Проект Тема: «Лаборатория открытий как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников» (учащиеся 1-4 классов)
методическая разработка
- Этапы реализации проекта
Этапы | Сроки | Мероприятия | Характеристика |
Организационный | Сентябрь 2021 года | Входной мониторинг - анкетирование. Определение темы и актуальности проекта. Определение цели и задач проекта. Согласование с педагогическим коллективом. Нормативно-правовое обеспечение информационная поддержка Подготовка (тренинги, лекции, беседы, методические семинары) Составление расписания внеурочных занятий РВГ | Анкетирование – теоретический этап моего исследования. Участвовать в такой работе готов не каждый и моя миссия убедить круг потенциальных участников в нужности и важности апробации данного проекта |
Основной | Октябрь 2021года – май 2022 года | Организация, подготовка и проведение внеурочных занятий в разновозрастных группах. | Этап включает изучение механизмов работы. Считаю необходимым на основном этапе работу систематизировать в данном направлении, наметить основные мероприятия, обязательные к проведению. Подготовить дидактический материал. |
Итоговый | Конец Мая – июнь 2022 года | Проанализировать: - насколько глубоко были погружены участники проекта во внеурочную деятельность; удовлетворены ли особые потребности участников проекта; - установлены ли контакты в РВГ; оказала ли данная деятельность влияние на общий нравственный климат | Данный этап аналитический. Необходимо подвести итоги, сделать анализ сформированности системы работы и её перспективы.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Агинская средняя общеобразовательная школа №4» городского округа «Поселок Агинское»
Проект
Тема: «Лаборатория открытий как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников»
(учащиеся 1-4 классов)
Подготовила:
учитель начальных классов
Халзанова Бальжита Бадмаевна
2021 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………
Актуальность проекта…………………………………………………
Цель и задачи………………………………………………………….
Этапы реализации проекта…………………………
Пути реализации проекта…………………………………..
Механизм работы проекта………………………….
Ожидаемые результаты………………………………………………
Показатели эффективности…………………………………………
Выводы……………………………………………………………….
Литература………………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………
Введение
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для ее реализации.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В ФГОС внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности, и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему пытаются решать через организацию исследовательской деятельности.
В процессе исследовательской деятельности по ФГОС осуществляются (с различной степенью самостоятельности) активный поиск и открытие учащимися новых знаний с использованием доступных для них способов. Ученик перестает быть пассивным объектом, а становится активным субъектом познания. Умственный багаж, приобретенный самостоятельно, усваивается глубоко и прочно.
Организация исследовательской работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Значимыми и интересными для детей представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
Так как исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, то она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всей школьной жизни, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
- Актуальность
На современном этапе развития общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений на протяжении всей жизни.
В Концепции модернизации современного российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
В педагогической науке сложились определенные предпосылки исследования формирования исследовательских умений младшего школьника в условиях внеурочной деятельности.
Однако остается недостаточно исследованной проблема формирования исследовательских умений, условий интеграции исследовательской деятельности в систему начального образования в рамках нового ФГОС, не конкретизирован развивающий потенциал внеурочной деятельности, не определены критерии и способы оценки эффективности формирования исследовательских умений младшего школьника.
На основании анализа теоретических подходов, нормативно-правовых документов и существующей педагогической практики в начальном образовании, возникают следующие противоречия:
- между требованиями ФГОС НОО, предъявляемым реализацию гуманитарной модели образования начальной школы, ориентированной на самообразование, самореализацию, включение его в активную исследовательскую деятельность и реальной ситуацией практики – недостаточным использованием потенциала внеурочной деятельности;
- между достаточным количеством теоретических и практических исследований в области развития исследовательских умений и недостаточным количеством работ по методике развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста;
Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что для решения проблемы развития исследовательских умений станет Лаборатория открытий во внеурочной деятельности.
Таким образом, проблема развития исследовательских умений детей младшего школьного возраста является актуальной.
