Главные вкладки

    Материал (1 класс) на тему:
    Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД

    Козлицкая Ирина Владимировна

     

    Задачи мастер-класса:

    • выяснить, что собой представляют  регулятивные УУД;
    • познакомиться с перечнем  РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся;
    • узнать, с помощью чего можно сформировать РУУД (задания учебника, технология проблемного диалога) и как проверить уровень их сформированности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_master-klassa.docx24.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

     Технология проблемного диалога

    и её роль в формировании регулятивных УУД

    Задачи мастер-класса:

    1. выяснить, что собой представляют  регулятивные УУД;
    2. познакомиться с перечнем  РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся;
    3. узнать, с помощью чего можно сформировать РУУД (задания учебника, технология проблемного диалога) и как проверить уровень их сформированности.

    Оборудование: план выступления, учебники математики, обучения грамоте и риторики, памятки «Универсальные учебные действия/УУД», «Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения по Образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе», книга Е.В.Бунеевой «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования», схема анализа урока  в ОС «Школа 2100».

    На  крыле доски: Полезные ссылки http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/2011-03 - журнал № 3 за 2011 год «ФГОС: пути реализации» http://www.school2100.ru/ - главная страница ОС «Школа 2100»

    В центре доски: оборудование для урока обучения грамоте (звуковые карточки, учебник, плакат с буквой)

    1. Требование стандарта – формирование метапредметных УУД (в том числе – регулятивных).

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

    Рассмотреть памятки «УУД»

    1. Характеристика регулятивных УУД (памятки Универсальные учебные действия. /УУД).

    Регулятивные УУД -  обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.  К регулятивным УУД относятся:

    - целеполагание,  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

    - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

    - оценка - выделение и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

    Владение регулятивными УУД  помогает  школьнику:

    1. Регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий;
    2. Прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени;
    3. Контролировать с целью установления отклонений;
    4.  Корректировать (вносить дополнения), оценка качества усвоения;
    5. Преодолевать препятствия  (волевая саморегуляция).

    Рассмотреть таблицу

    «Регулятивные УУД на разных этапах обучения по ОС «Школа 2100»

    1. Требования стандарта к уровню сформированности РУУД к концу 1- 4 классов (Регулятивные универсальные учебные действия на разных этапах обучения по Образовательной системе «Школа 2100» в начальной школе).

    1. Средства формирования РУУД: образовательные технологии, задания учебника, специально созданные учебные задачи.

    а) Сущность технологии  проблемного диалога. Цель её применения – формирование регулятивных УУД.

    Проблемно-диалогическая технология  даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить  и решать проблемы. В соответствии с данной технологией  на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

    http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/ - полные версии  технологий ОС «Школа 2100»

    Рассмотреть схему анализа урока в ОС «Школа 2100»

    б) Показ примеров - отрывков уроков с использованием проблемной технологии  с одновременным заполнением схемы анализа урока по результатам ФГОС.

    - урок обучения грамоте (звук Ц, с. 30 – 31)

    РУУД

    Этапы урока

    - целеполагание,  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    -планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

    - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

    - оценка - выделение и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

    Дидактическая игра, создающая мотивацию

     к занятию

    Работа со звуковыми карточками, веером букв и т.д.

     Повторение изученных звуков и букв, их

    классификация и сравнение.

    Затруднение в игровой ситуации

    Появилась новая карточка: в какую группу её отнести?

    Предположение о том, чем будем заниматься

    на занятии, на основе дид. материала на доске (звуковые

     карточки, плакат с буквой). Работа в парах и группах.

    Формулирование темы и целей занятия. Проверка

    предположений по учебнику.

    Открытие нового знания или умения

    Уточнение темы занятия: какой конкретно звук новый.

    Характеристика нового звука на основе наблюдений.

    Составление плана работы с помощью учебника.

    Прогнозирование трудности-лёгкости заданий.

    Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление)

    Называние слов с новым звуком (по картинке).

    В какую же группу отнесём новый звук?

    Тренировочные  задания 

    Заполнение схем: коллективно с

    проговариванием, в группе с проговариванием,

    в паре с проговариванием, самостоятельно. Сравнение

    своей работы с работой соседа, с образцом на доске.

    Исправление ошибок.

    Всё ли мы успеваем? Что можно сделать потом?

    Итог занятия

    Что нового сегодня узнали? Что получилось легко, а

    в чём были затруднения? Над чем ещё надо поработать на следующих занятиях?

    Довольны ли вы своей работой?

    - фрагмент урока  математики – тема и цель, планирование (число 10, с. 32 – 35);

    -  фрагмент урока риторики – самооценка  (какой ты слушатель, с. 48 – 49)

    1. Как проверить сформированность регулятивных УУД (методики, диагностика). Обзор литературы: книга Е.В.Бунеевой «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования».
    2. Рефлексия: чему научились? Над чем надо работать?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

    Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

    Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

    1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

    Преемственность в формировании регулятивных УУД в период обучения в 1 классе

    Доклад на тему:  Преемственность в формировании регулятивных УУД в период обучения  в 1 классе...

    Родительское собрание "Семья, её роль в формировании нравственных ценностей и ориентирования подрастающего поколения"

    Презентация к Родительскому собранию "Семья, её роль в  формировании нравственных ценностей и ориентирования  подрастающего поколения", содержит диагностику учащихся....

    Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД

    Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и ...

    Доклад.Роль технологий проблемного диалога в формировании регулятивных УУД.

    Выступление на августовской конференции. Доклад на тему :"Роль технологий проблемного диалога в формировании регулятивных УУД."...

    Презентация.Роль технологий проблемного диалога в формировании регулятивных УУД.

    Выступление на августовской конференции. Презентация  на тему :"Роль технологий проблемного диалога в формировании регулятивных УУД."...