Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».
материал по теме

В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы  на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_dlya_seminara.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре «Развитие самостоятельности  младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой — форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Цели самостоятельной работы.

Самостоятельная работа учащихся проводится с целью:

  1. систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений школьников;
  2. формирование умений использовать справочную и специальную литературу;
  3. развитие познавательных способностей и активности школьников: творческой инициативы, , ответственности и организованности;
  4. формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию;
  5. развития исследовательских умений.

Функции самостоятельной работы

  1. выработка способности работать самостоятельно;
  2. развитие познавательной активности;
  3. стимулирование творческого мышления;
  4. повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
  5. осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
  6. формирование умения планировать время;
  7. выработка ответственности и инициативы.

Признаки самостоятельной работы

  1. наличие задачи, проблемного вопроса, особого времени на решение;
  2. проявление умственной нагрузки;
  3. проявление самостоятельности, сознательности, активности.

Уровни самостоятельной деятельности школьников

Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

  1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

  1. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

  1. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

  1. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Типы самостоятельных работ

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

  1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика.

  1. Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

  1. Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.

  1. Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.

Виды самостоятельных работ в обучении

Каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ. Наиболее распространённые и эффективные:

  1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.
  2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
  3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ. 
  4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения. 
  5. Подготовка докладов и рефератов. 
  6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.
  7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения. 
  8. Техническое моделирование и конструирование. 

Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности учащихся, т.е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ

По форме организации самостоятельные работы можно разделить на

  1. индивидуальные,
  2. фронтальные
  3. групповые.

Вывод:  Самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое:

  1. в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

  1. формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

  1. вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний;

  1. является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

Литература.

1.Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной   деятельности. // Открыт. школа. – 1998. - №2

2.Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.:Учпедгиз, 1961.

3.Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся - Л., 1982.

4.Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. – М., 1980.

5.Кралевич И.Н.  Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. -   М.,1989.

6.Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. М.,  1990.

7.Пидкасистый П.И.   Организация деятельности ученика на уроке. – М.:  Знание , 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.

На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...

Развитие интереса младших школьников через организацию проектной деятельности

В статье описаны принципы организации проектной деятельности в начальной школе, приведены примеры проектов из опыта работы учителей начальной школы....

Формирование учебно-познавательной активности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности по математике

Требования нового «Образовательного стандарта начального обучения» выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности младшего школьника и раскрыть индиви...

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности

Вэтой работе рассказано о проектной деятельности в начальых классах и в ГПД. Все воспитанники и учащиеся начальной школы участвовали в утреннике, посвящённом Дню птиц. До праздника воспитанники ...

Выступление на семинаре "Формирование УУД младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность"

Данное выступление поможет учителю начальных классов при работе над проектами....

Методический семинар "Самостоятельная работа как главная форма организации практической деятельности учащихся на уроке"

Методический семинар "Самостоятельная работа как главная форма организации практической деятельности учащихся на уроке"...

Выступление на МО учителей начальных классов "Развитие младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях ФГОС"

          Наши дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Цел...