- Цель проекта: Создание Лаборатории открытий для организации исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
- разработать комплекс дидактических материалов, которые направлены для развития исследовательских способностей.
- Обеспечить организационно-методические условия функционирования Лаборатории
- Провести мониторинг эффективности реализации проекта.
Социальные эффекты от реализации проекта:
- благоприятная адаптация и социализация учащихся и детей с ОВЗ;
- творческое саморазвитие учащихся;
- совершенствование опыта неформального взаимодействия, общения, совместной работы;
- актуализация лучших моральных качеств участников проекта-доброты, сочувствия, помощи и поддержки;
- воспитание ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни.
В профессиональной деятельности педагога:
- использование новых форм и технологий организации Лаборатории в условиях разновозрастных групп.
Критерии и показатели результативности:
- удовлетворение потребности и желания учащихся в исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС;
- степень вовлеченности детей с ОВЗ;
- результативность участия участников проекта.
Социальные эффекты от реализации проекта:
Включение детей с ОВЗ в РВГ во внеурочной деятельности.
Участники проекта- 1-4 классы.
Срок реализации проекта- 1 год.
Время проведения- 1 занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.
Образовательный продукт проекта:
По окончании планируется разработка комплекса дидактических и методических материалов для Лаборатории Открытий.
- Этапы реализации проекта
Этапы | Сроки | Мероприятия | Характеристика |
Организационный | Сентябрь 2021 года | Входной мониторинг - анкетирование. Определение темы и актуальности проекта. Определение цели и задач проекта. Согласование с педагогическим коллективом. Нормативно-правовое обеспечение информационная поддержка Подготовка (тренинги, лекции, беседы, методические семинары) Составление расписания внеурочных занятий РВГ | Анкетирование – теоретический этап моего исследования. Участвовать в такой работе готов не каждый и моя миссия убедить круг потенциальных участников в нужности и важности апробации данного проекта |
Основной | Октябрь 2021года – май 2022 года | Организация, подготовка и проведение внеурочных занятий в разновозрастных группах. | Этап включает изучение механизмов работы. Считаю необходимым на основном этапе работу систематизировать в данном направлении, наметить основные мероприятия, обязательные к проведению. Подготовить дидактический материал. |
Итоговый | Конец Мая – июнь 2022 года | Проанализировать: - насколько глубоко были погружены участники проекта во внеурочную деятельность; удовлетворены ли особые потребности участников проекта; - установлены ли контакты в РВГ; оказала ли данная деятельность влияние на общий нравственный климат | Данный этап аналитический. Необходимо подвести итоги, сделать анализ сформированности системы работы и её перспективы. |
- Пути реализации проекта
Мероприятия |
|
1 этап- Организационный этап | |
Определение темы и актуальности проекта. Определение цели и задач проекта. | Сентябрь |
Нормативно-правовое обеспечение | |
Распределение учащихся по группам | |
Разработка внеурочных (не предметных) мероприятий учителем | |
Подготовка педагога (тренинги, лекции, беседы, методические семинары) | |
Проведение мониторинга | |
Составление расписания с включением внеурочных занятий | |
2 этап- Основной этап | |
Организация и проведение внеурочных занятий в РВГ | В течение срока реализации |
Сбор фото и видеоматериалов внеурочных занятий | |
Наблюдение и фиксация личностных достижений участников проекта | |
Анализ внеурочных занятий в РВГ | |
3 этап- Итоговый этап | |
Выпуск методических рекомендаций | май - июнь |
Мониторинг социализации личности. Анкетирование для выяснения степени комфортности работы в группах. Отчёт. Рефлексия. Анализ реализации проекта. Коррекция |
- Механизм работы проекта
Дети от природы любознательны, стремятся сами всё попробовать, поэкспериментировать, исследовать. Реализация модуля «Лаборатория открытий » предоставляет такую возможность. Занятия предусматривают выполнение учащимися лабораторных и практических работ естественно- научной направленности.
