Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"
    материал по теме

    Строкачёва Татьяна Николаевна

    Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно-ориентированной педагогики, на первый план выдвигается развитие каждого школьника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc170 КБ

    Предварительный просмотр:

    Строкачёва  Татьяна  Николаевна

    Управление образования администрации муниципального образования

    Гулькевичский район

    МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи

    Тема  «Организация  исследовательской  деятельности  младших  школьников»

    Строкачёва  Татьяна  Николаевна –

    учитель  начальных  классов

    высшей  категории

    МБОУ СОШ № 4

    г. Гулькевичи

    2012 год

    Содержание:

    1. Информационная карта ППО …....…............3

    2. Целостное описание опыта.............................5

    3. Результативность опыта ...............................19

    4. Библиографический список .........................20

    5. Рецензия на опыт работы .............................21

    6. Приложение к опыту ....................................22

    Информационная карта ППО

    1. Строкачёва  Татьяна  Николаевна

    2. Гулькевичский район,  г.  Гулькевичи

    3. МОУ СОШ №4

    4. Учитель начальных классов

    5. Педагогический  стаж  21  год, высшая квалификационная категория

    6.Тема педагогического опыта «Организация  исследовательской деятельности  младших  школьников».

    7. Строкачёва Т.Н., используя методики известных педагогов М. Монтессори, М. Камшилова, С. Френе, У. Киллпатрика, И. Ф. Свадковского, А.С. Савенкова, усовершенствовала новые средства и формы работы по организации исследовательского обучения учащихся начальной школы, а также подходы  к  обучению,  построенные  на  основе  стремления  ребёнка  к  самостоятельному  изучению  окружающего. С 2000 года педагог ведёт экспериментальную  работу  по  приобщению  младших  школьников  к  основам  поисковой  и  исследовательской  деятельности. В  2004 г. в  МОУ СОШ №4 создано детское  научное общество «Начало». Учащиеся  выбирают  и  формулируют  темы  своих  работ,  проводят  информационно – поисковую  работу  в  рамках  избранной  темы,  выдвигают  гипотезы,  выполняют  творческие  задания,  выступают  с  сообщениями  перед  учащимися  и  учителями  школы. Данная система работы помогает подготовить учащихся к исследовательской деятельности.

     

    8. Цель  данного педагогического опыта - подготовка  учащихся  к  исследовательской  деятельности,  обучение  их умениям  и  навыкам  исследовательского  поиска, формирование особого стиля учебной деятельности, в основе которой исследовательский подход.

    9.Универсальные  умения  и  навыки  исследовательского  поиска  необходимы  не  только  тем людям,  чья  жизнь  связана  с  научной  работой, - это  необходимо  каждому  человеку.  Исследовательское  поведение  в  современном  мире  рассматривается  не  как  узкоспециализированная  деятельность,  характерная для небольшой  группы  научных  работников,  а  как  неотъемлемая  характеристика  личности,  входящая  в  структуру  представлений о  профессионализме  в  любой  сфере  деятельности.  И  даже  шире – как  стиль  жизни  современного  человека.  Уровень новизны представленного опыта можно определить как репродуктивно - творческий, где автор преломляет известные методологические подходы к организации исследовательской  деятельности  через призму организационно-педагогических условий образовательного учреждения. При организации исследовательской деятельности младших школьников Строкачёва Т.Н. использует все школьные помещения; задания  вырабатываются  самими  учениками  совместно  с  педагогом; ученики  работают  по  группам  или  индивидуально; периодически  участвуют  в  мини-конференциях, докладывая результаты своей работы; выполнение  детских  работ  поставлено  на  самоконтроль; в работе присутствует ориентированность на исследовательские методы; создаются условия для того, чтобы ребёнок мог развиваться в своём индивидуальном темпе и ритме. Используя         метод  проектов, педагог учит детей решать,  исходя  из  своих   интересов,   практические  исследовательские  задачи. Развивает у детей навыки исследовательского поведения, умение видеть проблемы. Подбирает специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогают в решении этой сложной педагогической задачи. Организация исследовательской деятельности младших школьников через деятельность детского научного общества помогает достижению главной  цели  исследовательского  обучения – формированию  у  учащихся  способности  самостоятельно,  творчески  осваивать и  перестраивать  новые  способы  деятельности  в  любой  сфере  человеческой  культуры. Строкачёва Т. Н. руководит детским научным обществом «Начало» со дня его основания. В 2006 году почётными грамотами ГУ «Сочинский национальный парк» награждены Детское научное общество «Начало», ученики 1 «А», 3 «А», 4 «Б» классов и Строкачёва Т.Н. за активное участие в международной экологической акции «Марш Парков-2006» и помощь Сочинскому национальному парку.

    10. Опыт работы учителя  начальных  классов  Строкачёвой  Т.Н.    даёт практические советы по организации исследовательской  практики  учеников  начальной  школы, что  позволяет  сформировать  особый  стиль  учебной  деятельности  в соответствии с задачами модернизации школьного образования. Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, Строкачёва Татьяна Николаевна активно развивает их мыслительные процессы, творческие способности, организует учебный процесс как учебное исследование, что представлено в её практике деятельностью детского научного общества «Начало». В процессе исследовательской деятельности у учащихся формируется умение работать с информацией для решения интеллектуальных и практических задач проектно-исследовательской деятельности.

    11.Строкачёва  Т.Н. реализует личностно-ориентированный  подход к  учащимся, предлагает пути расширения возможностей углубленного изучения предметов и изменения методологического подхода к исследованию учебных объектов и содержанию образования, что позволит в дальнейшем создать условия для значительной дифференциации содержания обучения младших  школьников, с широкими и гибкими возможностями выполнения  детьми  индивидуальных  и  коллективных  проектов.

     

    12.Опыт  работы  по  теме  «Организация  исследовательской  деятельности младших  школьников»  используется   в  МОУ СОШ №2  г.  Гулькевичи,  МОУ СОШ №25  п.  Ботаника,  МОУ СОШ №22  п.  Кубань, МОУ СОШ №12 с. Майкопского  Гулькевичского  района, МОУ СОШ № 34 Кореновского района.

