Формирование регулятивных и познавательных УУД младших школьников в проектной и исследовательской деятельности
статья

elenamosunova

В данном  материале рассмотрено формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий на основных этапах работы над проектом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных и познавательных УУД  младших школьников  в  проектной и исследовательской  деятельности

Основой Федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход. Исследовательская и проектная деятельность реализует деятельностный подход к обучению. Она является эффективной образовательной технологией, комплексно развивающей универсальные учебные действия и ключевые компетенции.

Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», то есть, если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, информатику и уроки технологии.  

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

-Регулятивные действия – целеполагание.

-Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

-Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

-Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

3. Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

- Регулятивные действия – саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

-Познавательные действия – структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

-Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Презентация результатов.

-Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

- Регулятивные действия – волевая саморегуляция.  

«Человек рожден для мысли и действия», – говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Поэтому включаются школьники в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Так, в этом учебном году представили проекты 8 учащихся. Темы самые разнообразные. Это «Удивительные завитки», «Новогодний уголок. Моя семья у новогоднего камина», «Пожарным быть непросто», «Роль собаки в жизни  человека», «В бане помылся, заново родился», «Христианские праздники и традиции их празднования на Руси», «Красная книга РМЭ»

Что же дала нам работа по данной теме?

Учащиеся расширяют знания по теме, учатся достигать поставленную цель, наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, быть трудолюбивыми, ответственными, коммуникабельными,  уверенными в себе.

Трудность в организации проектно-исследовательской деятельности в том, что пытливый детский ум требует координирующей работы взрослого. Нередко, это неравнодушный родитель, и, конечно же, учитель. Главное для учителя – показать детям значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Считаю, что актуальны и в наше время слова К. Ушинского: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».