На уроках окружающего мира предусмотрено проведение практических, лабораторных работ, но количество таких занятий невелико. Заинтересовавшиеся исследовательской деятельностью ребята могут продолжить расширять свой кругозор и совершенствовать навыки экспериментально-исследовательской деятельности в лаборатории.
Проект дополняет и расширяет учебный курс «Окружающий мир», «Математика».
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- деятельностный подход (предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности);
- природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
- научности;
- принцип целостного представления о мире;
- связь теории с практикой.
Тематическое планирование составлено с опорой на предметное содержание и с периодической сменой видов и форм деятельности. Всего в планировании 4 раздела и в каждом разделе по 2 занятия (1-2 классы и 3-4 классы). Длительность занятий составляет 25-30 минут. В каждом классе ученики разбиваются на 8 групп разными способами: по цвету, по №, по желанию.
Основным видом занятий является практическое. Время на нем распределяется примерно так:
• вводный инструктаж- 5%;
• сообщение познавательных сведений – 20 %;
• практическая работа и текущий инструктаж- 70%;
• подведение итогов, уборка рабочего места – 5 %.
- Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора детей.
- Ожидаемые результаты.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к экспериментально- исследовательской деятельности, к отгадыванию тайн природы, к практическим способам решения новой задачи;
- формирование основ безопасного, здорового образа жизни;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.
Регулятивные:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
-строить сообщения, делать презентации в устной и письменной форме;
- строить гипотезы, проверять их правдоподобность.
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Способы отслеживания и фиксация:
- активность участия детей в коллективных видах внеурочной деятельности
- защита совместных проектов
- анкетирование участников проекта
- Показатели эффективности работы проекта « Лаборатории открытий».
1 группа- прямые показатели, которые можно измерить. К ним относятся результаты мониторинга, степень удовлетворенности участников проекта.
2 группа- косвенные показатели, их сложно измерить, они проявятся с отсроченным эффектом. Эта оценка активности и эмоционального состояния учащихся, применение образовательных технологий, востребованность педагогического опыта.
В целях отслеживания результатов реализации использую мониторинг (Приложение):
- констатирующий- (диагностика уровня творчества младших школьников), в процессе которого выяснялся уровень сформированности исследовательских умений младших школьников).
- формирующий- (методика развития исследовательских способностей младших школьников в процессе деятельности). Проверялась эффективность предложенной методики формирования исследовательских умений младших школьников; определялись содержание и последовательность работы.
- контрольный- (характеристика уровня исследовательских способностей младших школьников)- сравнительная характеристика уровней сформированности исследовательских умений у младших школьников в процессе работы в РВГ, статистическая обработка полученных результатов.
8. Выводы:
Важность исследовательского развития младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Важно создавать такие условия, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей к исследовательской деятельности. Лаборатория открытий является условием социализации и развития исследовательских способностей младших школьников.
ПРИЛОЖЕННИЕ 1
Тест на определение уровня мотивации к исследовательской деятельности
Фамилия_______________________Имя_______________Класс_____________
1. Мне нравится изучать что-то новое, потому что…
1) узнаю много интересного;
2) мною гордятся родители;
3) получаю что-то в подарок;
4) меня уважают товарищи;
5) сам смогу ответить на любой интересующий меня вопрос;
6) занимаю свободное время.
2. Мне сложно ответить на интересующий вопрос, потому что…
1) я многое ещѐ не знаю;
2) мне не помогают;
3) я не стараюсь;
4) не люблю читать;
5) мне мешают (кот, собака, попугай и т.д.);
6) у нас нет домашней библиотеки.
3. Когда мне удаѐтся найти ответ на интересующий меня вопрос, мне больше всего нравится, что…
1) порадую родителей;
2) не надо что-то больше искать, читать, придумывать;
3) у меня это получилось;
4) меня будут хвалить;
5) появится больше времени погулять, посмотреть телевизор;
- я стал умнее.