    13.Специалистами РИМЦ Гулькевичского района в 2008 году был изучен опыт работы Строкачёвой Татьяны Николаевны и помещен в районный банк передового опыта педагогов; опыт работы Строкачёвой Т.Н. изучен Киричек Н.В., старшим преподавателем кафедры начального образования ККИДПП, методистом ФНМЦ им. Л.В.Занкова.

    14. В опыте работы Строкачёвой  Татьяны  Николаевны представляет практический интерес  опыт  организации  деятельности  Детского научного  общества  младших  школьников. Данный опыт работы можно рекомендовать к использованию во всех общеобразовательных  школах, где имеется соответствующая материально-техническая база для осуществления научно-исследовательской деятельности учащихся.

    2. Целостное описание опыта.

    Организация исследовательской деятельности младших школьников при изучении интегрированного курса «Мы и окружающий мир» (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.)

            Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно-ориентированной педагогики, на первый план выдвигается развитие каждого школьника.

            Педагогическую систему, отвечающую этим задачам, разработал академик Л.В. Занков вместе со своими учениками. Её цель - достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им  знаний, умений и навыков. Более 15 лет я работаю по системе развивающего обучения академика Л.В. Занкова.

            Содержание интегрированного курса «Мы и окружающий мир» составляют материалы по астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении.

            Отличительной особенностью построения курса «Мы и окружающий мир» является его подчинение логике исторического развития природы земли, человека и человеческого общества.

    1 класс.

    Перед детьми в равной мере разворачиваю широкую картину природы и человеческого общества с древнейших времён и до наших дней, которая даётся в общем виде; курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

    2 класс.

    Этот подход к содержанию сохраняю и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Доминируют естественно-научные методы познания.

    3-4 классы.

    Продолжаю  эту линию, но на первый план выходят знания о человеке и человеческом обществе. Особое место в этих классах отвожу экологическим проблемам, безопасности жизнедеятельности и истории России.

    Содержание интегрированного курса выстраиваю по принципу «дифференциации, т.е. расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различия в процессе движения содержания».

    (Л.В. Занков. Обучение и развитие. М., 1975, с. 181)

    Отбор содержания предмета я осуществляю на основе сочетания мироведения и краеведения.

    При преподавании учебного курса «Мы и окружающий мир» в системе общего развития учащихся  решаю следующие задачи:

    • на основе предметных знаний и умений подведение учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
    • развитие исторического мышления;
    • формирование экологической грамотности,
    • формирование общеучебных умений:

    - воспринимать проблему;

    - выдвигать гипотезу;

    - ориентироваться в пространстве и времени;

    -добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками;

    - самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

    - делать обобщения и выводы;

    - осуществлять самоконтроль.

    • воздействие на развитие эмоционально- волевых, нравственных качеств личности;
    • на ознакомительном уровне представление наук, помогающих познавать окружающий мир.

    Использую  следующие средства обучения:

    УМК:

    • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

    Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2-х ч.-

    Самара: Корпорация «Фёдоров»

    • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

    Мы и окружающий мир. Учебник для 2 класса.-

    Самара: Корпорация «Фёдоров»

    • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

    Мы и окружающий мир. Учебник для 3 класса.-

    Самара: Корпорация «Фёдоров»

    • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

    Мы и окружающий мир. Учебник для 4 класса. В 2-х ч.-

    Самара: Корпорация «Фёдоров»

    • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

    Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир» для 1,2,3,4 кл.-

    Самара: Корпорация «Фёдоров»

    • Трофимова Г.В.

    Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения к курсу «Мы и окружающий мир. 1 класс».- Самара: Корпорация «Фёдоров»

    • Трофимова Г.В.

    Тайны далёкие и близкие.- Самара: Корпорация «Фёдоров»

    • Итоговые проверочные задания по курсу «Мы и окружающий мир»// Сборник проверочных работ для 1-4 классов (Система Л.В. Занкова).-

    Самара: Корпорация «Фёдоров»

    Организация  исследовательской  деятельности  младших  школьников на уроках и во внеклассной работе.  (Приложение  №4 - презентация «Организация исследовательской деятельности»)

            Ребенок – исследователь  по  своей  природе.  Предложенный  мною  перечень  качеств,  характерный  для  исследователя – творца,  не  полон,  и,  наверное,  можно  выделить  какие – то  ещё.  Но,  бесспорно,  эти  качества  отличают  исследователя  от  посредственного  человека.  

            Любознательность  (любовь  к  познанию)  берет  своё  начало  от любопытства.  Некоторые  психологи,  активно  работавшие  в  прошлом  веке  (А.В.  Запорожец,  Л.И.  Божович  и  др.), называли  это  явление  «потребностью  в  умственных  впечатлениях».

            Способность  видеть  проблемы – способность  удивляться  и  видеть  проблемы  там,  где  другим  всё  представляется  ясным  и  понятным.

            Проблемное  обучение,  ориентированное  на  самостоятельную  исследовательскую  работу,  развивает  восприимчивость  к  проблемам.

            Повышенный  интерес  к  дивергентным  задачам  (так  условно  называют  задачи,  имеющие  не  один, а  множество  правильных  ответов).  Способность  решать  дивергентные  задачи – важнейшее  условие  успеха  в  творческой  деятельности,  в   научном  поиске.

            Оригинальность  мышления.  Оригинальность  (либо  её  отсутствие)  проявляется  во  всех  видах  деятельности:  в  играх  и  рисунках,  в  поведении  и  общении  со  взрослыми  и  сверстниками  и,  конечно  же,  в  самой  разной  поисковой  активности.

            Гибкость  и  продуктивность  мышления,  лёгкость  ассоциирования -  важнейшая  основа  творчества  (способность  искать  аналогии,  легко  и  в  большом  количестве  генерировать  новые  идеи).  

            Высокая  концентрация  внимания,  отличная  память,  способность  к  оценке  (критичность  мышления) – эти  качества  развиваются  у  ребёнка,  занимающегося  исследовательской  деятельностью.

            Для формирования качеств, характерных ребёнку – исследователю использую  методические  находки,  сделанные  в  начале  ХХ  века  учёными,  работавшими  в  русле  идей  исследовательского  обучения.  

            Одной  из  самых  популярных  моделей  организации  такого  обучения  являлся  дальтон – план,  разработанный  американкой  Еленой  Паркхерст.  Основная  черта – создание  предметных  лабораторий.  Русский  вариант  дальтон – плана – студийная  система.  В  1919  г.  в  Казани  М.  Камшиловым  в  одной  из  школ  была  организована студия. Учебная   работа  протекала  по  группам,  которые  периодически  докладывали  результаты  работы  всей  студии,  организовывались  выставки.  В  работе присутствовала   ориентированность  на  исследовательские  методы.

    «Каждый  ученик  продвигался  вперёд,  как  мог, - способные  не  задерживались,  слабые  не  выбивались  из  сил».

    Из Резолюции  участников  Бристольской  конференции (1992  г.)

    При организации исследовательской деятельности младших школьников  использую оборудование кабинета, полученное в рамках ПНПО, и другие школьные помещения;

    задания  вырабатываются  самими  учениками  совместно  с  педагогом;

    ученики  работают  по  группам  или  индивидуально;

    периодически  участвуют  в  мини-конференциях, докладывая результаты своей работы;

    выполнение  детских  работ  поставлено  на  самоконтроль;

    царит   свободное  творчество;

    в работе присутствует ориентированность на исследовательские методы;

    создаются условия для того, чтобы ребёнок мог развиваться в своём индивидуальном темпе и ритме.

      Используя         метод  проектов, разработанный  американским  педагогом  Уильямом  Киллпатриком, учу детей решать,  исходя  из  своих   интересов   практические  исследовательские  задачи. Выполняя  вместе  с  учителем    проект и включаясь, таким  образом,  в  практическую  деятельность, учащиеся  овладевают  новыми  знаниями. Дети учатся применять на практике лозунг  «Изучай  не  книги – жизнь». Перед  учениками ставится  ясная  цель  их  работы. Учащиеся получают интересное  для  них  дело,  результат  которого  они  могут  предвидеть и учатся  пользоваться  книгой  при  любом  деле.

    Проект младшего школьника, как правило, начинается с одного простого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций. Простое действие в самом начале даёт первый поворот колеса исследовательского мышления ребенка. Его наблюдения начинают жить, взаимодействовать друг с другом.

    Целый пласт проектов – наблюдений для самых маленьких – наблюдения за природой. Например, проект «Встречаем зиму» или (как вариант) «Готовимся к зиме». Альтернативный проект – «Встречаем лето». Зима оценивается по отношению к лету.

    Организую наблюдение за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека – всё это может вылиться в проекты в начальной школе. Тем более что ведение дневников наблюдений – прием хорошо известный. Дневник наблюдений – основа проекта.

    Идея проекта – рассказа достаточно многогранна. Возможны рассказы как результат детского творчества и детской фантазии, а также как результат изучения ряда тем школьных предметов.

            Это устный рассказ,

            история на заданную тему,

            рассказ-наблюдение,

            экологические рассказы,

            географические,

            природоведческий и другие.

            Конструктивные проекты, в том числе проекты игр. На уроках труда или во внеклассной работе изготавливаю с детьми материальные предметы. Ведущая идея такого проектирования – идея самообслуживания. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

            Экскурсионные проекты. Программа обучения в начальной школе насыщена экскурсиями разного рода. Этот факт позволил превратить экскурсии в серию детских проектов.

    Любая экскурсия детально планируется;

    перед детьми ставятся конкретные вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии;

    итоги экскурсии обязательно обсуждаются;

    дети рассказывают или пишут отзывы, вербализуя впечатления, наблюдения, полученные знания.

            Применяю при организации исследовательской деятельности младших школьников проблемное  обучение.  Учебные  проблемы  отвечают потребностям  и  интересам  данной  группы  детей. Работу организовываю  таким образом, что при  решении проблем у  учащихся   остаётся  ощущение,  что  проблема  и  способы  решения  выбраны  ими  самостоятельно. Избираемые  детьми  проблемы  обычно  выходят  за  рамки  одного  учебного  предмета,  соответствуют  возрасту  детей. У учащихся имеются в  наличии  необходимые  средства  и  материалы, так как их   отсутствие    приводит  к  поверхностному  решению проблемы.

            

            Учебные исследования младших школьников строю по следующей схеме:

    1. Актуализация проблемы.

    2. Определение сферы исследования.

    3. Выбор темы исследования.

    4. Выработка гипотезы.

    5. Выявление и систематизация подходов к решению.

    6. Определение последовательности проведения исследования.

    7. Сбор и обработка информации.

    8. Анализ и обобщение полученных материалов.

    9. Подготовка отчёта.

    10. Доклад.

    11. Обсуждение итогов завершенной работы. 

    Цели  экспериментальной  работы:

    • Приобщение  младших школьников  к  основам  поисковой  и  исследовательской  деятельности.
    • Использование  в  образовательном   и  воспитательном    процессах  метода  проектов.
    • Формирование  умения  использовать  возможности  информационных  технологий.
    • Развитие  креативности.

            Развиваю у детей навыки исследовательского поведения, умение видеть проблемы. Подбираю специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогают в решении этой сложной педагогической задачи. Рассмотрим некоторые из таких заданий.

    Задания  и  упражнения  для  развития  умения  видеть  проблемы.

    «Посмотрите  на  мир  чужими  глазами».

    «Утром  небо  покрылось  черными  тучами,  и  пошел  снег…»

    Необходимо  продолжить  рассказ,  но  несколькими  способами:  со  своей  точки  зрения;  с  точки  зрения  летчика,  отправляющегося  в  полет; с  точки  зрения  зайца  или  лисички  в  лесу.

    «Составь  рассказ  от  имени  другого  персонажа».

    - Представьте,  что  вы  стали  на  какое – то  время  цветком,  животным. Опишите один день воображаемой жизни.

    «Составь  рассказ,  используя  данную  концовку».

    «…  и  котёнок  мирно  заснул  на  руках  у  Маши».

    Увидеть проблему можно путём простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить. Для развития способности к наблюдению применяю следующие задания:

    Игра  «Волшебные  превращения».

    Изучаем  то,  как,  например,  стихия  огня  воздействует  на изменение  физических  свойств  воды  при  изучении  климата  Краснодарского  края.  Один  ребёнок  исполняет  роль  Огня,  остальные  дети – Капельки  воды,  которые  в  холоде  замерзают. Когда  огонь  далеко,  они  двигаются  медленно  и  превращаются  в  снежинки,  а  когда  Огонь  рядом,  они  двигаются  быстрее,  испаряются,  становятся  невидимыми  (приседают).

    «Тема  одна – сюжетов  много».

    Необходимо  придумать  и  нарисовать как  можно  больше  сюжетов  на  одну  и  ту  же  тему,  например  «Лес»,  «Животные  Краснодарского  края»  и  другие.

    «Рассказ  на  заданную  тему».

    Тему  игры  объявляет  учащийся,  выходя  к  доске,  например,  «Зима».  Дети  называют  слова, связанные  с  этой  темой.  Учащийся  записывает  слова  на  доске  и  составляет  рассказ.

    «Сочиняем  сказку»  (на  экологическую  тему).

    Используем  методику  И.В.  Вачкова  «Конструирование  сказок»  (карточки  с  именами  сказочных  героев,  работа  по  группам).  Дети  или  конструируют  сказку,  отобрав  персонажи,  или  ведут  повествование  от  лица  сказочного  персонажа  поочерёдно.

    «Сочини  рассказ  по  схеме».

    Алгоритм:

    Факт – причина – повод – сопутствующие  события – аналогии  и  сравнения – последствия.

    Или  цветовой  вариант  обозначения  последовательности.

    Например,

    желтый – солнечный,

    красный – праздничный,

    синий – мечтательный,  

    зелёный – успокаивающий  и  т.д.

    Из  кружков  выстраиваем  последовательность:  синий,  жёлтый,  красный  и  т.д.

    Задание:  сочинить  рассказ  о птице,  чтобы  он  начинался  с  события,  которое  выражено  ощущением  (ассоциацией)  от  синего  цвета,  и  далее  по  схеме.

    (Приложение №4 – презентация «Организация исследовательской деятельности»)

    Наблюдение, пожалуй, – самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, развиваю у детей наблюдательность (сплав внимательности и мышления). Провожу упражнения на развитее внимания и наблюдательности.

    Например, «Парные картинки, содержащие различия»;

    «Найди два одинаковых квадрата»;

    «Назовите изображенные предметы».

    Следующие задачи несколько сложнее.

    1.Задание заключается в том, чтобы дети, рассматривая (или вспоминая) различные реальные природные объекты (люди, животные, птицы, деревья и другие), учились находить в их сложных формах аналогии с простыми геометрическими телами (куб, конус, цилиндр).

    Например,

    • На какую геометрическую фигуру похожа голова человека?
    • Какую фигуру напоминает ствол дерева?
    • На какую геометрическую фигуру похожи шипы роз?

    2. Предлагаю детям рассмотреть изображение предмета, а затем покажем им схожие с ним силуэты. Лишь один из них соответствует показанному ранее предмету. Надо по памяти его определить. Это задание является хорошим заданием для развития наблюдательности.

    Развиваю у детей навыки  исследовательского поведения.

    Навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые в решении исследовательских задач:

    • видеть проблемы;
    • задавать вопросы;
    • выдвигать гипотезы;
    • давать определения понятиям;
    •  классифицировать;
    • наблюдать;
    • проводить эксперименты;
    • делать выводы и умозаключения;
    • структурировать материал;
    • доказывать и защищать свои идеи.

    Учу способности вырабатывать проблемы. Для этого используем слова:

    • может быть;
    • предположим;
    • допустим;
    • возможно;
    • что, если…

    Задание.

    - При каких условиях будут полезными два или более из этих предметов?

    Ветка,

    телефон,

    кукла,

    фрукты,

    гоночный автомобиль,

    книга,

    самовар,

    барабан.

    - При каких условиях могут быть совершенно бесполезными  эти же предметы и даже вредны?

            На уроках и во внеклассной деятельности учу детей умению задавать вопросы.

    Вопросы делятся на группы:

    Уточняющие                        Восполняющие

    «Верно ли, что…»                        «Где…»

    «Надо ли создавать…»                «Когда…»

    «Должен ли…»                        «Кто…»

    «Правда ли…»                        «Что…»

                                            «Почему…»

                                            «Какие…»

    Задание    «Найти  загаданное  слово».

                Один  из  детей  загадывает  слово. Слово  держит  в  тайне, но  сообщает  всем  только  первый  звук (букву). Участники задают вопросы. Ребёнок отвечает «да» или «нет». Ограничение только одно. Нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание.

    Игра «Угадай, о чём спросили».

                 Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребёнок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

    • Какой окрас обычно имеют лисы?
    • Почему совы охотятся днём?
    • Почему космонавт надевает в космосе скафандр?

    Учимся  давать определения понятиям.

            Учу младших школьников умению давать определения понятиям. Понятие – одна из форм  логического мышления. Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению понятий, использую разные  методы, один из которых – метод определения понятий. Ребёнку называю предмет или слово и предлагаю дать определение этому предмету. Для того, чтобы научить детей определять понятия, можно воспользоваться  относительно простыми приёмами, сходными с определением понятий. Использование этих приёмов – хорошая база для пропедевтической работы в этом направлении.

           Описание.

     Объясняю детям простые правила:

    • описание должно быть полным;
    • описание должно быть точным;
    • описание должно быть кратким.

    Задание: сравнить собственные описания с описанием этих же предметов, сделанным не учёными-классиками, а одноклассниками.

    Детям предлагаю описать какой- то предмет (например, камень, стол, дом и др.) или живое существо (какую-нибудь рыбу, птицу, животное), а затем сравнить эти описания и выбрать в ходе коллективного обсуждения наиболее полное, точное и при этом краткое.

    Детям младшего школьного возраста нелегко давать определения понятиям, но, как показала моя экспериментальная работа, при целенаправленных педагогических усилиях описания у них получаются вполне достойными внимания.

    Характеристика.

    Этот приём предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета. А не только его внешнего вида, как это делается при описании.

    Разъяснение посредством примера.

    Этот способ использую тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род или видовое отличие.

    Сравнение.

    Активно использую приём сравнения в работе с детьми для тренировки в умении работать с понятиями. Например, подберите сравнение для таких объектов:

    слон,

    гиппопотам,

    попугай,

    мышь,

    дерево.

    Например, гиппопотам похож на корову или лошадь (в переводе с древнегреческого это слово означает «водяная лошадь»).

    Различение.

    Использую приём, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Яблоко и помидор очень похожи, но яблоко- фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор другой и др.

    Ограничение и обобщение понятий.

    В качестве упражнений для развития этих умений использую понятия, обозначающие хорошо известные детям предметы и явления.

    Для операции ограничения:

    • игрушки;
    • одежда;
    • мебель и др.

    Для операции обобщения:

    • продолжительный осенний дождь;
    • большая игровая комната;
    • детская художественная литература и др.

              Обобщение.

    Обобщение – логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующего признака.

    Предлагаю детям следующее задание:

    Из приведённых ниже понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему:

    Насекомое                храм Христа Спасителя

    Книга                знаменитый полководец

    А.В. Суворов                энциклопедия

    Выдающаяся личность                пчела

    Церковная архитектура                Леонардо да Винчи

    Загадки  как  определения  понятий.

    Отгадка  загадки - определяемая  часть, а  формулировка – это  вторая   половина  определения, её  определяющая  часть.

    Непоседа  пёстрая

    Птица  длиннохвостая,

    Птица  говорливая,

    Самая  болтливая.  

            (Сорока)

           Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Для развития способности к суждениям использую следующее упражнение:

    «Проверьте правильность утверждений»

    Все металлы проводят электричество.

    Медь – металл.

    Следовательно, медь проводит электричество.

     

           Учу детей проводить классификацию. Классификация может быть простой, а может быть и многоступенчатой, разветвлённой.

    Правила классификации:

    • члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
    • деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
    • делении должно быть соразмерным. Объём делимого понятия должен быть равен объединению объёмов членов деления;
    • основание классификации должно быть обозначено признаком, существенным для решения задачи с помощью данной классификации.

    Чем больше вариантов деления у ребёнка, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой исследовательской деятельности.

              После знакомства с основными типами мыслительных операций учу детей рассматривать отношения, которые могут существовать между понятиями, и которые ребенок, уже начиная с дошкольного возраста, должен учиться находить.

             Наиболее часто встречаются следующие отношения между понятиями:

    1. Вид-род или род-вид.

    Пример: окунь – рыба, рыба – окунь.

    1. Часть-целое.

    Пример: плавник- окунь, палец-рука.

    1. Причина-следствие.

    Пример: горе - слезы, солнце – жажда.

    1. Последовательность.

    Пример: понедельник – вторник, зима-весна.

    1. Функциональные отношения.

    Пример: окунь – река, песня – композитор.

    1. Противоположность.

    Пример: день – ночь, свет – тьма.

    Особо останавливаюсь при работе с учащимися на понятии причины и следствия.

          Причина – явление или совокупность явлений, которые непосредственно обусловливают  или  порождают другое явление (следствие). Например, хорошее знание  законов окружающего мира является причиной того, что человек будет внимательно относиться к животному и растительному миру. Причину нельзя смешивать с условиями.

          Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках, их отношениях. В языке суждение выражается с помощью предложения. Но суждения и предложения различны по составу.

               

         Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, я учу детей по определённым правилам вывода получать заключение.

           Умозаключения могут выводиться из одного суждения. При этом они называются непосредственными. Их роль в процессе логического мышления очень велика.

            Умозаключение через преобразование суждения может проводиться следующим образом:

     ─ превращение,

     ─ обращение,

     ─ противопоставление предикату.

          Очень важно, чтобы уже с младшего школьного возраста у ребенка началось формирование понятийного мышления, и он овладел основными операциями логического мышления. Только в этом случае он будет успешно заниматься исследовательской деятельностью не только в начальной школе, но и в среднем звене.

    На уроках и во внеклассной деятельности я учу младших школьников применять важнейший из методов исследования – эксперимент, используемый практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделимый. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме.

    Мысленный эксперимент. В ходе мысленных экспериментов дети решают следующие задачи:

    • Что можно сделать из  куска бумаги?
    • Что будет, если деревья станут выше?
    • На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?

                Эксперименты с реальными объектами. Самые интересные эксперименты, которые я провожу с детьми, - это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

    Например, эксперимент «Определяем плавучесть предметов»;

    эксперимент «Как вода исчезает» (испарение воды),

    эксперименты с домашними животными (обучаемость животных командам).

     В своей практике работы применяю игры – исследования  для  младших  школьников  (игровая  технология  С.  Броокшоу  и  С  Кейплан), использую специальное оборудование: «исследовательский фартук» и специальные карточки. (Приложение №7)

    1  этап исследования – выбор темы;

    2  этап исследования – постановка вопросов;

    3 этап исследования – проведение исследования;

    4 этап исследования – подведение итогов.

    Темы  детских  исследований:

    • Фантастические  (разработка  несуществующих  фантастических  объектов  и  явлений);
    • Эмпирические  (темы,  предполагающие  проведение  собственных  наблюдений  и  экспериментов);
    • Теоретические  (темы,  ориентированные  на  работу  по  изучению  и  обобщению  фактов,  материалов,  содержащихся  в  разных  источниках).

    Например,  проекты «Как  защитить  деревья  в  городе»,

    «Капелька  воды»,

    «Кавказский  биосферный  заповедник».

            Каждый  проект ребёнка – маленький  шажок  на  пути  к  экологической  культуре

            Кратковременные проекты  учащихся.

    «Чистое  утро» (Приложение №7 – фотографии).

            Это  подарок  ребят  своей  планете.  Собравшись  по  секрету  чуть  раньше,  чем  обычно,  дети  выходят  на  уборку  выбранной  заранее  территории.  Такая  работа -  приятная  неожиданность  для  людей,  которые  пройдут  по  участку. Итог – визит  в  класс  кого – нибудь  из  представителей  общественности,  «разгадавших  тайну», с  благодарностью  малышам.

    «Мы  нашли  своих  хозяев».

    Задание:  найти  материал  о  людях,  которые  подобрали  бездомных  кошек  и  собак,  рассказать  о  них.  Можно  организовать  встречи  с  этими  людьми,  выпустить  газету,  написать  сочинение  от  имени  животного,  нашедшего  хозяина.

    «День  цветов».

    Задание:  узнать  как  можно  больше  о  цветах.

    Создаются  цветочные  аллеи – новая  традиция.

            «Жалобная  книга»  природы.

    1. этап – записать  в  книгу  жалобы,  поступающие  от  растений  и  животных,  обитающих  на  определённой  территории.
    2. этап – обсуждение  жалоб  и  ответы  на  них,  иллюстрированные  детскими  рисунками.

     «Что  можно  сделать,  чтобы  исправить  положение?»

            

    «Добрая  зима» (Приложение №2 – презентация «Детского научного общества», приложение №7 - фотографии).

            Проводится  ярмарка  кормушек,  участники  получают  игровые  жетоны.  Проходят  выставки  рисунков  и  плакатов,  конкурсы  песен  и  стихотворений  о  природе.

            «Экологическая  профессия».

            Задание:  узнать  о  таких  профессиях.

    Проходят  встречи  людьми  экологических  профессий,  проводится  защита  профессий. Рассматриваются  и  такие  профессии  как  дворник,  милиционер  и  др.

            «Птичья  столовая».

            Проходит  торжественное  открытие,  а   далее  дети  поочерёдно  ведут  наблюдения  за  «столовой»  и  дежурят  в   ней.

            

    «Прогноз  погоды».

    Проект  коллективный,  реализуется  в  игровой  форме.  Заключается  в  попытке  предсказать  погоду по  народным  приметам.  Свой  прогноз  дети  сравнивают  с  реальной  погодой.

    «Лесная  аптека».

            Цель  проекта – познакомиться  с  лекарственными  растениями,  выяснить,  какие  растут  в  данной  местности,  открыть  аптеку  у  себя  в  классе.

            

    «Разведка  прекрасного  и  удивительного».

            Это  игра  в  разведчиков.  Цель  проекта – открыть  для  себя,  как  можно  больше  прекрасного  и  удивительного,  нанести  эти  объекты  на  карту,  а  затем…  Затем  дети  составляют  фантастические  рассказы,  в  которых   увиденное  в  природе  одушевляется,  начинает  разговаривать.

    Долговременные  проекты.

            «Строим  город  Экоград».

            Это  длительная  игра – программа   экологического  воспитания,  акцентирующая  внимание  на  экологии  города,  акцентирующая  своё  внимание  на  социальной среде,  экологии  города.

            Проект   имеет  4  возрастных  уровня  (1,2,3,4  классы),  соответственно  усложняется  содержание  игры.

            Игра  рассчитана  на  20  часов  внеклассной  работы  в  год,  включая  массовые  мероприятия – праздники.  Проект  только  малая  часть  системы  воспитания  экологической  культуры  младших  школьников   и  должен  сочетаться  с  другими  её  элементами.

    Тематические  блоки.

    1. класс:  «Из  чего  город  состоит?»;

    «Я  в  городе»;

    «Город – улица – мой  дом».

    1. класс:  «Горожане»;

    «Природа  в  городе»;

    «Город  опасный  и  безопасный».

    1. класс: «Чего  не  будет  в  Экограде»;

    «Экоград – красивый  город»;

    «Экоградцы – какие  они?»;

    «Любимые  занятия  экоградцев».

    1. класс: «Экоград  начинается  в  классе»;

    «Экоград  начинается  дома»;

    «Экоград  начинается  с  меня»;

    «Как  помочь  моему  городу  стать  Экоградом».

    Реализация  проекта  осуществляю  в  игровой  форме,  включением  детей  в  различные  виды  творческой  и  практической   экологически  значимой  деятельности,  в  непосредственном  контакте  с  различными  объектами  социальной  среды.

            «Школа  добрых  волшебников».

            Экологический  практикум  для  младших  школьников.  Проект  имеет  игровой  сюжет:  детям  предлагается  роль  добрых  волшебников,  где  каждое  волшебство – конкретное  дело.

    «Эко – мир   моей  семьи».

    Это  тематический  цикл  творческих  экологически ориентированных   дел  с  участием  родителей  школьников.

    В МОУ СОШ №4 г. Гулькевичи создано и функционирует Детское  научное  общество  «Начало». (Приложение  №2 – презентация «Детское научное общество «Начало»)

    Детское  научное  общество  «Начало»  входит  в  состав   секции  экологии  научного  общества школьников  МОУСОШ №4

     г.  Гулькевичи.

     Руководитель  Строкачёва  Т.Н.,  соруководители – учащиеся  Долгова  Анна (3 «А»  кл.),  Тепин  Аркадий  (5  «Б»  кл.),  Строкачёва  Екатерина (7  «А»  кл.).

    Девиз  общества:  «Хорошее  начало – половина  дела».

    Платон

            Разработано  Положение  о  ДНО  «Начало»  (Приложение  №6)        

    Формы  работы:

    • Теоретические  занятия.
    • Практические  занятия.
    • Творческие  занятия.
    • Исследовательско – итоговая  работа

    (популяризация  опыта  в  СМИ, защита  докладов,  конкурсы,  олимпиады,  малые  конференции,  издание  газет).

    Цели  экспериментальной  работы:

    • Приобщение  младших школьников  к  основам  поисковой  и  исследовательской  деятельности.
    • Использование  в  образовательном   и  воспитательном    процессах  метода  проектов.
    • Формирование  умения  использовать  возможности  информационных  технологий.
    • Развитие  креативности.

    Основные  этапы  исследовательской  работы  младших  школьников.

    • Актуализация  проблемы.
    • Определение  сферы  исследования.
    • Выбор  темы  исследования.
    • Выработка  гипотезы.
    • Выбор  методов  исследования.
    • Сбор  и  обработка  информации.
    • Анализ  и  обобщение  полученных  материалов.
    • Подготовка  отчёта.
    • Доклад.

    Проблема – гипотеза – исследование – решение.

    Деятельность учащихся – членов ДНО «Начало»  

     (Приложение №7 -  фотографии и работы учащихся на электронном носителе)

    • Учащиеся  защищают  экологические  проекты  и   готовят  доклады, презентации. (Приложение №5- презентация «Экоша»)
    • Осуществляют наблюдения  за  природой,  выявляют  экологические  проблемы  малой  Родины
    • Участвуют  в  экологических  акциях  ГУ  «СНП»:

    «На  своей  экологической  тропе» (Приложение №3),

    «Пусть  зима  будет  доброй  для  птиц»  и  др.

    • Участвуют  в конкурсах, проводимых  ГУ  «Сочинский  национальный  парк».
    • Посещают  музеи,  участвуют  в  праздниках (Приложение №1).
    • Участвуют в экологических олимпиадах (Приложение №6, стр.7-11)
    • Экологическая  конференция  «Цвети,  Земля!» (Приложение №6, стр.6, приложение №7 - фотографии и работы учащихся на электронном носителе)

    Защита  ученических  проектов  проходит  на  школьных  научно – практических  конференциях,  а  наиболее  интересные  работы  направляются  в  отдел  экологии Сочинского  национального  парка.

    Работу  ДНО  «Начало»  курирует  методист  отдела  экологии  ГУ  «СНП»  Турьянская  Н.И.  В марте   и  ноябре 2006  г. она  посетила  МОУ СОШ №4,  провела  мастер – классы.

    С сентября 2007 года на базе детского научного общества «Начало» функционирует академия «ТриУмф» - академия «Умных, Увлеченных, Успешных малышей – фантазёров», которая действует под  девизом «Обучение должно быть победным!».

    Академии «ТриУмф» - форма организации внеурочной деятельности учащихся, ориентированной на формирование у них умений работать  с информацией для решения интеллектуальных и практических задач проектно – исследовательской деятельности. Это добровольная организация учащихся, стремящихся к совершенствованию знаний, развитию интеллекта, приобретению навыков научного поиска, к триумфу (победе над собой).

    Структура академии «ТриУмф»:

    • Факультет «Мир вокруг нас».
    • Кафедра гуманитарных дисциплин.
    • Кафедра естественно-научных дисциплин.
    • Консультативный центр «Не знаешь – спроси».
    • Пресс-центр «Академические вести».
    • Пиар-центр «Тропинками «ТриУмфа».
    • Статистический центр «Факты и цифры».

    Все учащиеся делятся на четыре группы по интересам и выполняют работу в одном из названных направлений, что отвечает цели предпрофильной подготовки и способствует развитию рефлексивных умений – центрального новообразования данного возраста, требующего специального развития.

            Высшим органом управления академии «ТриУмф» является слёт «академиков» (участников академии) «К вершинам знаний», который проходит один раз в год. Слёт организуется в виде творческого отчёта, когда представляются и защищаются проекты членов академии.

    Учёный совет является органом управления второй ступени. В него входят учитель, четыре ученика (члены академии «ТриУмф») и два родителя. Учёный совет координирует работу академии, организует консультации со специалистами по проблеме исследования, разрабатывает стратегическую линию развития академии.

            В  планах  на  будущее:

    участие  в  международной  акции  «Друзья  заповедных  островов»,  проходящей  в  Москве,  и  посещение  членами  детского  научного  общества  рекреационных  объектов  «Сочинского  национального  парка».

    3.  Результативность опыта

            Длительность  работы  над  опытом: 8  лет.

    В МОУ СОШ №4 организована  деятельность  Детского  научного  общества  младших  школьников  «Начало». Работе ДНО «Начало» и организации исследовательской деятельности младших школьников  было посвящено моё выступление на межрайонном  круглом столе, проводимом в рамках III Всероссийских занковских педчтений 20 февраля 2007 года. Провела мастер – классы на межрайонном семинаре-практикуме учителей начальных классов 25 октября 2007 года в г. Гулькевичи и Форуме, посвященном 50-летию системы Л.В. Занкова в Ростове - на - Дону 27-28 сентября 2007 года (Приложение №7).

             Опыт  работы  по  теме  «Организация  исследовательской  деятельности младших  школьников»  используется   в  МОУ СОШ №2 г.  Гулькевичи,  МОУ СОШ №25  п.  Ботаника,  МОУ СОШ №22  п.  Кубань, МОУ СОШ №12 с. Майкопского  Гулькевичского  района, МОУ СОШ № 34 Кореновского района.

    С  каждым  годом  растёт  количество  детей,  желающих  принять  участие  в  исследовательской  работе.  Участие    детей  в  работе  над  коллективным  или  индивидуальным  проектом  способствует  формированию  умения  отбирать   и  анализировать  информацию,  работать  с  энциклопедиями,  справочниками,  специальной  литературой,  использовать  возможности информационных  технологий.

     Ребята  неоднократно  становились лауреатами  и  дипломантами  конкурсов,  проводимых  ГУ  «СНП»  и  Центром  дополнительного  образования  г.  Краснодара (Строкачёва Е., Чернобель В. и др.) (Приложения №5, №2, №7  -  работы учащихся  на электронном носителе).

    Почётными грамотами ГУ «Сочинский национальный парк» награждены Детское научное общество «Начало», ученики 1 «А», 3 «А», 4 «Б» классов и Строкачёва Т.Н. за активное участие в международной экологической акции «Марш Парков-2006» и помощь Сочинскому национальному парку. (Приложение №7 –грамоты  на электронном носителе)

    В районной газете «В 24 часа» публикуются материалы, посвященные работе Детского научного общества «Начало» (Приложение №7)

    С 2007 года на базе детского научного общества «Начало» функционирует академия «ТриУмф», которая действует под  девизом «Обучение должно быть победным!» Это новая форма организации внеурочной деятельности учащихся, ориентированной на формирование у младших школьников умений работать  с информацией для решения интеллектуальных и практических задач проектно – исследовательской деятельности.

    4. Библиографический  список:

    1.  Грехова  Л.И.  В  союзе с  природой.  Эколого-природоведческие  игры  и  развлечения с  детьми./  Л.И.  Грехова.- М:  Илекса,  Ставрополь:  Сервисшкола,  2000.-  286  с.

    2.  Плешаков  А.А  В  союзе  с  природой.  Экология  для  младших  школьников.  Факультативный  курс  для  начальной  школы./  А.А  Плешаков.-  М:  Просвещение,1995.- 46 с.

    3.  Рянжин  С.В.  Экологическийбукварь  для  детей  и  взрослых./  С.В.  Рянжин. - СПб:  Печатный  Двор,1994.-  108  с.

    4.  Савенков  А.И. Маленький  исследователь.  Как  научить  младшего  школьника  приобретать  знания./А.И.  Савенков.-  Ярославль:  Академия  развития:  Академия  холдинг,  2002.-208  с. - (Развивающее  обучение.  Практические  задания).

    5.  Цветкова  И.В.  Экология  для  начальной  школы.  Игры  и  проекты./  И.В.  Цветкова.- Ярославль:  Академия  развития,  1997.-192  с. - (Серия  «Игра,  обучение,  развитие,  развлечение»).

    5. Рецензия  на  целостное  описание  опыта  

    Строкачёвой  Татьяны  Николаевны  учителя  начальных  классов

    МОУ СОШ №4  города  Гулькевичи

    Гулькевичского  района  

    Краснодарского  края

    на  тему: Организация  исследовательской  деятельности  младших  школьников.

    Предлагаемый материал представляет собой апробированный опыт работы учителя  начальных  классов  Строкачёвой  Т.Н.  по  организации  исследовательского  обучения  младших  школьников и может дать практические советы по организации исследовательской  практики  учеников  начальной  школы, что  позволяет  сформировать  особый  стиль  учебной  деятельности  в соответствии с задачами модернизации школьного образования.

    Строкачёва  Т.Н. выражает свой взгляд на реализацию личностно-ориентированного  подхода к  учащимся, предлагает пути расширения возможностей углубленного изучения предметов и изменения методологического подхода к исследованию учебных объектов и содержанию образования, что позволит в дальнейшем создать условия для значительной дифференциации содержания обучения младших  школьников, с широкими и гибкими возможностями выполнения  детьми  индивидуальных  и  коллективных  проектов.  Исследовательская  практика  учащихся – это  не  просто  один  из  методов  обучения.  Это  путь  формирования  особого  стиля  учебной  деятельности.  В  фундаменте  его – исследовательский  подход,  позволяющий  трансформировать  обучение  в  самообучение,  создающий  базу для  реальной  полисубъектности  в  образовании,  запускающий  механизм  в  саморазвитии.

    Уровень новизны представленного опыта можно определить как репродуктивно - творческий, где автор преломляет известные методологические подходы к организации исследовательской  деятельности  через призму организационно-педагогических условий образовательного учреждения.

    Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, Строкачёва Татьяна Николаевна активно развивает их мыслительные процессы, творческие способности, организует учебный процесс как учебное исследование, что представлено в её практике деятельностью детского научного общества «Начало». В процессе исследовательской деятельности у учащихся формируется умение работать с информацией для решения интеллектуальных и практических задач проектно-исследовательской деятельности.

    В опыте Строкачёвой  Татьяны  Николаевны представляет практический интерес  опыт  организации  деятельности  Детского научного  общества  младших  школьников. Данный опыт работы можно рекомендовать к использованию в  общеобразовательных  школах, где имеется соответствующая материально-техническая база для осуществления научно-исследовательской деятельности учащихся. Представленный опыт апробируется в 2007-2008 уч. году  в МОУ СОШ № 2, 22, 12,  25    Гулькевичского района, МОУ СОШ №34 Кореновского района.

            Рецензируемый опыт целесообразно внести в краевой банк передового педагогического опыта.

    6. Приложение

    1.  Приложение  №1 – Сценарии  внеклассных  мероприятий

    2.  Приложение  №2 – Презентация  «Детское  научное  общество»

    3.  Приложение  №3 – Экологическая  тропа  для  начальной  школы

    4. Приложение  №4 – Презентация  «Исследовательская  работа  в  начальной  школе»

    5.  Приложение  №5 -   Презентация  «Экоша.  Встречи  с  Лесовичком»

    6.  Приложение  №6 -   Материалы  Детского  научного  общества  «Начало»

    7.  Приложение  №7-   Фотографии, работы учащихся, грамоты, публикации в СМИ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

    В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

    Формы организации исследовательской деятельности младших школьников

    Формы организации исследовательской  деятельности младших школьников...

    Формы организации исследовательской деятельности младших школьников

    Формы организации исследовательской  деятельности младших школьников...

    Научное общество учащихся – одна из форм организации исследовательской деятельности младшего школьника

    Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной  школы  характерны любознательность, желание узнавать ...

    Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время

    Экскурсии создают условия для  работ  исследовательского характера, что  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...

    Обобщение опыта по теме «Организация исследовательской деятельности младших школьников в рамках подготовки к празднованию 70 – летия Победы «Улицы, названные в честь Героев Вов»»

    Данный материал раскрывает возможности воспитания патриотизма при организации исследовательской деятельности младших школьников. Материал может быть полезен учителям начальных классов....