Игра как одна из активных форм учебно-познавательной деятельности младших школьников
статья по русскому языку (2 класс)

Романова Анна Валерьевна

         Все учителя знают, что дети любят играть. Но всегда ли в начальной школе присутствует игра? К сожалению, нет. Мы думаем, что учение – дело серьёзное, это труд и не хотим, чтобы учёба превращалась в развлечение.

         Игра - это одна из активных форм учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, оптимальная форма обучения в интеллектуальном развитии каждого учащегося.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные; интеллектуальные; строительные; игра-труд; игра-общение; музыкальные игры; художественные; игры-драматизации; подвижные; спортивные и др.

        Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.
         Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как одна из активных форм учебно-познавательной деятельности

младших школьников

         Все учителя знают, что дети любят играть. Но всегда ли в начальной школе присутствует игра? К сожалению, нет. Мы думаем, что учение – дело серьёзное, это труд и не хотим, чтобы учёба превращалась в развлечение.

         Игра - это одна из активных форм учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, оптимальная форма обучения в интеллектуальном развитии каждого учащегося.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные; интеллектуальные; строительные; игра-труд; игра-общение; музыкальные игры; художественные; игры-драматизации; подвижные; спортивные и др.

        Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.
        Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые.

         Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

  • Игры-путешествия.
  • Игры-поручения.
  • Игры-предположения.
  • Игры-загадки.
  • Игры-беседы (игры-диалоги).  

     Многие дидактические игры ставят перед собой задачу:

  • рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных действиях;
  • находить характерные признаки в предметах;
  • сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать выводы, обобщения.

              В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений. Развивать конструктивное умение и творчество, воспитывать у учащихся наблюдательность, обоснованность суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

             Конечно, мы должны играть не для того, чтобы развлекать детей, чтобы им не было скучно, с помощью игры мы должны его развивать, учить учиться. Ведь игры имеют большое значение. Они стимулируют наглядно-образное, словесно-логическое мышление. Через содержание игры происходит усвоение различных знаний,  умений. Развивается умственная способность, как память, внимание, воображение, мышление, речь и др.
         Работая с младшими школьниками, я хотела бы отметить, что игра должна оставаться одним из главных видов деятельности, которая  обеспечивает безболезненную адаптацию ребенка к новым условиям школьной жизни и дальнейшее поступательное развитие его личности.

Игра воспитывает и развивает в ребёнке разные его стороны: милосердие и память, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, речь и реактивность – словом всё то, что составляет богатство человеческой личности.

           Игры можно и нужно проводить на разных уроках и его этапах: во время проверки домашнего задания, изучения новой темы, закрепления, или весь урок может пройти в виде игры. В своей работе я использую такие игры, как КВН, «Поле чудес», «Крестики-нолики», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Брейн-Ринг» и т.д.  

       Основная задача учителя начальных классов – это пробудить душу ребёнка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным, учиться, творить, трудиться, любить, прощать, оберегать красоту.

       Выступление хочу закончить словами «Жизнь земная есть путь». Пусть начало пути каждого человека будет интересным, а быть интересным помогут игры.

     

Приветствие команд в Клубе весёлых и находчивых

1 команда – «Поиск»

Девиз:

Все разведать

Все узнать,

Легких тропок

Не искать.

2 команда – «Искорка»

Девиз:

Гореть самим,

Зажечь других.

Быть впереди –

И точка.

Приветствие команд:

Ваши мало каши ели

Чтобы наших одолеть.

Кто не горит,

Тот небо коптит.

Приветствие жюри. (Выносится поднос, на нем игла и стакан воды)

           Пусть глаз ваш будет остр, как эта игла,

           А совесть чиста, как эта вода.

Математика – королева наук

За одну минуту каждая команда должна решить наибольшее количество задач.

Задачи команды № 1

  1. У девочки 5 яблок. Она съела все, кроме 3. Сколько яблок у нее осталось? (3)
  2. Сколько пальчиков на руках у 4 мальчиков? (40);
  3. В каком числе столько же цифр, сколько букв? (100-сто);
  4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно);
  5. Сын с отцом, да сын с отцом, да девушка с внуком. Много ли их? (трое);
  6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сеттер?  (Одна);
  7. Летели три страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось?  (Страусы не летают)
  8. Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели.  (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.);
  9. Без чего не построить дом?  (Без угла);

Задачи для команды № 2

  1. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (3 кг.);
  2. Сколько ушей у 5 мышей? (10);
  3. Какой год продолжается всего один день?  (Новый год);
  4. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?  (Четверо);
  5. Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? (6);
  6. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4);
  7. Несла Дуня в решете 12 яблок, а дно упало. Сколько яблок в решете осталось? (Ни одного: ведь дно упало);
  8. Сколько ножек у двух сороконожек? (80)
  9. На столе было 12 книг. Сколько книг убрали, если их осталось в 3 раза меньше, чем было? (Убрали 8 книг)

Конкурс капитанов

Капитаны получают по две головоломки.