ПРИЛОЖЕННИЕ 2
Задания на выявление уровня развития общелогических умений
Фамилия_________________________Имя_______________Класс____________
1. Назови перечисленные предметы одним словом:
Юбка, платье, кофта, жилет ________________________________________________________
2. Назови признак, по которому объединены предметы:
Лѐтчик, учитель, шахтѐр __________________________________________________________
3. Разбей предметы на группы, по какому признаку ты это сделал?
Портфель, кукла, пенал, машинка, тетрадь, пирамидка, юла.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Исключи лишнее. Объясни, почему.
Дорога, шоссе, тропинка, путь _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. Дополни ряд слов. Объясни, почему.
Директор, завуч, учитель,…________________________________________________________
6. Подбери пару слову. Объясни, почему.
Машина – гараж, петух – птицеферма, учитель – школа, продавец –________________________________________________________________________________
7. Соедини пословицы, которые соответствуют друг другу по смыслу: Немецкие пословицы | Русские пословицы |
Один всѐ равно что никто | На ошибках учатся |
Ошибки других – хорошие учителя | Один в поле не воин |
Отсутствие ответа тоже ответ | Кончил дело, гуляй смело |
Сначала ноша, потом отдых | Молчание знак согласия |
Уровень развития общелогических умений у младших школьников
на контрольном этапе № | Фамилия, Имя | Количество верно выполненных заданий | Балл | Уровень |
1 | Александр Б. | 10 | 1 | средний |
2 | Ростислава Б. | 10 | 1 | средний |
3 | Кирилл Б. | 11 | 2 | высокий |
4 | Влад Б. | 13 | 1 | высокий |
5 | Виталий Г. | 10 | 1 | средний |
6 | Софья К. | 10 | 1 | средний |
7 | Алина К. | 10 | 1 | средний |
8 | Алексей К. | 10 | 1 | средний |
9 | Марина К. | 10 | 1 | средний |
10 | Елизавета М. | 5 | 0 | низкий |
11 | Виктория М. | 15 | 2 | высокий |
12 | Егор М. | 15 | 2 | высокий |
13 | Елизавета О. | 5 | 0 | низкий |
14 | Анастасия О. | 10 | 1 | средний |
15 | Артѐм П. | 14 | 2 | высокий |
16 | Виктор Р. | 5 | 0 | низкий |
17 | Дана С. | 5 | 0 | низкий |
18 | Дарья С. | 15 | 2 | высокий |
19 | Григорий Ф. | 10 | 1 | средний |
20 | Анна Х. | 11 | 2 | высокий |
21 | Кристина Ч. | 15 | 2 | высокий |
С помощью методики «Карта интересов» (Приложение 1.) были изучены интересы учащихся. В результате выяснилась следующая направленность интересов учащихся:
Сфера деятельности:
●▪▪▪▪ Математика – 12,5 % учащихся;
●▪▪▪▪ Окружающий мир – 74 % учащихся;
●▪▪▪▪ Русский язык – 13,5% учащихся.
Пропедевтическая работа ведётся следующими средствами:
- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;
- уроком-исследованием;
- собственно исследованием;
- участием детей в проектной деятельности.
Виды исследований в начальной школе:
- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные и внеурочные;
- по времени: кратковременные и долговременные;
- по теме: предметные и свободные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации исследовательской деятельности младших школьников
Формы организации исследовательской деятельности младших школьников...
Формы организации исследовательской деятельности младших школьников
Формы организации исследовательской деятельности младших школьников...
Научное общество учащихся – одна из форм организации исследовательской деятельности младшего школьника
Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной школы характерны любознательность, желание узнавать ...
Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время
Экскурсии создают условия для работ исследовательского характера, что помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...
Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...
Проект Тема: «Лаборатория открытий как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников»
Цель проекта: Создание Лаборатории открытий для организации исследовательской деятельности.Задачи проекта:разработать комплекс дидактических материалов, которые направлены для развития исследовательск...
Домашняя работа по математике как одна из форм организации учебной деятельности младших школьников
Проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это разрешимые проблемы, и решить их для себя – задача каждого педагога. Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопле...