поскольку они являются важным компонентом комплекса деятельности школы по формированию основ воспитания. Обучение с помощью музея  и библиотеки активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество.

              После походов в музей или библиотеки   в классе организуются выставки, конкурсы рисунков, фотографий и поделок, совместные доклады, презентации.

    Мы знаем, какое большое значение в воспитательной работе имеют коллективные походы в театр. Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек, помогают выбрать линию поведения.  Ребенок при этом развивается гармоничней, повышаются показатели его умственного и психического развития:

     - усложнение речи, словарный запас обогащается посредством многочисленных искусствоведческих,

    исторических терминов, отрывков из литературных произведений и т.д.;

    - умение анализировать архитектурные памятники и ориентироваться во времени;

    - умение внимательно выслушивать, рассматривать, воспринимать и запоминать памятные места и события;

    - умение применять на экскурсии знания, полученные в школе, и. наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал.

       Исходя из опыта своей работы, считаю, что наблюдения во время экскурсий можно  и нужно использовать учениками в исследовательских работах. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Так после наблюдений за ящерицами, появилась исследовательская работа Воробьева А. «Как появляются ящерицы». В ней он нам объяснил, что мы имели дело с живородящим видом ящериц.

            Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. (Например, во время экскурсии в Национальный парк «Смольный» дети заметили следы крупного копытного животного.

                                                      

    Ребята предположили, что это следы лосей- ведь они были в лесу. Тогда я предложила им сфотографировать эти следы и выяснить, верна ли их догадка. Детям пришлось выяснить,  какими бывают следы лосей. Оказалось, что лоси также как и коровы парнокопытные, но их следы поострее коровьих. Сравнивая результаты исследований с увиденными следами, ребята вынуждены были признать, что они видели следы не лосей, а коров)

            Академик Д. Лихачёв, говоря о значении своего края и истории в воспитании граждан страны,  отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как,  если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой.                                                                                                                                                                              

            Помочь ребенку сделать свои открытия должны мы – учителя. Нужно постараться ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.

            Вся эта работа убедили меня в том, что:                                                                                                                           - возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;                                                   - происходит развитие умственной и мыслительной деятельности учащихся;                                                                                            - растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;                   - учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.
         Передавая обучающихся в 5-й класс, классному руководителю буду рекомендовать продолжить практиковать экскурсии. В этом видят преемственность и родители учеников.

    Библиографический список

    1. Амонашвили, Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. М.: Университет, 1990.- 88с.

    2. . Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 1997. - М.: Просвещение,- С.324.

    3. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 - 446с.

    4. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: 2007. - 94 с.

     5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев М.: Просвещение, 2007. - 223с.

    6. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов -М., Владос, 2010. -233 с.

    7. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия. [Текст] / В.В. Давыдов. М.:Просвещение, 1999.-280 с.

    8. Дубровина И. В «Младший школьник. Развитие познавательных способностей». [Текст]/И.В.Дубровина М.: Просвещение, 2007. -180с.

    9.Каирова, И. А. Педагогический словарь. [Тест] / И.А. Каирова. М.: Просвещение, 1960. - 256 с.

    10. Монтессори М. Дети - другие. [Тест] / М. Монтессори М.: Издат. Дом «Карапуз», 2009. -336с.

    11. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 97 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках математики в младших классах в школе для детей с проблемами слуха

    В статье описан опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а точнее, с неслышащими детьми . Применение игровых технологий на уроках математики в школе I, II вида позволяет решать ...

    Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

    Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

    Статья «Проблемная ситуация на уроках русского языка – одна из особенностей активизации познавательной деятельности младших школьников»

    Статья  о том,  что  средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная...

    Научное общество учащихся – одна из форм организации исследовательской деятельности младшего школьника

    Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной  школы  характерны любознательность, желание узнавать ...

    Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"

    Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...

    проект "Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников"

    проект по теме "Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников"...