Задание 1. 

Поставьте вместо вопросительных знаков названия цифр так, чтобы получились имена существительные.

Задание 1-му капитану :     по?л,            Р?а,              ак?са;

Задание 2-му капитану:      с?жка,        ?янин,          Смор?а

(По-два-л, Р-один-а, ак-три-са, с-три-жка, семь-янин, смор-один-а)

Задание 2.

Поставьте после каждой цифры знак «+» или «-» так, чтобы равенство стало верным.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9=9

(0+1+2+3+4+5+6+7+8-9=9

0+1+2+3-4+5-6+7-8+9=9)

  • В 1557 году английский математик Рекорд изрек: «Нет ничего более равного, чем две параллельные прямые». Какой математический знак он изобрел? (Знак равенства)
  • Как из 4 палочек сделать 15? Вместе с вопросом команда получает 4 счетные палочки. Следует отметить, что их нельзя ломать. (IIII 🡪 XV)
  • Как разделить число 1 888 на равные части, чтобы в каждой из них получилось по 1 000? 1 888
  • Почему при записи любого числа мы единицы пишем справа, десятки – левее, сотни еще левее и т.д., а не наоборот? (Цифры, которые мы используем, изобрели арабы, а они пишут справа налево)

Займи место

Играют две команды

       Всем прикрепляются таблички с номерами от 1 до 9, подальше стоят стулья: по два для каждой команды. Ведущий читает выражение, например: 11+16. Играющие должны быстро подсчитать результат и те из них, у которого табличка с цифрами результата, должны быстро сесть на стул.

Игра «Не собьюсь»

Ведущий вызывает одного ученика и задаёт ему вопрос: «До какого числа ты можешь считать?» (до миллиона). Нам так много не надо. Лучше сосчитай до 30, но с одним условием: число 3 и все числа, которые делятся на 3 и в которых есть цифра 3, ты называть не будешь, а будешь вместо них говорить «Не собьюсь!»

Игра «Нарисуй фигуру»

Нарисуйте фигуру, не отрывая кончика карандаша от бумаги и не проводя один и тот же участок дважды.

                                                                                                    Ответ:

                                                                                                         

                                                                                             5              6

                                             

                                                                                                2

                                                                                                             3

                                                                                      4                     1          7

                                                                                                           8

Игра «Сыщики»

Цель: определить число по «особым» приметам

Игра проводиться в несколько этапов, на каждом этапе – вопрос. За правильный ответ – 1 балл, за неправильный ответ: -1, баллы ставятся на каждом этапе.

  1. Задумать число в пределах от 1 до 15;
  2. Задуманное число делится на 2, но не делится на 3;
  3. Задуманное число не делится на 4;

Игра «Математические задачки»

  1. Разноцветное коромысло над рекой повисло. Что это? (Радуга)

+1

7

5

9

1

3

8

            Таблица-код

2

4

5

6

8

9

10

у

г

ю

а

р

а

д

+4

6

4

2

1

5

3

                                                                             

                                                                          А

                                                                             7                             О

                                               С        10                                   5

                                                                                                                                                     

                                                                                       8

                                         

                                     Р           6              9                              О                                                                        

 

                                 

                                                                                                             

                                                               К                                                      

Русский язык.

Как я знакомлю с пословицами разных народов

         Расширить кругозор ребят с помощью игр можно использовать на уроках русского языка и чтения, на внеклассных занятиях. Известно, что в языках многих народов много пословиц и поговорок, сходных по смыслу, так как мудрость не знает границ.

Например: 

  • Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (Вьетнамская);
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь  (Русская);
  1. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганская);
  2. Маленький горшок хорошо нагревается (Английская);
  3. Всё хорошо в своё время (Английская);
  4. Сын леопарда тоже леопард (Африканская);
  5. Куда лопата ведёт, туда вода течёт (Тибетская);
  6. После обеда приходится платить (Английская);
  7. Ошпаренный петух от дождя убегает (Французская);

       

Примерные варианты ответов:

  1. Шило в мешке не утаишь;
  2. Мал золотник, да дорог;
  3. Готовь сани летом, а телегу зимой;
  4. Яблоко от яблони далеко не падает;
  5. Куда иголка, туда и нитка;
  6. Любишь кататься, люби и саночки возить;
  7. Пуганая птица всего боится.

Игра «Вкусные слова»

Буратино шёл в гости, он нёс вкусные слова и по дороге рассыпал буквы, слоги и всё перепутал. Помогите ему собрать:

              Я                       С                         Б                            Н      

ЛО                    РУ                      КО                         ША

Г                        ЛИ                     ВА                          МО

Он нес фрукты (яблоко, слива, груши, лимон)

Игра «Я тучка, тучка, тучка…»

                                                                   руки       рот

                                                        нос         рост

                                                        тур         утки          

Составьте и запишите                                                   урок

слова из данных букв                                                     куст

                                       сук

 

О                                                                

                                                                      Н     К                    

          Р       И     У      Р     О      Т     С                                                

Логическо-поисковое

На доске написано: Декабрь, Январь, Февраль. 

Что общего в этих словах?

                 Ответы учащихся:

  • Названия месяцев.
  • Все зимние месяцы.
  • В конце мягкий знак.
  • Два слога.
  • Второй слог ударный.

Чем отличаются?

                   Ответы учащихся:

  • Номером.
  • Начинаются с согласной и гласной.
  • Количеством букв.

Внимание, быстрота, реакция

Как можно быстрее запишите слова, которые кроются под следующими числами

  А      Б     В    Д   Е     И    К    Л     М     О       С      Ь

   

   1      2     3     4     5     6    7     8      9      10     11     12

                                    2 5 8 7 1  (белка)

                                    8 6 11 1   (лиса)

                                    3 10 8 7   (волк)

                              9 5 4 3 5 4 12   (медведь)

Что общего в этих словах?

               Ответы учащихся:

  • Обозначают предмет.
  • Отвечают на вопрос: кто?
  • Звери нашего леса.
  • Первая буква согласная.

Что различного?

                Ответы учащихся

  • Количество слогов.
  • В конце слов разные буквы.

Кто лишний? Почему?  (Зимой медведь спит в берлоге)

Игра «Четвёртый лишний»

Убери лишнее слово и объясни, почему.

  1. Воды, водитель, подводный, водянистый.
  2. Водить, наводнение, паводок, подводный.

«Составь слово»

  1. Корень в слове лесной, приставка в слове перелёт, суффикс в слове грибок, окончание в слове волк. (Перелесок)
  2. Корень в слове дороженька, приставка в слове попрыгать, суффикс в слове лесник, окончание в слове заяц. (Подорожник)

 

Хитрые вопросы:

  1. Как из маленького хвостика сделать большой?  (Убрать –ИК)
  2. Можно ли превратить рыбу в человека?   (Добавить –АК)
  3. Где у кузнечика ухо?   (На ноге)
  4. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние?  (Одинаковые)
  5. Самая высокая трава на земле?   (Бамбук)
  6. Какое животное обладает самым громким голосом?   (Крокодил)

Игровые упражнения

Упражнение № 1                          Н

Н   А   О  Т   И

1   2   3   4   5

2  1  4  3  1

                                        1  5  1  2

                                        2  1  1  2

АА   ОО   ННН   Т

АА   ИИ    ННН   Т

Антон

Нина

Анна

   

Упражнение № 2                           С

 А   О   И   У   С   Т   К

1     2   3   4    5   6   7

                                             1   3   5   6

                                            4   6   7   1

                                       2   5   1

АА   О   И   У   С   Т   К

АА   О   И   У   С   Т   К

Аист

Утка

Оса

Собрать слова, которые кроются под следующими номерами

А   Б     В     С   Е     З    И    М     О     П      У         К       !       Р

1     2     3     4     5    6     7      8   9  10  11  12  13  14

4 10 14 7 2 9      3 4 5 8      6 1       11 14 9 12 13

Чтение хором: спасибо всем за урок

Природоведение

  1. Какое дерево считается символом России?  (Береза)
  2. Что такое тихая охота?  (Сбор грибов)
  3. Какая птица считается символом мудрости и познания?  (Сова)
  4. Кого называют лесным доктором?  (Дятла)
  5. Из какого дерева делают спички?  (Осины)
  6. Кого из зверей величают по отчеству?  (Лису)
  7. Какая птица умеет считать годы нашей жизни?  (Кукушка)
  8. Какое животное является национальной гордостью России?  (Соболь)
  9. Кого называют санитаром леса? (Волка)

Кто как поет

Ворона – каркает

Сорока – стрекочет

Филин – ухает

Глухарь – токует

Волк – воет

Медведь – ревет

Лиса – лает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное общество учащихся – одна из форм организации исследовательской деятельности младшего школьника

Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной  школы  характерны любознательность, желание узнавать ...

Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время

Экскурсии создают условия для  работ  исследовательского характера, что  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...

Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...

Проект Тема: «Лаборатория открытий как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников»

Цель проекта: Создание Лаборатории открытий для организации исследовательской деятельности.Задачи проекта:разработать комплекс дидактических материалов, которые направлены для развития исследовательск...

Домашняя работа по математике как одна из форм организации учебной деятельности младших школьников

Проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это разрешимые проблемы, и решить их для себя – задача каждого педагога. Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопле...

Проект Тема: «Лаборатория открытий как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников» (учащиеся 1-4 классов)

Этапы реализации проекта ЭтапыСрокиМероприятияХарактеристикаОрганизационныйСентябрь 2021 годаВходной  мониторинг - анкетирование. Определение темы и актуальности проекта. Определение це...

Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.

Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками....