Главные вкладки

    Выступление на семинаре "Формирование УУД младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность"
    статья на тему

    Стрежнева Марина Викторовна

    Данное выступление поможет учителю начальных классов при работе над проектами. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sam_tekst.doc156 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24»

    Выступление на семинаре - практикуме

    Тема: «Формирование УУД у младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность».

    F:\рисунки\1251305300_shcool_galaxy.jpg

    Выполнила:                                                                                                    Стрежнева Марина Викторовна,                                                                    учитель начальных классов                                                                              

    Саранск, 2015 год  

    Слайд 1.

    То, что дети могут сделать вместе сегодня,                                                                           завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

    Л. Выготский

    Современный мир меняется все более быстрыми темпами. Каждые пять лет объем информации удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, быстро устаревают и нуждаются в коррекции. А результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся все более востребованными.

    Слайд 2.

    Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Они должны способствовать не только накоплению знаний и умений, но и развитию личности.  Это умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным.

    Все перечисленные умения находят отражение в проектно – исследовательской деятельности учащихся. Кроме того, работа над проектами позволяет:

    - обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения;

    - научиться применять полученные знания;

    - организовывать сотрудничество с родителями.

    Главное в работе над проектами – научить младших школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.            

    Слайд 3.

    Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК “Планета знаний” (под общей редакцией И.А. Петровой).

    Слайд 4.

    Цель моей работы по формированию УУД через проектную и исследовательскую деятельность - развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, которые определяют формирование УУД младшего школьника, способного к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющего свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. К концу обучения в начальной школе у выпускников должны сформироваться следующие результаты:

    1. Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний.

    2. Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме.

    3. Умение планировать работу над проектами.

    4. Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.

    Слайд 5.

    Проекты по данной программе начинаются с 1 класса и представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-й класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и подсказки, облегчающие подготовку проекта. Со 2 класса добавляется письменная работа в рабочих тетрадях по каждому из проектов, в которых учащиеся записывают ход своих действий по выполнению проектов.

    Передо мной как перед учителем стоит сложная задача: научить ученика задавать себе вопросы, удивляться, развивая тем самым познавательную активность. Это становится возможным, если ученики оказываются в проблемной ситуации, личностно значимой для них и вызывающей потребность в освоении того или иного понятия и ответа на вопросы: «Почему? Что происходит? Как это случилось? А что если?». Ребенок учится смотреть на изучаемый объект с разных сторон. Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализ результатов деятельности.

    Слайд 6.

    Работа над исследованием включает в себя насколько этапов:

    •  подготовительный;

    •  непосредственная работа над исследованием;

    •  подведение итогов, оформление результатов;

    •  презентация результатов исследования. Презентация исследования — это его публичная защита, которая может проходить в форме доклада, презентации на уроке.

    Слайд 7.

    В 1 классе мы с ребятами выполнили 17 проектов. 

    Самый первый проект ребята выполнили в 20-ых числах сентября. Предлагались темы как урочной, так и внеурочной деятельности.  

    1. По математике: «Симметрия», «Мое любимое число».

    2. По обучению грамоте: «Наша речь», «Зоопарк в букваре».

    3. По русскому языку: «Русский язык – мой помощник».

    4. По литературному чтению: «Сказки», «Загадки, скороговорки, считалки».

    Слайд 8.

    5. По окружающему миру: «Растения», «Школа», «Человек».

    Слайд 9.

    6. По внеурочной деятельности: «Почему я учусь в школе № 24?», «Почему так названа улица, на которой я живу?», «Мое любимое блюдо».

    Слайд 10.

    Во 2 классе мы выполнили 12 проектов.

    1. По математике: «Вычислительные машины», «Величины».

    2. По русскому языку: «Как хорошо уметь грамотно писать», «Мастерская слова».

    3. По литературному чтению: «Устное народное творчество», «Мои любимые писатели, поэты». 

    4. По окружающему миру: «Знание – сила», «Мы живем в космосе», «Жизнь леса».

    Слайд 11.

    5. По внеурочной деятельности: «Мой друг».  

    Слайд 12.

    В 3 классе мы выполнили 12 проектов.

    1. По математике: «Измерение времени», «Что такое масса».

    2. По русскому языку: «Проводники наших мыслей и чувств», «Строим слова и предложения».

    3. По литературному чтению: «Народные сказки», «Басни».

    4. По окружающему миру: «Освоение воздушного пространства человеком», «Охрана животных», «Физкультура и спорт», «Мой родной край».

    Слайд 13.

    5. По внеурочной деятельности: «Республика Мордовия – Родина олимпийских чемпионов». 

    Слайд 14.

    В 4 классе мы выполнили 14 проектов.

    1. По математике: «Геометрические фигуры», «Длина и ее измерение».

    2. По русскому языку: «Используем средства языка при обращении», «Язык мой – друг мой».

    3. По литературному чтению: «Авторские сказки», «Моя Родина».

    4. По окружающему миру: «Культурное наследие Древней Руси», «Природа нашей Родины», «Наш край».

    Слайд 15.

    5. По ОРКСЭ: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю иудаизм» или «Как я понимаю буддизм».

    6. По внеурочной деятельности: «Что для меня значит начальная школа?!»

    Работа над проектами гармонично дополняет внеурочную деятельность и дает возможность работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в комфортных условиях, не ограниченных временными рамками урока.          

    Слайд 16.

    Конечно, в начале 1 класса помогали ребятам я и родители. Но к концу 1 класса уже сами учащиеся готовили свои проекты, учились их защищать. Во 2, 3 и 4 классах работы стали более обширные, творческие, серьезные. Ребят заинтересовала непосредственная работа над проектом и, конечно, же сама защита проектов. Сколько эмоций у них возникает, когда они приносят проекты в день защиты! Им хочется поделиться с друзьями, рассказать о том, что нового они узнали. Еще хочется сказать о том, что из 30 человек в классе практически всегда выполняли проекты 28-30 человек, что составляет 96-100 % учащихся. Вся моя работа отражена в папках, с которыми вы можете ознакомиться.

    Слайд 17.

    В 2013 году в рамках школьного педагогического марафона мною проведены два открытых мероприятия.

    1. Занятие с одаренными детьми. На нем мы с ребятами, которые писали научно – исследовательские работы, учились выдвигать гипотезы, рассуждать, мыслить и делать выводы.

    Слайд 18.

    2. Мероприятие ко Дню пожилого человека «Как молоды мы были…» (с защитой проектов о самых близких пожилых людях). На этом празднике  присутствовали бабушки, дедушки и даже прабабушки моих учеников. Дети пели, танцевали, рассказывали стихи для них. Но самым интересным моментом на празднике была защита проектов учеников. Проекты были оформлены по –разному: это и фотовыставка, и сборник стихов и загадок для бабушек и дедушек, и рисунки для них, и рассказы о своих родных, и презентации.

    Слайд 19.

    Начиная с 3 класса, мы участвуем в ежегодной школьной научно-практической конференции «Я и мир» для учащихся начальной школы. В 3 классе в классной конференции защитили свои научно-практические работы 6 человек, а в школьной конференции участвовало 3 человека со своими работами. В 4 классе свою работу продолжил исследовать один ученик, с которой и выступал на городской научно-практической конференции. Всех детей и их работы я фиксирую в дневнике исследователя (показ дневника и работ учащихся).  

    Слайд 20.

    Четыре года работы над проектами показали, что у детей сформировались такие виды универсальных учебных действий, как:

    познавательные (наблюдали, делали выводы, научились осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, перерабатывать ее  и представлять);

    коммуникативные (планировали учебное сотрудничество, согласовывали свои действия с партнерами, строили речевые высказывания, ставили вопросы, выступали на сцене, тесно контактировали с родителями);

    личностные (формирование интереса к проблеме и способам ее решения; формирование основ экологической культуры, чувства прекрасного и эстетических чувств, освоение новых видов деятельности);

    регулятивные (постановка задачи, нахождение путей решения, планирование действий; важно отметить такое регулятивное действие, как рефлексия)

    Дети стали более охотно выполнять задания на уроке, в том числе и проблемного характера, реже прибегать к помощи учителя. Освоение учащимися исследовательских умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их проектно-исследовательской учебной деятельности.

    Слайд 21.

    Таким образом, четырехлетняя работа над проектами показала, что проектная и исследовательская деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности. Именно в атмосфере творчества и успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника.

    Слайд 22.

    Ничему тому, что важно знать, научить нельзя – все, что может сделать учитель - это указать дорожки.                     Ричард Олдигтон 

    Слайд 23.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

    Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...

    Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

    В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....

    «Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»

    Педагогический проектпо теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектно-исследовательскую деятельность»...

    Статья на тему:РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

      В статье рассказывается об овладении учащимися начальных классов универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах да...

    Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность.

    Сущность моей работы  состоит в формировании и  развитии ключевых компетенций младших школьников путем включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного оп...

    Экологическое воспитание младших школьников через проектную и исследовательскую работу.

    С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников.Исследовательская работа обучающихся помогает сформировать...

    Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

    Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....